Международные валютно-финансовые, банковские организации и институты в системе международных экономических отношений

• Валютно-финансовые организации системы ООН в международных экономических отношениях

• Значение региональных валютно-финансовых и кредитных организаций

• Россия в международных валютно-финансовых организациях

24.1. Валютно-финансовые организации системы ООН в международных экономических отношениях

Международные валютно-финансовые и банковские организа­ции занимают важное место в системе МЭО.

Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее на­чало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая, в общем бесперебойное функ­ционирование валютно-финансовой сферы. Необходимость этого объясняется, прежде всего, как значительно возросшими масштабами взаимных связей государств, так и их изменившимся характером.

Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной.

В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.

Термин «международные валютно-кредитные и финансовые ин­ституты» используется для обозначения различных организаций, которые в той или иной мере выполняют функции регулирования международных валютных, кредитных и финансовых отношений, проведения исследований по проблемам валютно-кредитной и фи­нансовой сфер мирового хозяйства, выработки рекомендаций и предложений. Среди них особое место занимают организации в системе ООН: Международный валютный фонд (МВФ), группа Всемирного банка — Международный банк реконструкции и разви­тия (МБРР) и три его филиала — Международная ассоциация раз­вития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА).

В зависимости от целей и степени универсальности междуна­родные валютно-финансовые институты подразделяются на органи­зации, имеющие мировое значение, региональные, а также органи­зации, деятельность которых охватывает какую-либо конкретную сферу всемирного хозяйства.

К организациям первого типа относятся, например, Междуна­родный валютный фонд и группа Всемирного банка.

МВФ и МБРР обладают полной автономностью в своих действи­ях. Организованы они по принципу акционерных обществ, поэтому государства-члены значительно различаются по числу голосов.

Обе указанные организации были созданы в соответствии с ре­шениями Бреттон-Вудсской конференции 1944 г. и были призваны играть одну из центральных ролей в Бреттон-Вудсской валютной системе и в финансовом устройстве послевоенного мира. Несмотря на развал Бреттон-Вудсской системы и замену ее Ямайской, обе эти организации продолжают играть важную роль в международных экономических отношениях. При этом МВФ в целом более успеш­но, чем МБРР, приспосабливается к изменениям на мировой эко­номической арене.

Международный валютный фонд. В число членов МВФ в 2004 г. входило 184 государства. Россия вступила в МВФ в 1992 г.

Цели создания МВФ были следующие: содействовать сбаланси­рованному росту международной торговли; поддерживать устойчи­вость валютных курсов; способствовать созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами Фонда и устранению валютных ограничений, тормозящих рост международ­ной торговли, предоставлять странам-членам кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность внешних плате­жей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов; служить форумом для консультаций и сотруд­ничества в области международных валютных вопросов [2].

Универсальность МВФ по сравнению с другими организациями определяется тем, что он сочетает регулирующие (контролирующие, консультативные) и финансовые функции [1].

Регулирующая функция МВФ состоит в том, что он осуществляет надзор за политикой стран-членов на ее соответствие обязательст­вам, которые принимает на себя страна, вступая в Фонд. В соответствии с Уставом в центре внимания МВФ находятся вопросы на­блюдения за политикой стран-членов в отношении валютных кур­сов. С углублением тенденций к становлению глобальной экономи­ки указанная роль возросла. Это связано также и с тем, что после вступления в МВФ бывших социалистических стран эта организа­ция стала подлинно всемирной..

Контроль за политикой стран-членов осуществляется в рамках регулярных, как правило, ежегодных двусторонних консультаций персонала МВФ с официальными представителями государств-членов. На этих встречах обсуждению подлежат вопросы экономи­ческой политики, в том числе фискальной, валютной и кредитно-денежной, а также рассматривается состояние платежного баланса, внешнего долга страны.

