Технология и информация - особые объекты МЭО
Усложнение форм и характера современных мирохозяйственных связей нередко приводит к определенным трудностям в их анализе. Так, в системе международных валютно-кредитных и финансовых связей сегодня невозможно обособленно говорить о валютных, кредитных и финансовых отношениях на мировом рынке ссудного капитала в чистом виде. То же относится к международной торговле готовой продукцией, сопровождаемой соответствующими услугами по обслуживанию, модернизации и ремонту, которые неотделимы от приобретаемых материальных предметов. Управление компанией, стратегия поведения на рынке и в целом «фирменная» философия, включаемая в понятие брэнд (торговая марка), требуют новых подходов в экономическом анализе зарождающейся «новой» мировой экономики, ориентирующейся во все большей мере на знания, творчество, идеи, интеллект. В производстве определяющим фактором развития становятся инновации. Торговля постепенно переходит в киберпространство сети Интернет, где каждому реальному объекту и субъекту соответствует их цифровая форма. Международное сообщество становится глобальным и информационным, поскольку основу его развития составляют информационные технологии, меняющие качество жизни, общественные связи, унифицирующие мировую хозяйственную среду и не знающие физических преград.
Вычленение технологии и информации из продукции, перемещающейся реально или условно (например, в международной торговле услугами) между странами, также не всегда возможно и оправданно, хотя их важность, роль и место в совокупной стоимости производимой в мире продукции и объемах мирового обмена вполне ощутима, возрастает невиданными темпами и поддается достоверному количественному определению. Взаимосвязь объектов международных экономических отношений здесь наиболее тесная. Например, международный консалтинг, относимый по форме МЭО к международной торговле услугами, обязательно включает в себя передачу определенных знаний, опыта, ноу-хау, которые нужны потребителю в качестве технологии его поведения на рынке или технологии создания какого-либо продукта. То же самое можно сказать об инжиниринге, особенно финансовом, когда разрабатываются, подчас, уникальные схемы финансовых сделок и инструментов крупнейшими банковскими группами или другими финансовыми институтами.
Технологии и информация — особые объекты международных экономических отношений, поскольку они, наряду с товарами и услугами, могут быть результатами, но могут выступать и в качестве факторов производства. Эти новые факторы производства в современных условиях по важности превосходят и «капитал», и «землю», и «труд», и «предпринимательскую способность», потому что являются их связующим звеном, без которого невозможно осуществление расширенного процесса воспроизводства. В мировой экономике их значимость возрастает многократно: от них зависит международная конкурентоспособность компаний, потенциально они становятся важнейшим фактором сокращения разрыва уровней экономического развития процветающего Севера и отстающего Юга в мировом хозяйстве.
Международный технологический обмен. Объектом международного обмена здесь выступают практические знания человека: методы, навыки, опыт, которые применяются в хозяйственной практике для достижения конкретной цели. Хозяйственные процессы являются средой существования технологии. Сам термин «технология» произошел от греч. techne, что значит искусство, мастерство, умение. Следовательно, технология — это мастерство, умение что-либо сделать определенным образом, и не любые знания, человеческий опыт и навыки являются технологиями. Скажем, знания предпринимателя о рынке: его ценовой конъюнктуре, количестве конкурентов, потенциальных покупателях — это еще не технология, а просто информация. Технологией будут его осознанные действия, поскольку он знает, как выгодно продать товар, какие шаги необходимо сделать, чтобы потребители узнали о свойствах его товара, в каком месте лучше открыть торговую точку и т.д. Точно так же, общие, многолетние навыки рабочего, научившегося за многие годы трудовой деятельности работать на различных станках, не являются технологией, технологией будут разработанные инженерами-технологами и реализованные рабочим набор, последовательность и содержание операций по изготовлению конкретной детали или при сборке какого-либо изделия. Технология всегда направлена на решение хозяйственной задачи.
Знания, навыки, опыт как таковые, неотделимы от человека, а технологии — от хозяйственных процессов. Они не работают без оборудования, подготовленных кадров, вне самой хозяйственной деятельности, в которую они тесно встроены. Но ими можно «поделиться», перенести на аналогичные процессы, устно, письменно или иным образом сформулировав и передав их суть другим хозяйствующим субъектам. «Трансфертная» часть жизни технологии активно выделяется в особую сферу и форму мирохозяйственных связей, имеющих специфические качественные характеристики. Однако не все технологии являются предметом международного обмена как формы мирохозяйственных отношений. В других областях человеческой деятельности используются соответственно неэкономические технологии: политические, социальные, правовые, военные, другие, которые выходят за рамки нашего рассмотрения, хотя они могут иметь экономические последствия или сопровождаться какими-либо финансовыми расчетами.
