Технология и информация - особые объекты МЭО

Усложнение форм и характера современных мирохозяйственных связей нередко приводит к определенным трудностям в их анализе. Так, в системе международных валютно-кредитных и финансовых связей сегодня невозможно обособленно говорить о валютных, кре­дитных и финансовых отношениях на мировом рынке ссудного ка­питала в чистом виде. То же относится к международной торговле готовой продукцией, сопровождаемой соответствующими услугами по обслуживанию, модернизации и ремонту, которые неотделимы от приобретаемых материальных предметов. Управление компани­ей, стратегия поведения на рынке и в целом «фирменная» филосо­фия, включаемая в понятие брэнд (торговая марка), требуют новых подходов в экономическом анализе зарождающейся «новой» миро­вой экономики, ориентирующейся во все большей мере на знания, творчество, идеи, интеллект. В производстве определяющим факто­ром развития становятся инновации. Торговля постепенно перехо­дит в киберпространство сети Интернет, где каждому реальному объекту и субъекту соответствует их цифровая форма. Международ­ное сообщество становится глобальным и информационным, по­скольку основу его развития составляют информационные техноло­гии, меняющие качество жизни, общественные связи, унифици­рующие мировую хозяйственную среду и не знающие физических преград.

Вычленение технологии и информации из продукции, переме­щающейся реально или условно (например, в международной тор­говле услугами) между странами, также не всегда возможно и оп­равданно, хотя их важность, роль и место в совокупной стоимости производимой в мире продукции и объемах мирового обмена впол­не ощутима, возрастает невиданными темпами и поддается досто­верному количественному определению. Взаимосвязь объектов ме­ждународных экономических отношений здесь наиболее тесная. Например, международный консалтинг, относимый по форме МЭО к международной торговле услугами, обязательно включает в себя передачу определенных знаний, опыта, ноу-хау, которые нужны потребителю в качестве технологии его поведения на рынке или технологии создания какого-либо продукта. То же самое можно сказать об инжиниринге, особенно финансовом, когда разрабаты­ваются, подчас, уникальные схемы финансовых сделок и инстру­ментов крупнейшими банковскими группами или другими финан­совыми институтами.

Технологии и информация — особые объекты международных эко­номических отношений, поскольку они, наряду с товарами и услуга­ми, могут быть результатами, но могут выступать и в качестве факто­ров производства. Эти новые факторы производства в современных условиях по важности превосходят и «капитал», и «землю», и «труд», и «предпринимательскую способность», потому что являются их свя­зующим звеном, без которого невозможно осуществление расширен­ного процесса воспроизводства. В мировой экономике их значимость возрастает многократно: от них зависит международная конкуренто­способность компаний, потенциально они становятся важнейшим фактором сокращения разрыва уровней экономического развития процветающего Севера и отстающего Юга в мировом хозяйстве.

Международный технологический обмен. Объектом международ­ного обмена здесь выступают практические знания человека: мето­ды, навыки, опыт, которые применяются в хозяйственной практике для достижения конкретной цели. Хозяйственные процессы явля­ются средой существования технологии. Сам термин «технология» произошел от греч. techne, что значит искусство, мастерство, уме­ние. Следовательно, технология — это мастерство, умение что-либо сделать определенным образом, и не любые знания, человеческий опыт и навыки являются технологиями. Скажем, знания предпри­нимателя о рынке: его ценовой конъюнктуре, количестве конкурен­тов, потенциальных покупателях — это еще не технология, а просто информация. Технологией будут его осознанные действия, по­скольку он знает, как выгодно продать товар, какие шаги необходи­мо сделать, чтобы потребители узнали о свойствах его товара, в ка­ком месте лучше открыть торговую точку и т.д. Точно так же, об­щие, многолетние навыки рабочего, научившегося за многие годы трудовой деятельности работать на различных станках, не являются технологией, технологией будут разработанные инженерами-технологами и реализованные рабочим набор, последовательность и содержание операций по изготовлению конкретной детали или при сборке какого-либо изделия. Технология всегда направлена на ре­шение хозяйственной задачи.

Знания, навыки, опыт как таковые, неотделимы от человека, а технологии — от хозяйственных процессов. Они не работают без оборудования, подготовленных кадров, вне самой хозяйственной деятельности, в которую они тесно встроены. Но ими можно «по­делиться», перенести на аналогичные процессы, устно, письменно или иным образом сформулировав и передав их суть другим хозяй­ствующим субъектам. «Трансфертная» часть жизни технологии ак­тивно выделяется в особую сферу и форму мирохозяйственных свя­зей, имеющих специфические качественные характеристики. Одна­ко не все технологии являются предметом международного обмена как формы мирохозяйственных отношений. В других областях че­ловеческой деятельности используются соответственно неэкономи­ческие технологии: политические, социальные, правовые, военные, другие, которые выходят за рамки нашего рассмотрения, хотя они могут иметь экономические последствия или сопровождаться каки­ми-либо финансовыми расчетами.

Итак, международный обмен технологиями проявляется в рас­пространении схожих хозяйственных процессов и решений в прак­тической деятельности субъектов разных стран. Целью применения технологии является продукт с заданными характеристиками: товар или услуга определенных свойств и требуемого качества, управлен­ческое или маркетинговое решение, финансовая операция или фи­нансовый продукт и др.

