Международные валютно-финансовые, банковские организации и институты в системе международных экономических отношений
• Валютно-финансовые организации системы ООН в международных экономических отношениях
• Значение региональных валютно-финансовых и кредитных организаций
• Россия в международных валютно-финансовых организациях
24.1. Валютно-финансовые организации системы ООН в международных экономических отношениях
Международные валютно-финансовые и банковские организации занимают важное место в системе МЭО.
Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая, в общем бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Необходимость этого объясняется, прежде всего, как значительно возросшими масштабами взаимных связей государств, так и их изменившимся характером.
Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной.
В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.
Термин «международные валютно-кредитные и финансовые институты» используется для обозначения различных организаций, которые в той или иной мере выполняют функции регулирования международных валютных, кредитных и финансовых отношений, проведения исследований по проблемам валютно-кредитной и финансовой сфер мирового хозяйства, выработки рекомендаций и предложений. Среди них особое место занимают организации в системе ООН: Международный валютный фонд (МВФ), группа Всемирного банка — Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала — Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА).
В зависимости от целей и степени универсальности международные валютно-финансовые институты подразделяются на организации, имеющие мировое значение, региональные, а также организации, деятельность которых охватывает какую-либо конкретную сферу всемирного хозяйства.
К организациям первого типа относятся, например, Международный валютный фонд и группа Всемирного банка.
МВФ и МБРР обладают полной автономностью в своих действиях. Организованы они по принципу акционерных обществ, поэтому государства-члены значительно различаются по числу голосов.
Обе указанные организации были созданы в соответствии с решениями Бреттон-Вудсской конференции 1944 г. и были призваны играть одну из центральных ролей в Бреттон-Вудсской валютной системе и в финансовом устройстве послевоенного мира. Несмотря на развал Бреттон-Вудсской системы и замену ее Ямайской, обе эти организации продолжают играть важную роль в международных экономических отношениях. При этом МВФ в целом более успешно, чем МБРР, приспосабливается к изменениям на мировой экономической арене.
Международный валютный фонд. В число членов МВФ в 2004 г. входило 184 государства. Россия вступила в МВФ в 1992 г.
Цели создания МВФ были следующие: содействовать сбалансированному росту международной торговли; поддерживать устойчивость валютных курсов; способствовать созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами Фонда и устранению валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли, предоставлять странам-членам кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность внешних платежей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов; служить форумом для консультаций и сотрудничества в области международных валютных вопросов [2].
Универсальность МВФ по сравнению с другими организациями определяется тем, что он сочетает регулирующие (контролирующие, консультативные) и финансовые функции [1].
Регулирующая функция МВФ состоит в том, что он осуществляет надзор за политикой стран-членов на ее соответствие обязательствам, которые принимает на себя страна, вступая в Фонд. В соответствии с Уставом в центре внимания МВФ находятся вопросы наблюдения за политикой стран-членов в отношении валютных курсов. С углублением тенденций к становлению глобальной экономики указанная роль возросла. Это связано также и с тем, что после вступления в МВФ бывших социалистических стран эта организация стала подлинно всемирной..
Контроль за политикой стран-членов осуществляется в рамках регулярных, как правило, ежегодных двусторонних консультаций персонала МВФ с официальными представителями государств-членов. На этих встречах обсуждению подлежат вопросы экономической политики, в том числе фискальной, валютной и кредитно-денежной, а также рассматривается состояние платежного баланса, внешнего долга страны.
Можно отметить определенное ужесточение контроля МВФ за мировой валютной системой. В конце 1992 г. вошла в силу третья поправка к Статьям соглашения (Уставу МВФ), которая дает Исполнительному совету Фонда право приостанавливать право голоса и некоторые, связанные с этим права стран — членов МВФ, систематически не выполняющих те или иные обязательства перед Фондом. Впервые это право было использовано МВФ в отношении Судана: с 9 августа 1993 г. право голоса этой страны в Фонде и связанные с этим права были приостановлены. Через год, 2 июня 1994 г., подобная процедура была применена в отношении Заира.
