Основные международные организации и их роль в системе международных отношений

3.Республика Беларусь в системе международных отношений

1.Мировой политический процесс: сущность и составляющие элементы. Одним из направлений политической науки является изуче­ние проблем мировой политики. Это направление политологи­ческих знаний определяется как политология международных отношений, предметом которой являются мировая (международ­ная) политика, ее социальная природа, а также закономерности ее функционирования и развития.

Международные политические отношения представляют со­бой основу взаимосвязей между странами и народами. Их спе­цифика заключается в том, что это отношения «первого порядка», на базе которых выстраиваются взаимоотношения во всех других сферах международной жизни. Широко известно, что установление политико-дипломатических связей и отношений между странами, как правило, предшествует развитию иных контактов и взаимодействий между ними. Поэтому политический уровень взаимоотношений, поддерживаемый между государствами, во многом определяет характер экономического, культурного и иного сотрудничества между странами и народами, масштабы и степень взаимодействия, многообразие связей и т.д. Политические отношения – это, прежде всего, отношения между народами на межгосударственном уровне, хотя субъектами международной политики выступают и негосударственные институты, организации и объединения.

Причины формирования международных политических отношений многообразны. Ими могут быть потребности экономического порядка. Географическая и этническая близость, общность исторических судеб, совместная заинтересованность в обеспечении обороны и безопасности, в решении экологических проблем и др. В процессе развития современного общества могут видоизменяться условия и предпосылки для формирования по­литических отношений между странами и народами, однако ос­тается неизменной потребность в их развитии на двусторонней и многосторонней основе.

Международные политические отношения – это отношения между странами и народами по поводу их положения в системе мировых связей. Они складываются в процессе сложного взаимодействия субъектов мировой политики, являются результатом длительного исторического развития, зависят от силы и влияния отдельных государств (или групп государств), их способности изменять международную ситуацию.

Реальный «вес» государств и степень их влияния на ход миро­вого развития в современных условиях зависят, прежде всего, от их экономического потенциала, уровня научно-технического и оборонного могущества, способности обеспечивать свою безо­пасность и стабильность. Немаловажным фактором влияния яв­ляется культурно-духовный потенциал страны, информационные возможности, наличие достижений в сфере социальной жизни (образ жизни, материальное благополучие) и гуманитарной области (решение проблемы прав и свобод личности и т.д.). Существенное значение для каждой страны имеют численность ее населения, размер территории, наличие природных богатств, географическое положение, характер исторических связей и традиций. Большое значение при определении места того или иного государства в системе международных отношений имеют такие политические характеристики, как тип общественно-государственного устройства и политического режима. Способность правящей элиты осуществлять эффективную внутреннюю и внешнюю политику, уровень осознания правящей элитой национально-государственных интересов, наличие надежных политических союзников и постоянных партнеров на международной арене и др. Политолог Дж. Найем считает, что можно говорить о девяти основных признаках, определяющих статус великой державы. Эти признаки, или «источники мощи», он выстраивает в иерархию, которая выглядит следующим образом:

1. Масштабы страны (территория и население);

2. Объем природных ресурсов;

3. Военная мощь;

4. Экономическое могущество;

5. Научно-технические возможности;

6. Национальная сплоченность;

7. Внутренняя стабильность общества;

8.Международный престиж (авторитет) государства;

9. Поддержка союзников.

Наличие высоких («сильных») показателей по всем указанным параметрам, по мнению Дж. Найема, дает основание считать страну великой державой.

2. Основные международные организации и их роль в системе международных отношений. Для понимания сущности международных политических отношений необходимо определение основных субъектов мировой политики. В политологической литературе чаще всего выделяют четыре основных субъекта, которые играют су­щественную роль в системе международных отношений: нацио­нальные государства, межгосударственные объединения, между­народные правительственные организации и внегосударственные (неправительственные) организации и движения. Кратко остановимся на их характеристике.