Можно отметить определенное ужесточение контроля МВФ за мировой валютной системой. В конце 1992 г. вошла в силу третья поправка к Статьям соглашения (Уставу МВФ), которая дает Ис­полнительному совету Фонда право приостанавливать право голоса и некоторые, связанные с этим права стран — членов МВФ, систе­матически не выполняющих те или иные обязательства перед Фон­дом. Впервые это право было использовано МВФ в отношении Су­дана: с 9 августа 1993 г. право голоса этой страны в Фонде и свя­занные с этим права были приостановлены. Через год, 2 июня 1994 г., подобная процедура была применена в отношении Заира.

Представители Фонда отмечают, что усиление контроля вызва­но глубокими изменениями в мировой экономике, в частности, вследствие превращения ее в глобальную. Валютно-финансовый кризис, поразивший Мексику в конце 1994 г., а затем страны Юго-Восточной Азии и Россию, и осознание того, что масштабы, быст­рота и воздействие финансовых кризисов в открытой мировой эко­номике претерпели фундаментальную модификацию, явились сти­мулом для принятия Фондом мер по усилению надзора [3]. Усиление надзора осуществляется по трем направлениям:

• разрабатывается стандарт представления странами-членами статистических данных о состоянии экономики, которые должны своевременно сообщаться в МВФ;

• фонд намеревается сделать надзор постоянным. В дополне­ние к ежегодным будут проводиться и другие консультации. Более часто вопросы развития экономики в отдельных стра­нах будут обсуждаться на заседании Совета управляющих;

• главной задачей консультаций и обсуждений должны стать политика государств-членов в отношении валютных курсов; состояние баланса движения капитала, а также повышение внимания к странам, чей экономический потенциал таков, что его воздействие ощущается за их пределами. МВФ будет усиливать региональный надзор там, где экономическая по­литика формируется на наднациональном уровне. Основная финансовая функция МВФ состоит в предоставлении кредитов на общеэкономическую реструктуризацию. Использование страной — членом фонда ресурсов МВФ возможно лишь на опре­деленных, весьма жестких условиях. Во-первых, страна должна об­ратиться в Фонд с вескими доказательствами потребности в его ре­сурсах для финансирования дефицита платежного баланса. Во-вторых, МВФ должен убедиться, что страна, обратившаяся за по­мощью, сможет выполнить свои обязательства по погашению за­долженности перед Фондом.

МВФ выдвигает условия, выполнение которых призвано гаран­тировать, что:

• проводимая членом Фонда политика в приемлемые сроки приведет к достижению устойчивого платежного баланса и стабильного экономического роста страны;

• по мере необходимости предпринимаются шаги по струк­турной перестройке экономики;

• в решении структурных проблем и оздоровлении платежного баланса финансирование и стабилизационные меры допол­няют друг друга [3].

Каждый член МВФ имеет свою долю в совокупном капитале фонда — квоту, выражаемую в международных счетных единицах SDR (СПЗ — специальных правах заимствования). От размера кво­ты зависит число голосов, которое имеет государство — член Фонда (к 250 «базисным» голосам добавляется по 1 голосу на каждые 100 тыс. SDR квоты). Наибольшую квоту в капитале МВФ и соот­ветственно наибольшее число голосов имеют США — 17,7% общего количества голосов, Германия и Япония — по 5,5% голосов, страны Европейского союза — более 26%, Россия — 2,9%.

Число голосов имеет особый вес при принятии решений: по са­мым важным вопросам требуется квалифицированное большинство — 70 и 85%. Поэтому США и страны ЕС могут блокировать важней­шие решения МВФ.

Страны — члены МВФ вносят свою квоту в капитал Фонда ре­зервными активами (SDR и свободно используемой валютой по согласованию с Фондом) 25% и национальной валютой 75%. По­мимо капитала, формируемого за счет квот, МВФ может привле­кать и заемные ресурсы.

МВФ предоставляет ресурсы странам-членам, испытывающим серьезные трудности с платежным балансом и для осуществления программ стабилизации экономики, выдвигая при этом достаточно жесткие условия, что нередко рассматривается как диктат со сторо­ны Фонда.