Представители Фонда отмечают, что усиление контроля вызвано глубокими изменениями в мировой экономике, в частности, вследствие превращения ее в глобальную. Валютно-финансовый кризис, поразивший Мексику в конце 1994 г., а затем страны Юго-Восточной Азии и Россию, и осознание того, что масштабы, быстрота и воздействие финансовых кризисов в открытой мировой экономике претерпели фундаментальную модификацию, явились стимулом для принятия Фондом мер по усилению надзора [3]. Усиление надзора осуществляется по трем направлениям:
• разрабатывается стандарт представления странами-членами статистических данных о состоянии экономики, которые должны своевременно сообщаться в МВФ;
• фонд намеревается сделать надзор постоянным. В дополнение к ежегодным будут проводиться и другие консультации. Более часто вопросы развития экономики в отдельных странах будут обсуждаться на заседании Совета управляющих;
• главной задачей консультаций и обсуждений должны стать политика государств-членов в отношении валютных курсов; состояние баланса движения капитала, а также повышение внимания к странам, чей экономический потенциал таков, что его воздействие ощущается за их пределами. МВФ будет усиливать региональный надзор там, где экономическая политика формируется на наднациональном уровне. Основная финансовая функция МВФ состоит в предоставлении кредитов на общеэкономическую реструктуризацию. Использование страной — членом фонда ресурсов МВФ возможно лишь на определенных, весьма жестких условиях. Во-первых, страна должна обратиться в Фонд с вескими доказательствами потребности в его ресурсах для финансирования дефицита платежного баланса. Во-вторых, МВФ должен убедиться, что страна, обратившаяся за помощью, сможет выполнить свои обязательства по погашению задолженности перед Фондом.
МВФ выдвигает условия, выполнение которых призвано гарантировать, что:
• проводимая членом Фонда политика в приемлемые сроки приведет к достижению устойчивого платежного баланса и стабильного экономического роста страны;
• по мере необходимости предпринимаются шаги по структурной перестройке экономики;
• в решении структурных проблем и оздоровлении платежного баланса финансирование и стабилизационные меры дополняют друг друга [3].
Каждый член МВФ имеет свою долю в совокупном капитале фонда — квоту, выражаемую в международных счетных единицах SDR (СПЗ — специальных правах заимствования). От размера квоты зависит число голосов, которое имеет государство — член Фонда (к 250 «базисным» голосам добавляется по 1 голосу на каждые 100 тыс. SDR квоты). Наибольшую квоту в капитале МВФ и соответственно наибольшее число голосов имеют США — 17,7% общего количества голосов, Германия и Япония — по 5,5% голосов, страны Европейского союза — более 26%, Россия — 2,9%.
Число голосов имеет особый вес при принятии решений: по самым важным вопросам требуется квалифицированное большинство — 70 и 85%. Поэтому США и страны ЕС могут блокировать важнейшие решения МВФ.
Страны — члены МВФ вносят свою квоту в капитал Фонда резервными активами (SDR и свободно используемой валютой по согласованию с Фондом) 25% и национальной валютой 75%. Помимо капитала, формируемого за счет квот, МВФ может привлекать и заемные ресурсы.
МВФ предоставляет ресурсы странам-членам, испытывающим серьезные трудности с платежным балансом и для осуществления программ стабилизации экономики, выдвигая при этом достаточно жесткие условия, что нередко рассматривается как диктат со стороны Фонда.
Одним из крупных заемщиков Фонда в середине 1990-х годов стала Россия, долг которой МВФ к середине 1999 г. приближался к 20 млрд долл. В результате благоприятной ситуации (в частности, выросших цен на нефть) объем платежей России в счет погашения и обслуживания долга перед МВФ в 2004 г. возрос, и составил около 1,7 млрд долл. (1,181 млрд SDR). Задолженность на начало 2005 г. равнялась 5 млрд долл., однако уже к середине 2005 г. Россия погасила свой долг перед МВФ полностью.
Группа Всемирного банка.Международный банк реконструкции и развития(МБРР) — международный кредитно-финансовый институт, который в начальный период своей деятельности был призван уделять основное внимание восстановлению экономики западноевропейских стран, а с 1960-х годов в центре внимания банка оказались развивающиеся страны. Радикальные изменения в мировом хозяйстве в конце 80-х — первой половине 90-х годов XX в. сделали объектом деятельности банка бывшие социалистические страны.
В 2004 финансовом году (закончился 30 июня 2004 г.) суммарные ресурсы, выделенные Всемирным банком развивающимся странам, составили 20,1 млрд долл. Хотя сама по себе эта сумма весьма внушительна, однако в 1995 г. только капиталы, вложенные в развивающиеся страны частным сектором, составили 170 млрд долл. [5].