Национальные (суверенные) государствавыступают в системе международных отношений в качестве главных субъектов внешнеполитической деятельности. На международной арене они входят в различные отношения между собой, определяют формы конкретных взаимосвязей и взаимодействий в рамках мирового сообщества, на региональном уровне, а также на двусторонней основе. Нередко те или иные аспекты международной политики даже персонифицируются с конкретными политическими руководителями отдельных стран: наполеоновские войны, доктрина Монро, план Маршалла для послевоенной Европы и т.д.

Межгосударственные объединенияпредставляют собой коалиции государств, военно-политические блоки (например, НАТО), интеграционные организации (ЕС), политические ассоциации (Лига арабских стран, Движение неприсоединения). Это объединения на межгосударственной основе, играющие в современной политике весьма важную роль.

Международные правительственные организации– особый тип объединений, куда входят представители большинства стран мира, нередко имеющие несовпадающие политические ориентации и интересы. Такие организации создаются для обсуждения проблем, имеющих всеобщее значение, и для координации деятельности мирового сообщества (ООН, ЮНЕСКО и др.).

В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международная организация – это объединение государств, в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств-членов.

Любая межправительственная организация должна обладать, по крайней мере, шестью признаками.

Во-первых, она создаётся в соответствии с международным правом. Это наиболее существенный признак, имеющий решающее значение. Любая правительственная организация должна быть создана на правомерной основе, а именно организация не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества в целом.

Кроме того, любая международная организация создаётся на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций также межправительственные организации. Например, ЕС является членом многих международных рыболовных организаций.

Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами-членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения.

Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру. Этот признак как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы.

Следующим важным признаком международной организации является наличие у неё прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в её учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия. Международная организация также имеет самостоятельные международные права и обязанности, т.е. обладает автономной волей, отличной от воли государств-членов. Этот признак означает, что любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами-членами. Таким образом, международная организация, обладающая вышеназванными признаками, считается международной межправительственной организацией.

Например, Совет Европы основан в соответствии с Уставом в мае 1949 г. Целью этой Организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществлении идеалов и принципов, являющихся их общим достижением, содействие их экономическому и социальному прогрессу.

Деятельность Совета Европы сконцентрирована на таких проблемах, как правовое обеспечение прав человека, содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности, поиск совместных решений социальных проблем, развитие политического партнёрства с новыми демократическими странами Европы и др.

Руководящими органами Совета Европы являются Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещание отраслевых министров и Секретариат. Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств-членов, и является высшим органом Советы Европы. Он принимает решения по поводу программы работы организации, одобряет рекомендации Консультативной ассамблеи. На уровне министров он собирается обычно 2 раза в год. Предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне постоянных представителей государств-членов Совета Европы. Членами Совета Европы являются 40 государств. Штаб-квартира организации находиться в Стамбуле.

Современные международные организации делятся на два основных типа: межправительственные и неправительственные организации. Роль и тех и других значительна и все они способствуют общению государств, в различных сферах жизни.

Международной неправительственной организацией считается любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Такие организации должны быть признаны, по крайней мере, одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учредительного акта. Возникли подобные организации в начале XIX века, а в настоящее время их насчитывается около 8000. Международные неправительственные организации (МНПО) играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. А в ряде областей они являются даже лидерами. К примеру, комитет Красного креста, принципами деятельности которого является гуманность, беспристрастность, независимость и добровольность, внёс большой вклад во взаимодействие государств в различных областях.

Негосударственные (неправительственные) международные организации и движениятакже являются активными субъектами политики. В их число входят международные объединения по­литических партий (например, христианских, коммунистических, социалистических – Социнтерн), профессиональных союзов (Всемирная федерация профсоюзов, Международная конфедерация свободных профсоюзов и др.), молодежи, студентов, пацифистские движения и т.д.

Особую роль в последнее время начинают играть нефор­мальные международные движения и организации, такие, как «народная дипломатия», «зеленые» и др. К негосударственным международным организациям в современной литературе относят также многонациональные корпорации, церковно-религиозные объединения и ряд других, которые, не являясь организациями политического характера, тем не менее, оказывают существенное воздействие на международные политические процессы.