Одним из крупных заемщиков Фонда в середине 1990-х годов стала Россия, долг которой МВФ к середине 1999 г. приближался к 20 млрд долл. В результате благоприятной ситуации (в частности, выросших цен на нефть) объем платежей России в счет погашения и обслуживания долга перед МВФ в 2004 г. возрос, и составил око­ло 1,7 млрд долл. (1,181 млрд SDR). Задолженность на начало 2005 г. равнялась 5 млрд долл., однако уже к середине 2005 г. Рос­сия погасила свой долг перед МВФ полностью.

Группа Всемирного банка.Международный банк реконструкции и развития(МБРР) — международный кредитно-финансовый инсти­тут, который в начальный период своей деятельности был призван уделять основное внимание восстановлению экономики западноев­ропейских стран, а с 1960-х годов в центре внимания банка оказа­лись развивающиеся страны. Радикальные изменения в мировом хозяйстве в конце 80-х — первой половине 90-х годов XX в. сделали объектом деятельности банка бывшие социалистические страны.

В 2004 финансовом году (закончился 30 июня 2004 г.) суммар­ные ресурсы, выделенные Всемирным банком развивающимся странам, составили 20,1 млрд долл. Хотя сама по себе эта сумма весьма внушительна, однако в 1995 г. только капиталы, вложенные в развивающиеся страны частным сектором, составили 170 млрд долл. [5].

Возрастающая конкуренция со стороны частного сектора и дру­гих региональных банков развития привела к заметному осложне­нию условий деятельности МБРР и его филиалов в развивающихся странах. Всемирный банк также сталкивается с дополнительными проблемами в связи с ужесточением политики США, которые со­кращают объем ресурсов, выделяемых Международной ассоциации развития. После отказа Конгресса США предоставить администра­ции Клинтона средства для погашения американских задолженно­стей MAP Всемирный банк принял решение увеличить ресурсы, выделяемые им MAP из прибыли банка, до 600 млн долл.

Деятельность группы Всемирного банка, прежде всего МБРР, в последние годы получала неоднозначную оценку. Хотя отмечается, что МБРРнакопил значительный опыт осуществления проектов в развивающихся странах (а именно они стали объектом внимания банка в 60-х—80-х годах XX в.), тем не менее, в адрес банка сделан ряд критических замечаний. Указывается на то, что некоторые про­граммы были недостаточно хорошо подготовлены, а потому не принесли желаемых результатов. Сторонники экологических дви­жений критикуют банк за то, что некоторые проекты, в частности плотины, сооруженные при поддержке МБРР, наносят ущерб ок­ружающей среде. В промышленно развитых странах недовольны нарастающими бюрократическими тенденциями в деятельности этой организации, высказывается мнение, что Всемирный банк должен активизировать свои усилия, чтобы в развивающихся стра­нах осуществлялись более глубокие реформы управления экономи­кой и качественное улучшение банковской и судебной систем; что банк должен уделять большее внимание созданию там благоприят­ного инвестиционного климата. Необходимо искать новые способы привлечения частных капиталовложений.

Членами МБРР могут быть только государства, принятые в МВФ. Россия стала членом МБРР в 1992 г. В настоящее время в МБРР входят 184 государства.

Капитал МБРР образован по подписке в соответствии с квотой, оп­ределенной для каждого государства с учетом его относительного эко­номического потенциала. Наибольшей квотой (около 17,5%) и числом голосов (примерно 17%) обладают США. Доля России в капитале фонда (и соответственно в общем, количестве голосов) — около 3%.

МБРР предоставляет кредиты только платежеспособным заем­щикам. Особенность банка заключается в том, что он не переносит сроки платежей по предоставленным кредитам. Поэтому МБРР ни­когда не имел убытков. Банк накопил значительный опыт в про­ектном финансировании (кредитовании на основе тщательного изучения экономической и финансовой целесообразности отдель­ных проектов).