Итак, международный обмен технологиями проявляется в распространении схожих хозяйственных процессов и решений в практической деятельности субъектов разных стран. Целью применения технологии является продукт с заданными характеристиками: товар или услуга определенных свойств и требуемого качества, управленческое или маркетинговое решение, финансовая операция или финансовый продукт и др.
В качестве носителей технологии в хозяйственной практике выступают: патенты на изобретение и лицензии, техническая документация, специализированная литература, любая готовая продукция и полуфабрикаты, в которых она воплощена, специалисты-профессионалы, обладающие знаниями, опытом, навыками для решения определенных задач.
Передача технологий, в том числе в международной сфере, осуществляется следующими способами: письменно (в момент подачи патентной заявки, покупки лицензии, заключения соответствующего контракта, публикации ее описания в печати), по электронным сетям (Интернет, телевидение), вербально (на симпозиумах, конференциях, при любом устном контакте специалистов), визуально (на выставках), транспортными средствами (промышленные образцы, документация).
Международный технологический обмен возможен на возмездной (платно, бартер) и безвозмездной основе.
Большая часть технологий в международном обмене перемещается бесплатно и не передается в письменной форме через патенты, лицензии, контракты, не только потому, что распространяется по некоммерческим каналам (безвозмездно — на выставках, симпозиумах, конференциях и т.д.), или потому, что представляет собой ноу-хау[1], объем которых сегодня значителен[2], но и потому, что включает в себя объекты интеллектуального труда человека, которые не подлежат, или еще не предусмотрены для патентования или иного юридического оформления прав и отношений собственности, или же идут по нелегальным каналам. Само интеллектуальное созидание — процесс сложный и юридически оговорить все стороны этого процесса невозможно, так же как невозможно поставить в жесткие юридические рамки «перемещение» между странами идей. К примеру, для появления в той или иной стране новой технологии, местным специалистам необязательно получать из-за рубежа готовое технологическое решение. Очень часто на новое изобретение ученых «наталкивают» ошибки их зарубежных коллег или смежные направления зарубежных исследований. Все это включает в себя международный обмен технологиями.
Причиной масштабного «неоформленного» международного трансферта технологий являются и недостаточно развитое законодательство по охране интеллектуальной собственности, и (или) слабый контроль за соблюдением соответствующих прав главным образом в развивающихся странах и странах с переходной экономикой; быстрое развитие Интернет-обмена с еще несформированным правовым регулированием этих объектов обмена; растущий объем международной миграции населения и туристических потоков. Этому способствует и то, что технологии воплощены и неотделимы от продаваемого за рубежом продукта, который несет на себе отпечаток уровня научно-технического развития страны-экспортера, начиная от качества упаковки до рекомендаций по утилизации использованной, отслужившей положенный срок продукции.
При этом страна-импортер, менее технологически развитая, может и не поддерживать полностью те технологические правила, например, утилизации использованного продукта, которые указаны страной-экспортером. Отсюда — развитие важной проблемы международного технологического обмена — проблемы соблюдения технологий. Она становится особенно актуальной сегодня в условиях обострения глобальных проблем: экологической, сырьевой, продовольственной. Она сказывается и на микроуровне: несоблюдение технологических требований в процессе производства означает неэффективность производственных или управленческих операций, может привести к повышенному энергопотреблению, износу, поломке оборудования, увеличению отходов. В этом случае развитые страны получают дополнительную экономическую ренту, связанную с неадекватностью и необходимостью адоптации производственных мощностей, персонала, управления и других элементов экономической среды развивающихся стран к производственно-технологическому уровню развитых, выступающих в роли нетто-экспортеров технологий в мировой экономике. Импортеры технологий из развивающихся стран вынуждены приобретать сопутствующие технологии и оборудование из развитых стран.