Следует обратить особое внимание на те субъекты междуна­родной политики, которые играют деструктивную роль и могут создавать угрозу нормальному развитию международных отно­шений, подрывать как международную, так и национальную безопасность. Таковыми, во-первых, являются государства, про­возглашающие претензии на мировое господство, а также строящие свою внешнюю политику на базе захватнических и реваншистских устремлений. Во-вторых, деструктивными субъектами между­народной политики являются международные террори­стические группы и организации, транснациональные объединения наркобизнеса, интернациональные мафиозные структуры, масонские организации, некоторые международные религиозные объединения. Отношения между субъектами политики на международной арене строятся и развиваются на различной основе. Это могут быть отношения сотрудничества и борьбы, взаимной поддержки и конкуренции. Особое значение в мирном разрешении между­народных конфликтов имеет политика разумных компромиссов, учитывающих обоюдные интересы государств.

3. Республика Беларусь в системе международных отношений. Республика Беларусь исходит из убеждения, что миропорядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете положений Устава ООН и норм международного права. Стабильность системы международных отношений может быть достигнута только на основе реального равноправия всех её субъектов, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества, призванных обеспечить надёжную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иной сферах.

В силу сложных поворотов в истории Беларуси формирование ее современной внешней политики пошло по пути синтеза исторических традиций, положительных наработок советского периода с принципиально новыми подходами – результатом кардинальных изменений как в Республике Беларусь, так и на мировой арене. Специфика современной фазы развития международных отношений, прагматичный экономический расчет обусловили избранный Республикой курс на многовекторность во внешней политике, подразумевающей развитие мирных, равноправных, устойчивых, взаимовыгодных отношений как со странами- соседями, так и с государствами дальнего зарубежья. Причём основой таких отношений всегда является обеспечение и соблюдение национальных интересов белорусского народа, сохранение самобытности, свободы, независимости и суверенитета.

Именно этим объясняется неприятие Беларусью монополярного мироустройства, направленного против интересов не только белорусского, но и других суверенных государств.

Основные приоритеты Республики Беларусь во внешней политике неизменны. Они лежат там, где сосредоточены и находятся интересы страны:

- укрепление Союза с Россией;

- постепенная консолидация постсоветского геополитического пространства в рамках Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества;

- активное участие в общеевропейских политических и экономических процессах;

- развитие отношений с государствами Ближнего Востока, Китаем, странами Латинской Америки;

- эффективное сотрудничество с международными организациями, прежде всего с ООН.

Тема 19. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

1.Глобальные проблемы современности: сущность, структура и динамика.

2. Роль ООН и других международных организаций в разрешении глобальных проблем современности.

1. Глобальные проблемы современности: сущность, структура и динамика. Для понимания сложных явлений современной политической жизни в сфере международных отношений следует особо остановиться на тенденциях развития мировой политики. Учет ос­новных тенденций необходим при анализе не только международных, но и национальных политических проблем. Одной из ведущих тенденций современного политического развития является превращение международных отношений в подлинно всемирные отношения. В этом качестве они выступают по существу лишь в новейшее время, поскольку современный мир представлен не только несколькими «великими державами» или кругом преимущественно европейских стран, как это было еще в конце XIX-начале XX вв., но более чем 200 государствами, в которых проживают многочисленные народы планеты. Все они ныне являются субъектами международных отношений и мировой политики, так или иначе, воздействуют на политические процессы в мире. Включённость в мировую политику большого числа стран и народов свидетельствует об усложнении международных отно­шений, что выражает еще одну тенденцию современного развития. В наше время активное участие в политической жизни государств, находящихся на различных уровнях социально-экономического и культурного развития, имеющих своеобразную историю и национальный опыт, разнообразные типы политического устройства, порождает весьма пестрый политический ландшафт; новые международные проблемы и противоречия. Отсюда – возрастание роли международных организаций в современной политике, призванных координировать деятельность большого числа национальных государств, выступающих в роли субъектов. Усложнение международных политических отношений вызвано также разрушением двухполюсного мира, связанного с существованием в недавнем прошлом двух «сверхдержав» и двух мощнейших военно-политических блоков, и формированием новой международной политической структуры.