Финансовые ресурсы МБРР складываются из собственного ка­питала (190,8 млрд долл. по состоянию на 30 июня 2002 г.), полу­чаемой прибыли от операций, а также из средне- и долгосрочных займов на международных рынках капиталов. Часть заемных средств банк получает от центральных банков отдельных стран.

В 1956 г. была образована Международная финансовая корпорация (МФК) в целях стимулирования частного сектора в развивающихся странах. Особенностью МФК является то, что она не признает га­рантий государств. МФК за годы своей деятельности предоставила больше чем 21,2 млрд долл. собственных средств и содействовала привлечению около 15 млрд долл. синдицированных займов для 1,852 компаний из 129 развивающихся стран. Уставной капитал Ме­ждународной финансовой корпорации составляет 2,45 млрд долл.

Хотя МФК и координирует свою деятельность с другими учре­ждениями Группы Всемирного банка, она является юридически и финансово независимой. Она имеет собственный Устав (Articles of Agreement), пайщиков, свою финансовую, управленческую и штат­ную структуру. Ее финансовые средства формируются 173 государ­ствами-членами, которые совместно определяют политику и дея­тельность Корпорации.

В 1960 г. как филиал МБРР была создана Международная ассо­циация развития (MAP) для оказания содействия беднейшим разви­вающимся странам. В ней в 2005 г. числилось 164 страны-члена.

Средства MAP образуются в основном за счет добровольных взносов более богатых стран-членов. В последнее время MAP испы­тывает большие затруднения с очередным пополнением ресурсов.

Льготные кредиты MAP предоставляются только государствам. Срок погашения — 35—40 лет; не предусматривается выплата про­центов за пользование ресурсами. За обслуживание средств, выде­ляемых в рамках кредитов, взимается сбор в размере 0,5%.

В 1988 г. в группе Всемирного банка появилось новое учреждение — Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), соз­данное с целью стимулирования инвестиций в странах-членах, чис­ло которых к 2005 г. составило 164. Спецификой его деятельности является то, что МИГА предоставляет гарантии иностранным инве­сторам против потерь, вызываемых некоммерческим риском.

В настоящее время предпринимаются шаги по активизации дея­тельности Банка, реформирования его структуры в целях лучшей координации усилий входящих в него организаций.

В целом развал Бреттон-Вудсской валютной системы, составной частью которой являлись МВФ и МБРР, привел к необходимости пересмотра роли и места этих организаций. Целесообразность со­хранения указанных финансовых институтов и в новых условиях разделяется большинством политических деятелей и экономистов. Можно ожидать, что в ближайшие годы обе эти организации, и прежде всего МВФ, продолжат линию на более глубокие преобра­зования своей деятельности с учетом новой мировой экономиче­ской среды, сложившейся после фундаментальных изменении в мировом хозяйстве на рубеже 80-х—90-х годов XX в.

Банк международных расчетов занимает особое место среди меж­дународных валютно-кредитных и финансовых организаций (БМР создан в 1930 г.; штаб-квартира в Базеле, Швейцария). БМР выполняет две основные функции:

• оказывает содействие сотрудничеству между центральными банками и обеспечивает благоприятные условия для прове­дения международных финансовых операций;

• выполняет роль доверенного лица или агента по осуществ­лению международных расчетов.

По форме БМР организован как акционерное общество. Его особенность — использование в расчетах франка с золотым содер­жанием 0,29032258 г. Разрешенный к выпуску капитал (1,5 млрд золотых франков) оплачен в размере 19,7%. Активы и пассивы, вы­раженные в долларах США, переводятся в золотые франки по курсу 208 долл. США за тройскую унцию золота (1 золотой франк = 1,94149 долл. США). Все другие валюты пересчитываются по их курсу по отношению к доллару США.

Акционерами банка являются главным образом промышленно развитые государства. Учитывая рост значения развивающихся стран, в частности азиатских, в мировой экономике, в сентябре 1996 г. в члены банка были приняты девять новых стран, в том числе Россия (всего на состояние 2005 г. насчитывалось 55 членов).