Сегодня вполне можно констатировать непреложный факт — технологическое развитие общества переросло господствовавшую в XX в. узкую трактовку технологий, рассматривающую их как научно-техническое обеспечение производства, производственного процесса, как последовательность промышленных операций. Технологии, как было отмечено выше, используются во всех сферах хозяйственной жизни и на всех стадиях мирового воспроизводственного цикла. Особенностью современного этапа технологического развития МЭО и мировой экономики является то, что более активно и масштабно идет процесс экономического и правового обособления сферы функционирования и обращения технологий в самостоятельную область хозяйственных отношений, а также ускоряется процесс появления новых технологий, существенно дополняющих традиционное понимание и использование технологии.
Мирохозяйственный обмен информацией.Информация — более простой продукт, чем технология, она не встроена в хозяйственные процессы, не является решением экономических проблем, но может послужить основой для их принятия и получения экономической выгоды. По своему содержанию в международном обмене участвует информация статистическая, бухгалтерская, аналитическая, правовая, научная, компьютерная, медицинская, развлекательная в форме различных информационных продуктов. Перечисленные виды информации сегодня наиболее активно используются в процессе хозяйствования, хотя в коммерческих целях может быть использована информация любого содержания, и все здесь будет зависеть от спроса ипредложения такой информации. Информация, также как технология в процессе трансферта, перемещается в мировом хозяйстве на возмездной или безвозмездной основе, однако здесь чаще используются бартерные схемы обмена. Например, телевизионные компании нередко предоставляют эфирное время в обмен на отснятую телевизионную передачу или иные информационные программы, издательства публикуют какие-то авторские работы бесплатно или за символический гонорар в связи с заинтересованностью обеих сторон в данной публикации. В ходе международного информационного обмена большой объем информации перемещается бесплатно, однако постепенно растет доля информации, особенно делового характера, продаваемая заинтересованным сторонам, возрастает ее стоимость. Определенный объем платной информации перемещается по нелегальным каналам: промышленный шпионаж, подкуп чиновников с целью получить доступ к государственной экономической информации, организованная утечка информации.
Для международного информационного обмена присуща полная аналогия в части ценообразования с торговлей товарами: чем выше степень обработки информации, тем больше величина добавленной стоимости и при прочих равных условиях выше цена на продаваемый информационный продукт. Неслучайно качественная аналитическая информация доступна по более высоким ценам, чем первичные данные, хотя первичная необработанная информация может иметь очень высокую цену в первый, краткосрочный период ее появления. Конкурентная среда в основных сегментах мирового информационного рынка дифференцируется: от монопольной, особенно в тех условиях, когда ее источник — государство или специализированная международная организация, до практически совершенной конкуренции в сети Интернет. Вместе с тем Интернет практически не меняет модель конкуренции на рынках любой другой продукции — неинформационной. Хотя сегодня многие компании традиционной экономики открывают свои Web-представительства и часть своего бизнеса и торговли переносят в виртуальное пространство, эти электронная коммерция и бизнес (e-commerce, e-business) не добавляют участников на соответствующие рынки товаров, услуг, капитала, рабочей силы, но кардинально изменяют механизм их взаимодействия и открывают дополнительные возможности для ведения бизнеса.
Информация, перемещающаяся между странами, содержится в конкретных информационных продуктах, которые можно разделить на информационные товары и информационные услуги. К первым относятся периодические издания (газеты, журналы, бюллетени, отчеты), книги, иная издательская продукция (календари, открытки, карты и пр.), базы данных, программное обеспечение, рекламная продукция, рейтинги, музыкальные и художественные произведения, радио и телевизионные программы. Информационные услуги включают в себя услуги по подготовке, созданию, доработке, распространению информационных товаров: издательские и рекламные услуги, создание и ведение баз данных, программирование, Интернет-услуги и др.
Определенную сложность вызывает классификация некоторых информационных продуктов, существующих в электронной форме и реализуемых в сети Интернет. Произвести же такую классификацию, т.е. выяснить, что это товар или услуга, важно не только в аналитических целях, но и в практических, например для выработки четких механизмов и правил международной торговли. Так, проблема классификации электронной продукции рассматривается как одна из наиболее важных и требующих неотложного решения во Всемирной торговой организации. Еще в мае 1998 г. на Второй министерской конференции ВТО[3] в Женеве по проблемам электронной коммерции в специальной декларации была отмечена важность разработки всеобъемлющей программы по изучению всех торговых аспектов глобальной электронной коммерции. Члены ВТО заявили о продолжении существующей практики беспошлинной электронной торговли, хотя отдельные страны рассматривают электронные тексты книг, документов, программное обеспечение, распространяемые в Интернет, как товары и считают, что на них распространяются нормы ГАТТ, а не ГАТС. Дальнейшая беспошлинная торговля информационной продукцией в Интернет может переориентировать часть международной торговли на электронные каналы, и те товары, которые сегодня продаются на физических носителях, будет выгодно доставлять по электронным сетям в электронной же форме. Что постепенно и происходит.