Важной тенденцией, характеризующей современные полити­ческие отношения, является рост интеграционных процессов в мире при одновременном пробуждении и развитии национального самосознания народов.Эта тенденция проявляется весьма проти­воречиво в международном масштабе. С одной стороны, в мире усиливается стремление к интернационализации, в том числе в сфере политики, на основе экономического сближения стран и народов; с другой – все более рельефно выступают национальные и националистические устремления различных народов, что получило определение «национального ренессанса» как явления мирового порядка.

Наконец, важнейшей тенденцией развития современного мира является выдвижение в центр мировой политики и междуна­родных отношений проблем иного порядка. Отличительные черты этих проблем: комплексность, системность и всеобщий характер. В них отражаются единство современного мира, усиление взаимосвязи и взаимозависимости всех элементов человеческого сообщества, в частности, существующих мировых политических структур.

Глобальные проблемы включают в себя четыре основные группы: социально-политические, социально-экономические, экологические и гуманитарные. Все они требуют не только специального рассмотрения, но и использования конкретных политических средств, для своевременного и эффективного разрешения.

Социально-политические проблемысоставляют значительный круг чрезвычайно актуальных задач, которые необходимо решать совместными усилиями всего мирового сообщества. К ним относятся: предотвращение ядерной войны, прекращение гонки вооружений и разоружение, мирное разрешение межгосударст­венных споров, а также региональных и международных воору­женных конфликтов, строительство ненасильственного мира на основе доверия между народами и упрочения системы междуна­родной безопасности. Эти проблемы (особенно недопущение ядерной войны и разоружение) носят первостепенный характер, так как от их своевременного решения во многом зависит суще­ствование самого человечества

Проблемы социально-экономического характера связаны с пре­одолением экономической эксплуатации и слаборазвитости, нищеты и отсталости, с поисками путей разрешения энергети­ческого, сырьевого и продовольственного кризисов, острой де­мографической ситуации в развивающихся странах.

Экологические проблемызатрагивают вопросы сохранения природной среды обитания людей, требующие международных усилий и коор­динации, а гуманитарные – связаны с человеческим измерением общественного прогресса, что предполагает обеспечение всего комплекса прав человека, духовное развитие личности, преодоление культурной отсталости и экспансии. Разрешение глобальных проблем современности – важнейшая задача меж­дународной политики.

2.Роль ООН и других международных организаций в разрешении глобальных проблем современности. Ускорение темпа глобальных перемен застиг­ло значительную часть мирового сообщества врасплох. Капиталы, товары и люди передвига­ются по миру с такой скоростью и такими слож­ными путями, что предсказать ситуацию более чем на несколько лет вперед не представляется возможным. Политические карты все время перекраиваются из-за этнических конфликтов и претензий различных политических групп на но­вые территории.

Всё это породило громадную социальную на­пряженность, справиться с которой существую­щие стратегии развития оказались не в состоя­нии. Предполагалось, что, как только будут скор­ректированы экономические основы общества, остальные проблемы решатся сами собой: дина­мичный, хорошо функционирующий рынок яко­бы обеспечит не только материальное, но и соци­альное благополучие человека. Однако, проблема гораздо глуб­же: многие социальные институты, эффективно функционировавшие прежде, сейчас не просто игнорируются, а безжалостно разрушаются, потому что считаются препятствием на пути прогресса.

И такое происходит на всех уровнях: на международном – социальные организации погло­щаются транснациональными корпорациями и международными финансовыми объединениями; на национальном – многие государственные учреждения закрываются или меняют характер своей деятельности; на местном – рыночные и глобализационные силы подрывают основы семей­ной и общинной жизни.

Глобальная связанность.