24.2. Значение региональных валютно-финансовых и кредитных организаций

В последние годы заметны усилия региональных банков разви­тия, которые стали составлять более серьезную конкуренцию груп­пе Всемирного банка. Это Азиатский банк развития (учрежден в 1965 г., базируется в Маниле); Африканский банк развития (осуще­ствляет операции с 1965 г., штаб-квартира в столице Кот-д'Ивуара Абиджане); Межамериканский банк развития (начал деятельность с 1 января 1960 г.; штаб-квартира в Вашингтоне), Исламский банк развития (приступил к операциям с 1975 г., местонахождение в г. Джипда, Саудовская Аравия) и рад других финансово-кредитных институтов.

Азиатский банк развития предоставляет примерно одну треть кредитов на льготных условиях. Приоритетными для банка являют­ся отрасли инфраструктуры.

Африканский банк развития выделяет ресурсы на цели развития африканским странам, оказывая им также содействие в виде экс­пертных услуг и обучения кадров. Оба банка управляют фондами развития — соответственно Азиатским и Африканским с льготным режимом кредитования.

Межамериканский банк развития направляет инвестиции в энер­гетику, сельское хозяйство и рыболовство. Для этого банка харак­терна высокая концентрация в предоставлении кредитов (больше всего ресурсов к началу 1990-х годов было предоставлено трем стра­нам — Аргентине, Бразилии и Мексике, более развитым по сравне­нию с другими латиноамериканскими странами).

Несколько кредитно-финансовых институтов осуществляет опе­рации в Европейском союзе. Созданные в значительной степени в результате начавшихся интеграционных процессов, они оказывают на них стимулирующее воздействие. С 1958 г. осуществляет опера­ции Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, штаб-квартира в Люк­сембурге).

Создано также несколько структурных фондов. В 1994 г. вместо действовавшего с 1973 г. Европейского фонда валютного сотрудни­чества был создан Европейский валютный институт, на который была возложена задача подготовки перехода к заключительному этапу создания экономического и валютного союза в рамках ЕС.

С апреля 1991 г. на европейском континенте началась деятель­ность Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), создан­ного для содействия переходу к рыночной экономике стран Цен­тральной и Восточной Европы, а также поддержки там частной и предпринимательской инициативы.

Особенностью ЕБРР является то, что среди его учредителей две международные организации — ЕЭС (ныне ЕС) и Европейский ин­вестиционный банк. В настоящее время в ЕБРР помимо них входят 58 стран-участниц.

Капитал банка (10 млрд экю) формировался путем выпуска ак­ций, из которых только 30% подлежали оплате. В связи с ожидае­мой нехваткой капитала в 1996 г. было принято решение о двукрат­ном увеличении капитала ЕБРР (до 20 млрд экю). При этом учре­дители банка согласились с тем, что это было первое и последнее увеличение капитала. По оценкам, после 1999 г. ЕБРР сможет обеспечить необходимые для своей деятельности ресурсы за счет собственных и заемных средств.

Доли различных стран в капитале ЕБРР и соответственно в числе голосов менее дифференцированы, чем, например, в МБРР. США имеют 10% акций, Великобритания, Италия, Франция, ФРГ и Япония — по 8,5%. Таким образом, в принципе ни одна из стран не может заблокировать важнейшие решения банка, для принятия которых требуется 85% голосов.

По состоянию на конец 2001 г. ЕБРР предоставил государствам региона кредиты на сумму более 6,1 млрд евро. Доля банка в прямых капиталовложениях достигла почти 15%. Примерно 70% инвестиций предназначены для частного сектора. ЕБРР предоставляет ресурсы на более выгодных условиях по сравнению с обычными частными бан­ками. Поскольку ЕБРР не имеет права выдавать кредиты, превы­шающие 35% объема, необходимого для осуществления проекта ка­питала, то он широко использует синдицированные кредиты.