В Европейском союзе полагают, что независимо от формы предоставления услуг и продажи товаров должен осуществляться национальный режим таможенного регулирования и полное освобождение электронной коммерции от импортных пошлин нецелесообразно. Соединенные Штаты выступают за постоянный и обязательный мораторий для электронных сделок с целью создания беспошлинного киберпространства. Во многих развивающихся странах считают, что действующий сегодня мораторий на взимание импортных пошлин с электронной продукции должен быть ограничен по срокам.
Информационная продукция имеет особенности, которые отличают ее от всех остальных видов продукции:
• стоимость этой продукции зависит от информационного, образовательного, культурного или развлекательного содержания, а не от формата, в котором она распространяется, Большинство таких продуктов предполагают защиту от незаконного воспроизведения, модернизации, распространения;
• информационное содержимое такой продукции позволяет осуществлять ее распространение и обмен в различных формах. Например, художественный фильм может быть показан в кинотеатре, по телевидению, взят на прокат на видеокассете; программное обеспечение (ПО) может быть куплено на компакт-дисках и дискетах в специализированном магазине или загружено из Интернета; газета может быть куплена в киоске или доставлена в режиме on-line (реального времени).
Информационные рынки развитых стран более емкие. Эти же страны являются производителями большинства конечных информационных продуктов, таких, как программное обеспечение, научные знания, стандарты качества и др. Развивающимся странам в большей степени свойственно поставлять информационное «сырье» и «полуфабрикаты», например отдельные модули компьютерных программ, научные и технические идеи.
Развивающиеся страны «проигрывают» развитым также по качеству обращающейся информации (достоверности, полноте, мобильности, степени усвоения[4]) и информационных продуктов, по степени использования их в хозяйственной жизни. Это объясняется неразвитостью информационных институтов, отсутствием соответствующих государственных органов, реализующих политику страны в данной области, нерегулярностью и низкой скоростью обмена и обновления устаревшей информации (например, о ситуации на рынке), правовыми ограничениями и бюрократическими препонами. Глубинные причины информационной отсталости развивающихся стран лежат в устаревших по современным меркам традициях, обычаях, менталитете, недостатке знаний и образованности населения этих стран, которые замедляют современный международный информационный обмен с этими странами, объясняют их неготовность к использованию новых, более прогрессивных каналов и продуктов такого обмена. Это, в свою очередь, негативно отражается на темпах их экономического роста.
Так, по данным Всемирного банка, на темпы экономического роста большое влияние оказывают три параметра, связанных с уровнем знаний в стране: образованность, открытость экономики, развитость инфраструктуры связи. На приводимом ниже графике (рис. 14.1) показан средний темп роста экономики групп стран со схожим уровнем развития данных показателей в 1985—1995 гг.
Увеличение открытости экономики (одним из показателей которой является отношение объема экспорта к ВВП страны), повышает возможности применения зарубежных технологических знаний, воплощенных в импортируемых товарах и услугах. Внешняя торговля позволяет также ближе ознакомиться с деловой практикой зарубежных стран. Образовательный уровень населения определяет склонность людей к приобретению знаний и их способность применять эти знания на практике. Плотность телефонной сети или количество телефонных линий на 100 человек населения (а сегодня с учетом развитости мобильной связи) означает большую или меньшую возможность получить своевременный и качественный доступ к нужной информации. Как показывает график и расчеты специалистов Всемирного банка, наибольшие темпы экономического роста — 3,8% достижимы в стране с высоким уровнем образования, высокой открытостью экономики и плотности телефонной сети, естественно, при прочих равных условиях.
Рис. 14.1. Влияние уровня образования, открытости экономики и плотности телефонной сети на экономический рост
Источник: Знаний на службе развития. Отчет о мировом развитии 1998/1999. Всемирный банк. С. 33.