Преобразования последних лет принимают неодинаковые формы в разных странах, но наме­чается шесть основных тенденций, опре­деляющих общий процесс институциональных изменений:

Первое. Распространение либеральной демократии. Благодаря ему значительно выросло число лю­дей, получивших право открыто и свободно вы­ражать свое мнение и участвовать в политике. Однако оно же вызвало в обществе и новые разлады, нередко усугубляющие этнические или территориальные конфликты.

Второе. Преобладание рыночных сил в экономике экономический либерализм стал доминирующей идеологией с середины 1970-х гг. Эффективность экономики повысилась, усилив при этом, за счет более бедных социальных слоев и стран, власть могущественной части общества, в том числе некоторых национальных и международ­ных элит, стран-кредиторов и международных Финансовых организаций.

Третье. Интеграция мировой экономики. В настоящее время капитал, товары и рабочая сила горазда быстрее пересекают национальные границы, делая международную конкуренцию куда более жестокой, чем раньше.

Четвертое. Трансформация систем производства и утечка рабочей силы. Сегодня промышленность основывается на небольших и гибких системах производства, а работники предпочитают пере­мещаться в обслуживающий сектор, работать неполный рабочий день или заниматься неформальной деятельностью, значительно ослабляя потенциал профсоюзов и возможности государства по нормированию труда, сбору налогов и финансированию социальных программ.

Пятое. Быстрота технологического обновления. Компьютеризация производства и систем комму­никации продолжает оказывать определяющее влияние на перестройку трудовых отношений, делая устаревшими одни специальности, порождая другие и поддерживая новые отношения власти внутри государств и между ними.

Шестое. Революция средств массовой информации и насилие идеологии потребительства. Сила убе­ждения средств массовой ин­формации во всем мире сейчас настолько велика, что подчас они разрушающе действуют на на­циональные культуры и традиционные ценности.

На первый взгляд все это кажется неизбеж­ным и закономерным проявлением технологиче­ской или культурной эволюции. Но на деле такая эволюция во многом определяется экономиче­скими и политическими интересами передовых индустриальных стран.

Эти интересы, однако, тоже не остаются не­изменными. В средние десятилетия нынешнего века большинство стран членов Организации по экономическому сотрудничеству и развитию в основном следовало курсом на создание у себя «государств всеобщего благоденствия», т.е. на обеспечение полной занятости и социальной за­щиты всех своих граждан. Но нефтяные кризисы 1970-х, экономический спад 1980-х и серия не­давних финансовых потрясений заставили инду­стриальные страны поумерить пыл своих «государств всеобщего благоденствия» и снизить объем государственного регулирования эконо­мики. Богатые страны благодаря своему домини­рующему положению в мировой торговле и фи­нансах и контролю учреждений Брегтон-Вудса – Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка – навязали такую же политику другим странам. Положение, следо­вательно, таково, что бедные страны делают то же, что богатые, проповедуют ли те принципы национального государства всеобщего благоден­ствия или обращаются к неолиберализму.

Это означа­ло не только добывание средств на выплату дол­га за счет превышения экспорта над импортом, но и реструктуризацию экономики по неолибе­ральному принципу – со снижением роли госу­дарства в регулировании экономической дея­тельности, приватизацией государственных предприятий и сокращением бюджетных расхо­дов.

Почти во всех случаях корректировка потре­бовала проведения антиинфляционной политики и сокращения расходов на социальные нужды, что больно ударило по малообеспеченным слоям общества. Самым оче­видным последствием «корректировки» стали со­циальные волнения во многих странах, «бунты против МВФ», вызванные прежде всего повыше­нием цен на продовольствие и транспортные пе­ревозки. Кроме того, реформируемые хозяйства и социальные институты, как правило, реагиро­вали совсем не так, как ожидали рыночные теоретики.

Одна из причин этого коренилась в неверном понимании природы частных и общественных институтов. Реформаторы предполагали, что существующие институты «выдюжат» – и с проведением реформ справятся, и последствия их смо­гут смягчить. Однако жизнь показала, что гиб­кость и всемогущество частного сектора зачас­тую преувеличиваются, государственные же ин­ституты оказываются настолько ослабленными, ВT0 не могут обеспечить действенность реформ.