Опыт деятельности ЕБРР используется при создании других по­добных банков развития» в частности в Средиземноморском бассейне. В ноябре 1995 г. были подписаны Статьи соглашения о соз­дании Ближневосточного банка развития, который начал операции в 1997 г.

В октябре 1996 г. 11 стран — членов организации Черноморско­го экономического сотрудничества, в которую входит и Россия, до­говорились об учреждении Черноморского банка развития. Одним из первоочередных проектов стало создание в регионе сети волокон­но-оптической связи, что значительно улучшит связь между при­черноморскими государствами.

Важную роль в процессах экономической интеграции в Запад­ной Европе играют валютно-кредитные и финансовые институты, созданные в рамках Европейского экономического сообщества (ныне Европейского союза).

Подготовкой перехода к этапу создания экономического и ва­лютного союза занимался Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфурт-на-Майне), на который возложена задача разработки правил и процедур в связи с введением единой валюты.

Европейский инвестиционный банк предоставляет долгосрочные кре­диты и гарантии компаниям, государственным органам и финансовым институтам для финансирования преимущественно инфраструктурных объектов в менее развитых регионах Европейского союза.

Деятельность этого банка, первоначально охватывающая только участников ЕЭС, в последующем распространилась и на другие ев­ропейские государства, а также развивающиеся, в частности на страны, подписавшие Ломейские конвенции.

В рамках Европейского союза созданы и действуют также фон­ды развития и структурные фонды. Европейский фонд развития (с 1958 г.) предоставляет в основном субсидии и льготные долгосроч­ные кредиты под низкие проценты развивающимся странам, ассо­циированным с ЕС. Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства был учрежден в 1962 г. в целях улучшения усло­вий для развития сельского хозяйства в странах ЕЭС. Программы, осуществляемые фондом, направлены на модернизацию сельского хозяйства. Из этого фонда фермерам выплачиваются различные компенсации и субсидии, в частности экспортные. С 1975 г. осуществляется деятельность Европейского фонда регионального развития, созданного для кредитования программ, цель которых — постепен­ное уменьшение региональных диспропорций. С 1960 г. приступил к операциям Европейский социальный фонд, образованный для улуч­шения возможностей занятости населения.

С 1 января 1989 г. вступили в силу реформы структурных фон­дов ЕС, проведенные в соответствии с Единым европейским актом (1987), которые предусматривают более четкие критерии отбора проектов и усиление внимания к менее развитым регионам ЕС.

При распределении ресурсов наблюдаются острые разногласия, вызываемые, в частности, стремлением каждой страны, имеющей отсталые регионы, получить больше ресурсов из структурных фон­дов. В 1994 г. из бюджета ЕС Греции, Испании, Португалии и Ир­ландии были предоставлены ресурсы на сумму более 10 млрд экю. Эти противоречия могут обостриться в случае принятия, а ЕС ряда восточноевропейских стран, а также Мальты и Кипра, изъявивших такое желание. Расширение ЕС привело бы к резкому росту числа регионов, имеющих право на субсидии, поскольку, по существую­щим правилам, регионы с уровнем ВВП на одного жителя менее 75% среднего уровня ВВПна душу населения по ЕС в целом вправе обращаться за такими субсидиями. По некоторым оценкам, боль­шинству из стран, изъявивших желание вступить в ЕС, потребуется не менее 20 лет, чтобы достичь среднего уровня ВВП на душу насе­ления в целом по ЕС [2].

Международные валютно-финансовые и банковские организа­ции, являясь важной частью институциональной структуры миро­вой экономики, взаимодействуют с организациями, созданными в других ее сферах, в частности со Всемирной торговой организаци­ей. Нарастание тенденций к глобализации, углублению интеграци­онных тенденций в ряде регионов мира, большей либерализации торговых режимов, существенные изменения в оценке места и роли иностранных инвестиций в экономике страны — все это создает объективную потребность дальнейшего совершенствования дея­тельности международных валютно-финансовых и банковских ин­ститутов. Однако осознание этой потребности, само по себе проти­воречивое, еще не означает, что усилия по реформированию будут бесконфликтными и быстрыми. Появление в начале следующего века новых стран с мощным экономическим потенциалом (напри­мер, Китая, Бразилии и т.д.) приведет к изменению баланса сил и в международных валютно-финансовых и банковских институтах.