Возрастающая конкуренция со стороны частного сектора и других региональных банков развития привела к заметному осложнению условий деятельности МБРР и его филиалов в развивающихся странах. Всемирный банк также сталкивается с дополнительными проблемами в связи с ужесточением политики США, которые сокращают объем ресурсов, выделяемых Международной ассоциации развития. После отказа Конгресса США предоставить администрации Клинтона средства для погашения американских задолженностей MAP Всемирный банк принял решение увеличить ресурсы, выделяемые им MAP из прибыли банка, до 600 млн долл.
Деятельность группы Всемирного банка, прежде всего МБРР, в последние годы получала неоднозначную оценку. Хотя отмечается, что МБРРнакопил значительный опыт осуществления проектов в развивающихся странах (а именно они стали объектом внимания банка в 60-х—80-х годах XX в.), тем не менее, в адрес банка сделан ряд критических замечаний. Указывается на то, что некоторые программы были недостаточно хорошо подготовлены, а потому не принесли желаемых результатов. Сторонники экологических движений критикуют банк за то, что некоторые проекты, в частности плотины, сооруженные при поддержке МБРР, наносят ущерб окружающей среде. В промышленно развитых странах недовольны нарастающими бюрократическими тенденциями в деятельности этой организации, высказывается мнение, что Всемирный банк должен активизировать свои усилия, чтобы в развивающихся странах осуществлялись более глубокие реформы управления экономикой и качественное улучшение банковской и судебной систем; что банк должен уделять большее внимание созданию там благоприятного инвестиционного климата. Необходимо искать новые способы привлечения частных капиталовложений.
Членами МБРР могут быть только государства, принятые в МВФ. Россия стала членом МБРР в 1992 г. В настоящее время в МБРР входят 184 государства.
Капитал МБРР образован по подписке в соответствии с квотой, определенной для каждого государства с учетом его относительного экономического потенциала. Наибольшей квотой (около 17,5%) и числом голосов (примерно 17%) обладают США. Доля России в капитале фонда (и соответственно в общем, количестве голосов) — около 3%.
МБРР предоставляет кредиты только платежеспособным заемщикам. Особенность банка заключается в том, что он не переносит сроки платежей по предоставленным кредитам. Поэтому МБРР никогда не имел убытков. Банк накопил значительный опыт в проектном финансировании (кредитовании на основе тщательного изучения экономической и финансовой целесообразности отдельных проектов).
Финансовые ресурсы МБРР складываются из собственного капитала (190,8 млрд долл. по состоянию на 30 июня 2002 г.), получаемой прибыли от операций, а также из средне- и долгосрочных займов на международных рынках капиталов. Часть заемных средств банк получает от центральных банков отдельных стран.
В 1956 г. была образована Международная финансовая корпорация (МФК) в целях стимулирования частного сектора в развивающихся странах. Особенностью МФК является то, что она не признает гарантий государств. МФК за годы своей деятельности предоставила больше чем 21,2 млрд долл. собственных средств и содействовала привлечению около 15 млрд долл. синдицированных займов для 1,852 компаний из 129 развивающихся стран. Уставной капитал Международной финансовой корпорации составляет 2,45 млрд долл.
Хотя МФК и координирует свою деятельность с другими учреждениями Группы Всемирного банка, она является юридически и финансово независимой. Она имеет собственный Устав (Articles of Agreement), пайщиков, свою финансовую, управленческую и штатную структуру. Ее финансовые средства формируются 173 государствами-членами, которые совместно определяют политику и деятельность Корпорации.
В 1960 г. как филиал МБРР была создана Международная ассоциация развития (MAP) для оказания содействия беднейшим развивающимся странам. В ней в 2005 г. числилось 164 страны-члена.
Средства MAP образуются в основном за счет добровольных взносов более богатых стран-членов. В последнее время MAP испытывает большие затруднения с очередным пополнением ресурсов.
Льготные кредиты MAP предоставляются только государствам. Срок погашения — 35—40 лет; не предусматривается выплата процентов за пользование ресурсами. За обслуживание средств, выделяемых в рамках кредитов, взимается сбор в размере 0,5%.