И сами граждане стали прибегать к «многосторонним стратегиям выживания», которые тоже не всегда вписывались в теоретические модели реформ. Так, государственные чиновни­ки, когда их зарплата резко упала, стали подраба­тывать в качестве преподавателей или предпри­нимателей. А заводские рабочие с низкими дохо­дами начали неофициально создавать свои соб­ственные небольшие мастерские или выращивать продовольствие для собственного потребления. Из-за того, что сфера занятости членов даже од­ной семьи все чаще охватывает и городские, и сельские виды деятельности, а также официальные и неофициальные работы, попытки скорректировать обмен между этими секторами экономики могут потерпеть неудачу.

Восстановление обществ, разрушенных войнами.

Немало этнических конфликтов превратилось в ожесточённые войны. В 1993 году в 42 странах было 52 крупных конфликта, самые сильные из которых бушевали в государствах Восточной Европы, Центральной Азии и Африки. Обычно в такие, сложные по структуре и отличающиеся высоким уровнем жестокости и насилия противостояния, оказываются втянуты не вооруженные силы, которые могли бы сразиться между собой, а большие группы гражданского населения. Эти конфликты имеют также тенденцию затягиваться: половина из них к 1993 г. длилась уже более десятилетия.

Конечно, международное сообщество наращивает усилия по прекращению этих войн, чему способствует ряд обстоятельств: ООН, деятельность которой больше не сковывают условия холодной войны, получила возможность гораздо эффективнее выполнять свою миротворческую роль; благодаря работе средств массовой коммуникации о происходящих где бы то ни было военных действиях быстро становиться известно широкой общественности; наконец, в мире растут опасения, что конфликты перекинутся через границы отдельных государств.

Проблемы, которые стоят перед разрушенными войной государствами, связаны с решением трех труднейших задач: закрепить мир, обеспечить меры экстренной помощи населению и поставить страну на путь стабильного развития. Эти три задачи взаимосвязаны, и хотя, в зависимости от ситуации, на первый план выходит то одна, то другая, в любом случае ими надо заниматься одновременно, потому что без решения каждой из них невозможно решить и все.

Предоставление неотложной помощи должно идти параллельно с процессом мирного урегулирования, чтобы граждане получали поддержку в стремлении наладить свою жизнь.

Добиться прорыва в развитии – это серьёзнейшая задача даже для мирных обществ, в странах же, затронутых войной, проблемы усложняются многократно. Помимо перестройки экономики, правительства должны обновить политические и судебные структуры, а также расширить сферу социального обеспечения для бывших участников военных действий и жертв войны. Важное значение имеет и психологическая реабилитация после неизбежных душевных травм. И здесь свою роль могут сыграть религия и другие формы духовной реабилитации.

Страны-доноры для передачи фондов в пользу пострадавших от войн обществ сейчас всё шире используют независимые неправительственные организации, которые располагают большей свободой действий в предоставлении помощи наиболее остро нуждающимся. Это может, с одной стороны, ускорить получение помощи, но с другой, расхолаживая государственные структуры, усилить зависимость стран-реципиентов от внешних источников средств.

Окончание холодной войны стало ещё одним фактором, позволившим органам ООН действовать более гибко. В начале 1990-х гг. была одна цель – установить «коридоры мира» для доставки гуманитарной помощи. Но когда их стало трудно поддерживать, ООН начала сочетать гуманитарную помощь с военным вмешательством, как было, например, в северном Ираке, Сомали и Боснии.

Этот новый стиль вмешательства ООН спас множество жизней и помог встать на ноги сотням тысяч беженцев. Но от ООН ждут быстрых результатов при весьма ограниченных ресурсах, что часто нарушает координацию работы различных частей Организации, а то и приводит к их конкуренции. При массивном присутствии своего персонала, как было в Камбодже, органы ООН иногда игнорируют местные институты и практически создают параллельную администрацию. Присутствие многочисленного контингента миротворческих сил ООН также порой имеет отрицательный эффект, осложняя повседневную жизнь местного населения.

