Международные валютно-финансовые организации

Международный Валютный Фонд (МВФ)

занимается содействием международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере, обеспечивает финансовую

стабильность, способствует международной торговле, высокой занятости и устойчивому экономическому росту, а также сокращению бедности во всем мире. МВФ был создан в 1945 году; он управляется188 государствами-членами, в число которых входят почти все страны мира, и подотчетен им.

Кратко о МВФ

 Число государств-членов: 188 стран

 Штаб-квартира: Вашингтон, округ Колумбия

 Исполнительный совет: 24 директора, представляющие

страны или группы стран

 Число сотрудников: приблизительно 2475 из 156 стран

 Общая сумма квот: 360 млрд долларов (по состоянию

на 09/08/2012)

 Дополнительные обязательства о выделении ресурсов:

1 триллион долларов

 Принятые обязательства о выделении кредитов (по

состоянию на 09/08/2012): 243 млрд долларов, из них 186

млрд. долларов еще не были использованы (см. таблицу)

 Крупнейшие заемщики (утвержденные суммы на

09/08/2012): Греция, Португалия, Ирландия

Самые крупные превентивные кредиты (суммы,

утвержденные на 09/08/2012): Мексика, Польша,Колумбия

Консультации в рамках надзора: в 2011 финансовом

году завершены консультации со 128 странами, а в 2012

финансовом году — со 117 странами.

Прозрачность: в 2011 году примерно 90 процентов

докладов о консультациях в соответствии со Статьей IV,

докладов персонала, связанных с программами, и

документов по вопросам экономической политики были

опубликованы

Первоначальные цели: Статья I Статей соглашения

устанавливает основные задачи МВФ:

 способствовать развитию международного валютно-

финансового сотрудничества;

 способствовать процессу расширения и

сбалансированного роста международной торговли;

 содействовать стабильности валют;

 оказывать помощь в создании многосторонней системы

расчетов;

 предоставлять ресурсы (при соблюдении адекватных

гарантий) в распоряжение

государств-членов, испытывающих затруднения в

финансировании платежного баланса

СДР эмитируемые Международным валютным фондом (МВФ) международные резервные и платежные средства, предназначенные для регулирования сальдо платежных балансов, пополнения официальных резервов и расчетов с

МВФ. одноименная с кредитным механизмом МВФ искусственная коллективная денежная единица, курс

которой определяется на основе средневзвешенного

курса специального набора валют.

Растущая глобальная нехватка долларов США в 1960-х

годах привела к созданию в 1969 году СДР — резервного

актива, который страны могли использовать во взаимных

расчетах и который не зависел от платежных дисбалансов в ключевых странах.

Масса долларовых резервов, например, зависела от дефицита платежей США, что подрывало стоимость доллара. МВФ мог эмитировать СДР во многом по аналогии с тем, как центральный банк страны, например Федеральная резервная система США, эмитирует

доллары.

Однако вскоре после того, как первые СДР были выпущены, глобальна нехватка ликвидности прекратилась, что во многом было связано с дисбалансами в США.

Одна из важнейших обязанностей МВФ заключается в

предоставлении кредитов государствам-членам, сталкивающимся с фактическими или потенциальными

трудностями в области платежного баланса.

Эта финансовая помощь помогает странам,стремящимся пополнить свои международные резервы, стабилизировать свои валюты, продолжать оплачивать импорт и восстановить условия для активного экономического роста одновременно с принятием мер по исправлению первоначальных проблем.

В отличие от банков развития МВФ не предоставляет кредиты на конкретные проекты.

Когда страна может заимствовать средства у МВФ?

Государство-член может обратиться за финансовой помощью МВФ, если у него есть потребность (фактическая или потенциальная) в финансировании платежного баланса, то есть оно не может найти достаточного финансирования на доступных условиях для покрытия чистых международных платежей (например, по импорту, для погашения внешнего долга) при сохранении достаточных резервов на будущее.

Кредит от МВФ обеспечивает резервные возможности,

облегчающие проведение мер стабилизации и реформы, которые страна должна осуществить для исправления проблемы платежного баланса и восстановления условий для активного экономического роста.

Процесс кредитования МВФ

По получении просьбы государства-члена ресурсы МВФ

обычно предоставляются в рамках «договоренности о

кредитовании», которая в зависимости от применяемого

инструмента кредитования может предусматривать

конкретные меры экономической политики и действия,

которые страна соглашается осуществить для решения

своей проблемы с платежным балансом.