В 1988 г. в группе Всемирного банка появилось новое учреждение — Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), созданное с целью стимулирования инвестиций в странах-членах, число которых к 2005 г. составило 164. Спецификой его деятельности является то, что МИГА предоставляет гарантии иностранным инвесторам против потерь, вызываемых некоммерческим риском.
В настоящее время предпринимаются шаги по активизации деятельности Банка, реформирования его структуры в целях лучшей координации усилий входящих в него организаций.
В целом развал Бреттон-Вудсской валютной системы, составной частью которой являлись МВФ и МБРР, привел к необходимости пересмотра роли и места этих организаций. Целесообразность сохранения указанных финансовых институтов и в новых условиях разделяется большинством политических деятелей и экономистов. Можно ожидать, что в ближайшие годы обе эти организации, и прежде всего МВФ, продолжат линию на более глубокие преобразования своей деятельности с учетом новой мировой экономической среды, сложившейся после фундаментальных изменении в мировом хозяйстве на рубеже 80-х—90-х годов XX в.
Банк международных расчетов занимает особое место среди международных валютно-кредитных и финансовых организаций (БМР создан в 1930 г.; штаб-квартира в Базеле, Швейцария). БМР выполняет две основные функции:
• оказывает содействие сотрудничеству между центральными банками и обеспечивает благоприятные условия для проведения международных финансовых операций;
• выполняет роль доверенного лица или агента по осуществлению международных расчетов.
По форме БМР организован как акционерное общество. Его особенность — использование в расчетах франка с золотым содержанием 0,29032258 г. Разрешенный к выпуску капитал (1,5 млрд золотых франков) оплачен в размере 19,7%. Активы и пассивы, выраженные в долларах США, переводятся в золотые франки по курсу 208 долл. США за тройскую унцию золота (1 золотой франк = 1,94149 долл. США). Все другие валюты пересчитываются по их курсу по отношению к доллару США.
Акционерами банка являются главным образом промышленно развитые государства. Учитывая рост значения развивающихся стран, в частности азиатских, в мировой экономике, в сентябре 1996 г. в члены банка были приняты девять новых стран, в том числе Россия (всего на состояние 2005 г. насчитывалось 55 членов).
24.2. Значение региональных валютно-финансовых и кредитных организаций
В последние годы заметны усилия региональных банков развития, которые стали составлять более серьезную конкуренцию группе Всемирного банка. Это Азиатский банк развития (учрежден в 1965 г., базируется в Маниле); Африканский банк развития (осуществляет операции с 1965 г., штаб-квартира в столице Кот-д'Ивуара Абиджане); Межамериканский банк развития (начал деятельность с 1 января 1960 г.; штаб-квартира в Вашингтоне), Исламский банк развития (приступил к операциям с 1975 г., местонахождение в г. Джипда, Саудовская Аравия) и рад других финансово-кредитных институтов.
Азиатский банк развития предоставляет примерно одну треть кредитов на льготных условиях. Приоритетными для банка являются отрасли инфраструктуры.
Африканский банк развития выделяет ресурсы на цели развития африканским странам, оказывая им также содействие в виде экспертных услуг и обучения кадров. Оба банка управляют фондами развития — соответственно Азиатским и Африканским с льготным режимом кредитования.
Межамериканский банк развития направляет инвестиции в энергетику, сельское хозяйство и рыболовство. Для этого банка характерна высокая концентрация в предоставлении кредитов (больше всего ресурсов к началу 1990-х годов было предоставлено трем странам — Аргентине, Бразилии и Мексике, более развитым по сравнению с другими латиноамериканскими странами).
Несколько кредитно-финансовых институтов осуществляет операции в Европейском союзе. Созданные в значительной степени в результате начавшихся интеграционных процессов, они оказывают на них стимулирующее воздействие. С 1958 г. осуществляет операции Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, штаб-квартира в Люксембурге).
Создано также несколько структурных фондов. В 1994 г. вместо действовавшего с 1973 г. Европейского фонда валютного сотрудничества был создан Европейский валютный институт, на который была возложена задача подготовки перехода к заключительному этапу создания экономического и валютного союза в рамках ЕС.
С апреля 1991 г. на европейском континенте началась деятельность Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), созданного для содействия переходу к рыночной экономике стран Центральной и Восточной Европы, а также поддержки там частной и предпринимательской инициативы.