Государства в процессе глобализации.

В некоторых странах этнические или иные конфликты привели к коллапсу государства. Но и в более спокойных и этнически гомогенных странах многие государственные институты распались. Раньше, особенно после войны, государства расширяли сферу своей деятельности. В индустриальных странах они находили компромиссные решения социальных проблем благодаря наличию политических партий, профессиональных союзов и организаций бизнесменов. В коммунистических странах структура большинства секторов экономики определялась идеологией государственного коллективизма. В развивающихся же странах закрепилась модель отношений «патрон-клиент», с помощью которой государство «кооптировало» ключевые экономические и социальные институты.

Тогда государства довольно успешно справлялись с задачей поддержания политической и экономической стабильности. Но была и обратная сторона медали: усиление роли государства означало рост бюрократии, которая имеет тенденцию подавлять инициативу отдельных местностей и личностей. А последовавшие за финансовыми кризисами 1970-80-х гг. спад производства и рост безработицы значительно усложнили проблемы государственного управления экономикой.

В результате формальные и полуформальные связи между государством и обществом все больше ослабевают, заменяясь более гибкими и разнообразными взаимоотношениями, порождающими новые социальные группировки и альянсы. Реформаторы неолиберального толка подталкивают этот процесс: устраивают идеологические атаки на государство и, пользуясь недовольством существующими формами государственного управления, призывают к сужению роли государства, особенно в сфере экономики.

Политические партии, как и государства, за последние годы тоже ослабли и раздробились. Многие подвинулись в сторону центра, особенно сильно – бывшие коммунистические, но такое движение характерно и для европейских социал-демократических партий, и для бывших левых в Латинской Америке. Подобные трансформации сделали партии гораздо более уязвимыми.

Размываются и другие общественные институты. Профсоюзы, например, ощущают немалые трудности, потому что меняются сами модели организации труда: люди более гибко подходят к своей трудовой занятости, переходят в обслуживающие отрасли – все это подрывает организационные основы профсоюзов.

В то время как политические партии и профсоюзы теряют влияние, альтернативные организации усиливают свои позиции. Получение двустороннего или многостороннего финансирования неправительственными организациями значительно расширило диапазон их деятельности, многие развивающиеся страны прибегают именно к таким организациям для получения необходимых услуг. Есть, правда, опасность, что, расширяясь, неправительственные организации лишаться своих столь привлекательных качеств – динамизма и гибкости и обюрократятся не меньше тех самых институтов, которые они призваны заменить.

Международные организации и гражданское общество.

Процессы, вызванные глобализацией, дают основание надеяться, что в предстоящие годы буде положено начало новой эре в принятии глобальных решений. Существуют два фактора, которые способны повысить эффективность структур глобального управления и приблизить их к демократическим идеалам: во-первых, повышение плюрализма (предоставление негосударственным участникам возможности оказывать влияние на политику и обеспечивать подотчетность влиятельных учреждений); во-вторых, повышение демократичности международных организаций (расширение представительства, повышение транспарентности и укрепление подотчетности в принятии решений).

За последние 20 лет произошло бурное развитие транснациональных сетей гражданского общества. Первая зарегистрированная международная неправительственная организация (НПО) – Общество борьбы с рабством – возникла в 1839году, а к 1874 году существовало уже 32 такие организации. В ХХ веке число международных НПО увеличилось с 1083 в 1914 году до более 37 тысяч в 2000 году. Из всех существующих сегодня международных НПО почти пятая часть возникла после 1990 г. Сегодня в мире существует более 20 000 транснациональных сетей. Объем ресурсов, распределяемых через международные НПО за последние три десятилетия, вырос более чем в семь раз.

В результате этого начинает формироваться новая глобальная политика, способная стать катализаторо

Наши рекомендации