24.3. Россия в международных валютно-финансовых организациях

До начала 1990-х годов Россия не состояла членом Междуна­родного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Участие в этих организациях в принципе открывает бо­лее широкие возможности для получения ресурсов на цели реструк­турирования экономики и развития, поскольку соглашения с МВФявляются положительным сигналом для других инвесторов. Достижение соглашений с МВФ также позволяет прийти к соглашениям о переоформлении российской внешней задолженности, большая часть которой представляет долги бывшего СССР, с Парижским и Лондонским клубами.

Весьма важно и то, что, будучи членом международных валютно-финансовых и кредитных организаций, Россия приобщается к богатому опыту регулирования валютной, кредитной и финансовой сфер, накопленному мировым сообществом.

Однако вступление в международные организации, в частности в МВФ, налагает на Россию обязательства, выполнение которых требует принятия в ряде случаев трудных политических решений.

В 1995 г. МВФ предоставил России сроком на 1 год кредит стенд-бай на сумму 4313,1 млн SDR, что равно ее квоте, под осу­ществление программы стабилизации экономики. Ход реализации программы отслеживался ежемесячно, а не ежеквартально, как это обычно принято. Однако отношения России с МВФ складывались не всегда благоприятно. В некоторых случаях, оценивая усилия российского правительства по реформированию экономики как недостаточные, Фонд или отказывался предоставлять обещанные кредиты, или замораживал их предоставление.

Согласившись с просьбой России в начале 1996 г. о выделении нового крупного займа сроком на 3 года в рамках механизма рас­ширенного кредитования, МВФ уже в июле 1996 г. отложил пере­вод очередной, пятой части 10-миллиардного долларового кредита на сумму 330 млн долл. В качестве причины указывалось невыпол­нение российским правительством условий, ранее согласованных с МВФ: был превышен бюджетный дефицит; пополнение доходов бюджета за счет сбора налогов оказалось значительно ниже плани­руемого. Однако в дальнейшем было найдено компромиссное ре­шение. Тем не менее уже в конце 1996 г. ситуация практически по­вторилась. В октябре 1996 г. МВФ объявил о том, что откладывает перевод шестого транша на сумму 340 млн долл. Это решение было принято Фондом после визита в Москву делегации экспертов для ознакомления с ходом выполнения согласованной с МВФ про­граммы. После 2000 г. ситуация изменилась: Россия перестала брать кредиты и начала плавное их погашение. К апрелю 2005 г. Россия сумела выплатить весь оставшийся долг перед МВФ (3,6 млрд долл. на начало 2005 г.).

Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финансо­вых средств. В середине 1990-х банк предоставлял РФ кредиты на общую сумму до 2 млрд долл. в год. Суммарный объем ресурсов, которые банк согласился выделить России достиг, по данным На 1 апреля 2005 г., почти 5,5 млрд долл. Только Китай и Индия полу­чают от Всемирного банка больший объем ресурсов. В основном кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструк­туры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку экономических реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.

Сотрудничество России с Европейским банком реконструкции и развития в последние годы развивается вполне успешно. Ресурсы, предоставленные банком, используются для поддержки нефтегазо­вой промышленности, мелкого и среднего бизнеса. Одной из круп­ных программ, суммарная стоимость которой оценивается в 520 млн долл., стало создание региональных венчурных фондов. Основная часть средств фондов направляется предприятиям, вы­пускающим потребительские товары. Запрещается делать вложения в производство табачных изделий, алкогольных напитков, оружия, а также в игорные дома и ряд других сфер.