Особенностью ЕБРР является то, что среди его учредителей две международные организации — ЕЭС (ныне ЕС) и Европейский инвестиционный банк. В настоящее время в ЕБРР помимо них входят 58 стран-участниц.
Капитал банка (10 млрд экю) формировался путем выпуска акций, из которых только 30% подлежали оплате. В связи с ожидаемой нехваткой капитала в 1996 г. было принято решение о двукратном увеличении капитала ЕБРР (до 20 млрд экю). При этом учредители банка согласились с тем, что это было первое и последнее увеличение капитала. По оценкам, после 1999 г. ЕБРР сможет обеспечить необходимые для своей деятельности ресурсы за счет собственных и заемных средств.
Доли различных стран в капитале ЕБРР и соответственно в числе голосов менее дифференцированы, чем, например, в МБРР. США имеют 10% акций, Великобритания, Италия, Франция, ФРГ и Япония — по 8,5%. Таким образом, в принципе ни одна из стран не может заблокировать важнейшие решения банка, для принятия которых требуется 85% голосов.
По состоянию на конец 2001 г. ЕБРР предоставил государствам региона кредиты на сумму более 6,1 млрд евро. Доля банка в прямых капиталовложениях достигла почти 15%. Примерно 70% инвестиций предназначены для частного сектора. ЕБРР предоставляет ресурсы на более выгодных условиях по сравнению с обычными частными банками. Поскольку ЕБРР не имеет права выдавать кредиты, превышающие 35% объема, необходимого для осуществления проекта капитала, то он широко использует синдицированные кредиты.
Опыт деятельности ЕБРР используется при создании других подобных банков развития» в частности в Средиземноморском бассейне. В ноябре 1995 г. были подписаны Статьи соглашения о создании Ближневосточного банка развития, который начал операции в 1997 г.
В октябре 1996 г. 11 стран — членов организации Черноморского экономического сотрудничества, в которую входит и Россия, договорились об учреждении Черноморского банка развития. Одним из первоочередных проектов стало создание в регионе сети волоконно-оптической связи, что значительно улучшит связь между причерноморскими государствами.
Важную роль в процессах экономической интеграции в Западной Европе играют валютно-кредитные и финансовые институты, созданные в рамках Европейского экономического сообщества (ныне Европейского союза).
Подготовкой перехода к этапу создания экономического и валютного союза занимался Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфурт-на-Майне), на который возложена задача разработки правил и процедур в связи с введением единой валюты.
Европейский инвестиционный банк предоставляет долгосрочные кредиты и гарантии компаниям, государственным органам и финансовым институтам для финансирования преимущественно инфраструктурных объектов в менее развитых регионах Европейского союза.
Деятельность этого банка, первоначально охватывающая только участников ЕЭС, в последующем распространилась и на другие европейские государства, а также развивающиеся, в частности на страны, подписавшие Ломейские конвенции.
В рамках Европейского союза созданы и действуют также фонды развития и структурные фонды. Европейский фонд развития (с 1958 г.) предоставляет в основном субсидии и льготные долгосрочные кредиты под низкие проценты развивающимся странам, ассоциированным с ЕС. Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства был учрежден в 1962 г. в целях улучшения условий для развития сельского хозяйства в странах ЕЭС. Программы, осуществляемые фондом, направлены на модернизацию сельского хозяйства. Из этого фонда фермерам выплачиваются различные компенсации и субсидии, в частности экспортные. С 1975 г. осуществляется деятельность Европейского фонда регионального развития, созданного для кредитования программ, цель которых — постепенное уменьшение региональных диспропорций. С 1960 г. приступил к операциям Европейский социальный фонд, образованный для улучшения возможностей занятости населения.
С 1 января 1989 г. вступили в силу реформы структурных фондов ЕС, проведенные в соответствии с Единым европейским актом (1987), которые предусматривают более четкие критерии отбора проектов и усиление внимания к менее развитым регионам ЕС.