Программа экономической политики, лежащая в основе

договоренности, разрабатывается страной на основе

консультаций с МВФ и в большинстве случаев

представляется Исполнительному совету Фонда в

«Письме о намерениях». Как только Совет утверждает

договоренность, ресурсы МВФ обычно выделяются

долями поэтапно по мере реализации программы

Инструменты кредитования МВФ

Новые льготные механизмы для стран с низкими

доходами вступили в силу в январе 2010 года в рамках

Трастового фонда на цели сокращения бедности и

содействия экономическому росту (ПРГТ) и являются

частью более широкой реформы с целью придать

большую гибкость оказываемой Фондом финансовой

поддержке и обеспечить ее большее соответствие

различным потребностям стран с низкими доходами.

Все механизмы предназначены для поддержания

собственных программ стран, нацеленных на

достижение устойчивой макроэкономической позиции в

соответствии с задачей обеспечения прочного и

долгосрочного сокращения бедности и экономического

роста.

Расширенный кредитный механизм (ЕКФ) заменил

механизм финансирования на цели сокращения

бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) в

качестве главного инструмента Фонда для оказания

среднесрочной поддержки странам с низкими доходами,

испытывающим длительные трудности с урегулированием платежного баланса. Финансирование в рамках ЕКФ в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 5½ года и полным сроком

погашения в 10 лет.

Кредитный механизм «стэнд-бай» (СКФ)

используется для оказания финансовой поддержки странам с низкими доходами, которые испытывают краткосрочные трудности с урегулированием платежного баланса.

СКФ заменил компонент высокого доступа механизм

финансирования для преодоления внешних шоков (ЕСФ) и может использоваться в широком диапазоне обстоятельств, в том числе в качестве меры предосторожности.

Финансирование в рамках СКФ в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 4 года и полным сроком погашения в 8 лет

Механизм ускоренного кредитования (РКФ) обеспечивает быструю финансовую помощь при ограниченном предъявлении условий и предназначен для стран с низкими доходами, столкнувшимися со срочными потребностями для урегулирования платежного баланса.

Введение РКФ упорядочивает чрезвычайную помощь Фонда странам с низкими доходами, и он может гибко использоваться в широком диапазоне обстоятельств.

Финансирование в рамках РКФ в настоящее время

осуществляется под нулевую процентную ставку, с

льготным периодом в 5½ года и полным сроком погашения в 10 лет.

Договоренности о кредите «стэнд-бай» (СБА).

Основная часть нельготной помощи МВФ предоставляется через СБА. СБА предназначены для помощи странам в преодолении краткосрочных проблем с платежным балансом.

Цели программ предусматривают решение этих проблем, а выплаты средств обусловлены достижением этих целей («предъявляемые условия»).

Срок действия СБА составляет обычно 12–24 месяцев, кредит погашается в течение 3¼-5 лет с момента фактического предоставления.

Гибкая кредитная линия (ГКЛ). ГКЛ предназначена для стран с очень хорошими основними экономическими показателями, обоснованной экономической политикой и успешным опытом проведения политики, и полезна как для

предотвращения кризиса, так и для принятия антикризисных мер.

Договоренности о ГКЛ утверждаются по просьбе соответствующих государств-членов для стран, отвечающих заранее установленным критеріям доступа. Срок действия ГКЛ составляет один-два года (с промежуточным обзором соответствия критеріям после одного года), а период погашения является таким же, как для СБА.

Превентивная кредитная линия для предоставления

ликвидности (ПЛЛ). ПЛЛ заменила превентивную

кредитную линию (ПКЛ), улучшив ее сильные стороны и

повысив ее гибкость. ПЛЛ может использоваться как для

предотвращения кризисов, так и для принятия антикризисных мер странами с надежными основными

экономическими показателями, обоснованной экономической политикой и успешным опытом проведения такой политики.

В странах, имеющих право на кредиты ПЛЛ, могут присутствовать умеренные факторы уязвимости, и эти

страны могут не отвечать стандартам соответствия

критериям ГКЛ, но они не требуют тех же крупномасштабных корректировок в экономической

политике, которые обычно связаны с СБА.

Механизм расширенного кредитования (ЕФФ). Этот

механизм был создан в 1974 году для содействия странам в преодолении среднесрочных и более долгосрочных проблем, связанных с платежным балансом, вызванных обширными искажениями, которые требуют фундаментальных экономических реформ.

Поэтому срок договоренностей в рамках ЕФФ больше,

чем при СБА, обычно он не превышает 3 лет в момент

утверждения, с максимально возможным продлением

еще на один год в соответствующих условиях. Срок погашения: 4½–10 лет со дня фактического предоставления средств.

Инструмент для ускоренного финансирования

(РФИ). РФИ был введен взамен прежних механизмов

экстренной помощи и расширения их сферы действия.

РФИ обеспечивает быструю финансовую помощь при

ограниченном предъявлении условий для всех государств-членов, столкнувшимися с острыми потребностями в урегулировании платежного баланса. Доступ в рамках РФИ ограничивается годовым лимитом в 50 процентов квоты и общим лимитом доступа в 100 процентов квоты. По экстренным кредитам действуют те же условия, что

и по ГКЛ, ПЛЛ и СБА, сроки погашения составляют3¼–5 лет

Всемирный банк — международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам.