Одно из направлений деятельности ЕБРР в России — приобре­тение им акций российских банков, в том числе региональных. Российские банки стремятся расширять сотрудничество с ЕБРР, поскольку это будет способствовать, в частности, улучшению расче­тов по экспортно-импортным операциям. ЕБРР приобретен пакет акций Российского банка проектного финансирования. Кредитные линии открыты нескольким российским банкам, в том числе Мос­ковскому международному банку, а также Кузбассоцбанку. Парт­нерство ЕБРР с Кузбассонбанком в сфере кредитования малого бизнеса, начавшееся еще в 1994 г., оказалось достаточно успешным. Некоторые программы в России ЕБРР ведет совместно с МБРР. Так, продолжается осуществление проекта развития финансовых учреждений, который Правительство РФ реализует за счет займов от МБРР(200 млн долл.) и ЕБРР (100 млн). В результате должны повыситься надежность ряда ведущих российских банков, расши­риться и улучшиться набор предоставляемых ими услуг.

В дальнейшем российские банки — участники проекта смогут воспользоваться средствами двух других займов МБРР и ЕБРР, ко­торые предусматривают стимулирование средне- и долгосрочных инвестиций в российскую промышленность [2].

В ряде случаев ЕБРР принимает на себя риск, от которого отка­зываются частные коммерческие банки. Примером может служить кредитование банком ряда российских судостроительных компаний.

Россия, переживающая в конце XX — начале XXI в. нелегкий период утверждения рыночных начал в экономике, может исполь­зовать свое членство в международных валютно-кредитных и фи­нансовых организациях для более целенаправленного и быстрого, но в то же время и менее болезненного перехода к новым формам хозяйствования-Резюме

Международные валютно-финансовые и банковские организации за­нимают важное место в системе международных экономических отно­шений. Некоторые организации (МВФ) универсальны. Радикальные из­менения в мировом хозяйстве на рубеже 80—90-х годов XX в. привели к необходимости адаптации международных валютно-кредитных и фи­нансовых организаций к новым условиям деятельности. Возросло зна­чение региональных финансово-банковских организаций. Создан ряд новых региональных банковских учреждений. Существенна роль валют­но-кредитных институтов в углублении интеграционных процессов в За­падной Европе. Участие России в международных валютно-финансовых и кредитных институтах открывает перед ней более широкие возмож­ности привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реформи­рования экономики.

Основные понятия

Международные валютно-кредитные и финансовые институты — между­народные организации, в той или иной мере выполняющие функции регулирования международных валютных, кредитных и финансовых от­ношений, проведения исследований по проблемам валютно-кредитной и финансовой сфер мирового хозяйства, выработки рекомендаций и предложений.

Международный валютный фонд — универсальная валютно-кредитная организация системы ООН. Занимает важное место в мировой валют­ной системе. Осуществляет регулирующие, консультативные и финан­совые функции.

Группа Всемирного банка — группа международных финансовых орга­низаций во главе с МБРР (создана в 1944 г.). Включает Международную финансовую корпорацию — МФК [1956), Международную ассоциацию развития — MAP (1960) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство-МИГА (1988).

Региональные финансовые институты — региональные банки и финан­совые учреждения, предоставляющие финансовые ресурсы на цели развития, а также для закрепления и углубления интеграционных про­цессов в ряде регионов.

Контрольные вопросы

1. Назовите валютно-финансовые организации системы ООН.

2. Каковы цели и задачи МВФ и группы Всемирного банка?

3. В чем состоят основные проблемы сотрудничества России с МВФ и МБРР в настоящее время?

Библиографический список

1. Анализ экономики. Учебник / Под ред, В.Е. Рыбалкина, В.М. Гри-банича. — 2-е изд. — М.: МО, 2005.

2. Мировая экономика: Учебник / Под ред. Ю А. Щербанина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

3. Финансовые известия. 1996. 5 июля,

4. Финансовая организация и деятельность Международного валютно­го фонда. — Вашингтон, 1994. — С. П.

5. IMF Survey. September 1996. P. 8.

6. The Economist. 3 August 1996. P. 27.

7. The Economist. 21 July 1996. P. 63. ГЛАВА

Наши рекомендации