При распределении ресурсов наблюдаются острые разногласия, вызываемые, в частности, стремлением каждой страны, имеющей отсталые регионы, получить больше ресурсов из структурных фондов. В 1994 г. из бюджета ЕС Греции, Испании, Португалии и Ирландии были предоставлены ресурсы на сумму более 10 млрд экю. Эти противоречия могут обостриться в случае принятия, а ЕС ряда восточноевропейских стран, а также Мальты и Кипра, изъявивших такое желание. Расширение ЕС привело бы к резкому росту числа регионов, имеющих право на субсидии, поскольку, по существующим правилам, регионы с уровнем ВВП на одного жителя менее 75% среднего уровня ВВПна душу населения по ЕС в целом вправе обращаться за такими субсидиями. По некоторым оценкам, большинству из стран, изъявивших желание вступить в ЕС, потребуется не менее 20 лет, чтобы достичь среднего уровня ВВП на душу населения в целом по ЕС [2].
Международные валютно-финансовые и банковские организации, являясь важной частью институциональной структуры мировой экономики, взаимодействуют с организациями, созданными в других ее сферах, в частности со Всемирной торговой организацией. Нарастание тенденций к глобализации, углублению интеграционных тенденций в ряде регионов мира, большей либерализации торговых режимов, существенные изменения в оценке места и роли иностранных инвестиций в экономике страны — все это создает объективную потребность дальнейшего совершенствования деятельности международных валютно-финансовых и банковских институтов. Однако осознание этой потребности, само по себе противоречивое, еще не означает, что усилия по реформированию будут бесконфликтными и быстрыми. Появление в начале следующего века новых стран с мощным экономическим потенциалом (например, Китая, Бразилии и т.д.) приведет к изменению баланса сил и в международных валютно-финансовых и банковских институтах.
24.3. Россия в международных валютно-финансовых организациях
До начала 1990-х годов Россия не состояла членом Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Участие в этих организациях в принципе открывает более широкие возможности для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, поскольку соглашения с МВФявляются положительным сигналом для других инвесторов. Достижение соглашений с МВФ также позволяет прийти к соглашениям о переоформлении российской внешней задолженности, большая часть которой представляет долги бывшего СССР, с Парижским и Лондонским клубами.
Весьма важно и то, что, будучи членом международных валютно-финансовых и кредитных организаций, Россия приобщается к богатому опыту регулирования валютной, кредитной и финансовой сфер, накопленному мировым сообществом.
Однако вступление в международные организации, в частности в МВФ, налагает на Россию обязательства, выполнение которых требует принятия в ряде случаев трудных политических решений.
В 1995 г. МВФ предоставил России сроком на 1 год кредит стенд-бай на сумму 4313,1 млн SDR, что равно ее квоте, под осуществление программы стабилизации экономики. Ход реализации программы отслеживался ежемесячно, а не ежеквартально, как это обычно принято. Однако отношения России с МВФ складывались не всегда благоприятно. В некоторых случаях, оценивая усилия российского правительства по реформированию экономики как недостаточные, Фонд или отказывался предоставлять обещанные кредиты, или замораживал их предоставление.
Согласившись с просьбой России в начале 1996 г. о выделении нового крупного займа сроком на 3 года в рамках механизма расширенного кредитования, МВФ уже в июле 1996 г. отложил перевод очередной, пятой части 10-миллиардного долларового кредита на сумму 330 млн долл. В качестве причины указывалось невыполнение российским правительством условий, ранее согласованных с МВФ: был превышен бюджетный дефицит; пополнение доходов бюджета за счет сбора налогов оказалось значительно ниже планируемого. Однако в дальнейшем было найдено компромиссное решение. Тем не менее уже в конце 1996 г. ситуация практически повторилась. В октябре 1996 г. МВФ объявил о том, что откладывает перевод шестого транша на сумму 340 млн долл. Это решение было принято Фондом после визита в Москву делегации экспертов для ознакомления с ходом выполнения согласованной с МВФ программы. После 2000 г. ситуация изменилась: Россия перестала брать кредиты и начала плавное их погашение. К апрелю 2005 г. Россия сумела выплатить весь оставшийся долг перед МВФ (3,6 млрд долл. на начало 2005 г.).
Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финансовых средств. В середине 1990-х банк предоставлял РФ кредиты на общую сумму до 2 млрд долл. в год. Суммарный объем ресурсов, которые банк согласился выделить России достиг, по данным На 1 апреля 2005 г., почти 5,5 млрд долл. Только Китай и Индия получают от Всемирного банка больший объем ресурсов. В основном кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку экономических реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.