В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации.

Цели деятельности Всемирного банка - способствовать устойчивой глобализации в интересах всех слоѐв населения, сокращению масштабов бедности, ускорению экономического роста без ущерба для окружающей

среды, а также создавать для людей новые возможности и вселять в них надежду.

Институт Всемирного банка (ИВБ) является глобальным

проводником знаний, обучения и инноваций в области борьбы с бедностью. Являясь неотъемлемой частью Группы Всемирного банка, он объединяет усилия экспертов, сообществ и институтов для поиска решений задач в области развития.

Пять агентств, одна группа. В состав Всемирного банка входят пять организаций:

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

Международная ассоциация развития(МАР)

Международная финансовая корпорация (МФК)

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ)

Международный центр по урегулированию инвестиционных

споров (МЦУИС)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (МБРР) направлен на сокращение бедности в странах со средним уровнем дохода и кредитоспособных бедных странах путем содействия устойчивому развитию, предоставления займов, гарантий, и аналитических и

консультационных услуг . Основанный в 1944 году, как и институт Группы Всемирного банка, МБРР является структурой МБ и работает в интересах своих 188 стран-членов. МБРР получает большую часть средств на финансовых рынках в мире и стал одним из наиболее авторитетных заемщиков. Доход, который МБРР

получает на протяжении многих лет позволил ему финансировать опытно-конструкторские работы и обеспечить его финансовую силу, что позволяет ему занимать по низкой цене и предлагает клиентам хорошие условия заимствования.

Международная ассоциация развития (МАР) является одной из организаций Всемирного банка, которая оказывает помощь беднейшим странам мира. Деятельность учрежденной в 1960 году МАР направлена на сокращение масштабов бедности посредством предоставления займов (называемых ―кредитами‖) и грантов для реализации программ ускорения экономического роста, сокращения

неравенства и улучшения условий жизни населения.

МАР дополняет деятельность Международного банка реконструкции и развития (МБРР) – первой кредитной организации в составе Всемирного банка. МБРР был учрежден в качестве самостоятельной организации, которая предоставляет займы и консультационные

услуги странам со средним уровнем дохода и кредитоспособным странам. МБРР и МАР имеют общие персонал и штаб-квартиру и при оценке проектов применяют одни и те же строгие стандарты.

МАР является одним из крупнейших источников помощи для 82 беднейшей страны мира, 40 из которых находятся в Африке, а также крупнейшим источником донорских средств, обеспечивающи хбазовые социальные услуги в этих странах. Финансируемые МАР операции помогли изменить к лучшему жизнь свыше 2,5 миллиарда

человек, большинство из которых живут менее чем на 2 долл. США в день. МАР предоставляет кредиты на льготных условиях. Это означает, что кредиты МАР выдаются под нулевой или очень низкий процент сроком более чем на 25–40 лет и предусматривают льготный

период от 5–10 лет. МАР также предоставляет гранты

странам,которым угрожает кризис задолженности.

Международная финансовая корпорация МФК является одной из организаций Группы Всемирного банка и крупнейшим учреждением в области глобального развития, которое работает исключительно с частным сектором развивающихся стран.

Созданная в 1956 году, МФК находится в собственности 184 стран-членов, которые совместно определяют ее политику. ДеятельностьКорпорации в более чем 100 развивающихся странах позволяет компаниям и финансовым учреждениям на формирующихся рынках

создавать рабочие места, обеспечивать налоговые поступления, совершенствовать корпоративное управление и улучшать экологические показатели деятельности, а также содействовать местным сообществам.

Видение МФК: люди должны иметь возможность

преодолеть бедность и изменить свою жизнь к лучшему.

Стратегические приоритеты:

Заострить внимание на рынках с повышенным уровнем

риска.

Решать связанные с изменением климата проблемы и

обеспечивать экологическую и социальную устойчивость.

Устранять препятствия для развития частного сектора

в сфере инфраструктуры, здравоохранения,образования, а также в системе поставок продовольствия

Развивать местные финансовые рынки финансовые рынки.

Строить долгосрочные клиентские отношения в странах с формирующейся рыночной экономикой

МИГА является членом Группы Всемирного банка. Наша миссия заключается в содействии привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в развивающиеся страны, для піддержки экономического роста, сокращения бедности и улучшения жизни людей.

Многосторонний центр урегулирования инвестиционных

споров (МЦУИС) является автономной международной

организацией, созданной в соответствии с Конвенцией об

урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств (ICSID или Вашингтонская конвенция) с более чем ста сорока государств-членов. Основной целью МЦУИС является создавать условия для примирения и арбитража международных инвестиционных споров.

Наши рекомендации