Сотрудничество России с Европейским банком реконструкции и развития в последние годы развивается вполне успешно. Ресурсы, предоставленные банком, используются для поддержки нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса. Одной из крупных программ, суммарная стоимость которой оценивается в 520 млн долл., стало создание региональных венчурных фондов. Основная часть средств фондов направляется предприятиям, выпускающим потребительские товары. Запрещается делать вложения в производство табачных изделий, алкогольных напитков, оружия, а также в игорные дома и ряд других сфер.
Одно из направлений деятельности ЕБРР в России — приобретение им акций российских банков, в том числе региональных. Российские банки стремятся расширять сотрудничество с ЕБРР, поскольку это будет способствовать, в частности, улучшению расчетов по экспортно-импортным операциям. ЕБРР приобретен пакет акций Российского банка проектного финансирования. Кредитные линии открыты нескольким российским банкам, в том числе Московскому международному банку, а также Кузбассоцбанку. Партнерство ЕБРР с Кузбассонбанком в сфере кредитования малого бизнеса, начавшееся еще в 1994 г., оказалось достаточно успешным. Некоторые программы в России ЕБРР ведет совместно с МБРР. Так, продолжается осуществление проекта развития финансовых учреждений, который Правительство РФ реализует за счет займов от МБРР(200 млн долл.) и ЕБРР (100 млн). В результате должны повыситься надежность ряда ведущих российских банков, расшириться и улучшиться набор предоставляемых ими услуг.
В дальнейшем российские банки — участники проекта смогут воспользоваться средствами двух других займов МБРР и ЕБРР, которые предусматривают стимулирование средне- и долгосрочных инвестиций в российскую промышленность [2].
В ряде случаев ЕБРР принимает на себя риск, от которого отказываются частные коммерческие банки. Примером может служить кредитование банком ряда российских судостроительных компаний.
Россия, переживающая в конце XX — начале XXI в. нелегкий период утверждения рыночных начал в экономике, может использовать свое членство в международных валютно-кредитных и финансовых организациях для более целенаправленного и быстрого, но в то же время и менее болезненного перехода к новым формам хозяйствования-Резюме
Международные валютно-финансовые и банковские организации занимают важное место в системе международных экономических отношений. Некоторые организации (МВФ) универсальны. Радикальные изменения в мировом хозяйстве на рубеже 80—90-х годов XX в. привели к необходимости адаптации международных валютно-кредитных и финансовых организаций к новым условиям деятельности. Возросло значение региональных финансово-банковских организаций. Создан ряд новых региональных банковских учреждений. Существенна роль валютно-кредитных институтов в углублении интеграционных процессов в Западной Европе. Участие России в международных валютно-финансовых и кредитных институтах открывает перед ней более широкие возможности привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реформирования экономики.
Основные понятия
Международные валютно-кредитные и финансовые институты — международные организации, в той или иной мере выполняющие функции регулирования международных валютных, кредитных и финансовых отношений, проведения исследований по проблемам валютно-кредитной и финансовой сфер мирового хозяйства, выработки рекомендаций и предложений.
Международный валютный фонд — универсальная валютно-кредитная организация системы ООН. Занимает важное место в мировой валютной системе. Осуществляет регулирующие, консультативные и финансовые функции.
Группа Всемирного банка — группа международных финансовых организаций во главе с МБРР (создана в 1944 г.). Включает Международную финансовую корпорацию — МФК [1956), Международную ассоциацию развития — MAP (1960) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство-МИГА (1988).
Региональные финансовые институты — региональные банки и финансовые учреждения, предоставляющие финансовые ресурсы на цели развития, а также для закрепления и углубления интеграционных процессов в ряде регионов.
Контрольные вопросы
1. Назовите валютно-финансовые организации системы ООН.
2. Каковы цели и задачи МВФ и группы Всемирного банка?
3. В чем состоят основные проблемы сотрудничества России с МВФ и МБРР в настоящее время?
Библиографический список
1. Анализ экономики. Учебник / Под ред, В.Е. Рыбалкина, В.М. Гри-банича. — 2-е изд. — М.: МО, 2005.
2. Мировая экономика: Учебник / Под ред. Ю А. Щербанина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
3. Финансовые известия. 1996. 5 июля,
4. Финансовая организация и деятельность Международного валютного фонда. — Вашингтон, 1994. — С. П.
5. IMF Survey. September 1996. P. 8.
6. The Economist. 3 August 1996. P. 27.
7. The Economist. 21 July 1996. P. 63. ГЛАВА