В качестве носителей технологии в хозяйственной практике вы­ступают: патенты на изобретение и лицензии, техническая доку­ментация, специализированная литература, любая готовая продук­ция и полуфабрикаты, в которых она воплощена, специалисты-профессионалы, обладающие знаниями, опытом, навыками для ре­шения определенных задач.

Передача технологий, в том числе в международной сфере, осуществляется следующими способами: письменно (в момент пода­чи патентной заявки, покупки лицензии, заключения соответст­вующего контракта, публикации ее описания в печати), по элек­тронным сетям (Интернет, телевидение), вербально (на симпозиу­мах, конференциях, при любом устном контакте специалистов), визуально (на выставках), транспортными средствами (промышлен­ные образцы, документация).

Международный технологический обмен возможен на возмезд­ной (платно, бартер) и безвозмездной основе.

Большая часть технологий в международном обмене перемеща­ется бесплатно и не передается в письменной форме через патенты, лицензии, контракты, не только потому, что распространяется по некоммерческим каналам (безвозмездно — на выставках, симпо­зиумах, конференциях и т.д.), или потому, что представляет собой ноу-хау[1], объем которых сегодня значителен[2], но и потому, что включает в себя объекты интеллектуального труда человека, кото­рые не подлежат, или еще не предусмотрены для патентования или иного юридического оформления прав и отношений собственности, или же идут по нелегальным каналам. Само интеллектуальное сози­дание — процесс сложный и юридически оговорить все стороны этого процесса невозможно, так же как невозможно поставить в жесткие юридические рамки «перемещение» между странами идей. К примеру, для появления в той или иной стране новой техноло­гии, местным специалистам необязательно получать из-за рубежа готовое технологическое решение. Очень часто на новое изобрете­ние ученых «наталкивают» ошибки их зарубежных коллег или смежные направления зарубежных исследований. Все это включает в себя международный обмен технологиями.

Причиной масштабного «неоформленного» международного трансферта технологий являются и недостаточно развитое законо­дательство по охране интеллектуальной собственности, и (или) сла­бый контроль за соблюдением соответствующих прав главным об­разом в развивающихся странах и странах с переходной экономи­кой; быстрое развитие Интернет-обмена с еще несформированным правовым регулированием этих объектов обмена; растущий объем международной миграции населения и туристических потоков. Этому способствует и то, что технологии воплощены и неотделимы от продаваемого за рубежом продукта, который несет на себе отпе­чаток уровня научно-технического развития страны-экспортера, начиная от качества упаковки до рекомендаций по утилизации ис­пользованной, отслужившей положенный срок продукции.

При этом страна-импортер, менее технологически развитая, может и не поддерживать полностью те технологические правила, например, утилизации использованного продукта, которые указаны страной-экспортером. Отсюда — развитие важной проблемы меж­дународного технологического обмена — проблемы соблюдения технологий. Она становится особенно актуальной сегодня в условиях обострения глобальных проблем: экологической, сырьевой, продо­вольственной. Она сказывается и на микроуровне: несоблюдение технологических требований в процессе производства означает не­эффективность производственных или управленческих операций, может привести к повышенному энергопотреблению, износу, по­ломке оборудования, увеличению отходов. В этом случае развитые страны получают дополнительную экономическую ренту, связан­ную с неадекватностью и необходимостью адоптации производст­венных мощностей, персонала, управления и других элементов экономической среды развивающихся стран к производственно-технологическому уровню развитых, выступающих в роли нетто-экспортеров технологий в мировой экономике. Импортеры техно­логий из развивающихся стран вынуждены приобретать сопутст­вующие технологии и оборудование из развитых стран.

Сегодня вполне можно констатировать непреложный факт — технологическое развитие общества переросло господствовавшую в XX в. узкую трактовку технологий, рассматривающую их как науч­но-техническое обеспечение производства, производственного про­цесса, как последовательность промышленных операций. Техноло­гии, как было отмечено выше, используются во всех сферах хозяй­ственной жизни и на всех стадиях мирового воспроизводственного цикла. Особенностью современного этапа технологического разви­тия МЭО и мировой экономики является то, что более активно и масштабно идет процесс экономического и правового обособления сферы функционирования и обращения технологий в самостоя­тельную область хозяйственных отношений, а также ускоряется процесс появления новых технологий, существенно дополняющих традиционное понимание и использование технологии.

Мирохозяйственный обмен информацией.Информация — более простой продукт, чем технология, она не встроена в хозяйственные процессы, не является решением экономических проблем, но мо­жет послужить основой для их принятия и получения экономиче­ской выгоды. По своему содержанию в международном обмене уча­ствует информация статистическая, бухгалтерская, аналитическая, правовая, научная, компьютерная, медицинская, развлекательная в форме различных информационных продуктов. Перечисленные виды информации сегодня наиболее активно используются в процессе хозяйствования, хотя в коммерческих целях может быть использо­вана информация любого содержания, и все здесь будет зависеть от спроса ипредложения такой информации. Информация, также как технология в процессе трансферта, перемещается в мировом хозяй­стве на возмездной или безвозмездной основе, однако здесь чаще используются бартерные схемы обмена. Например, телевизионные компании нередко предоставляют эфирное время в обмен на отсня­тую телевизионную передачу или иные информационные програм­мы, издательства публикуют какие-то авторские работы бесплатно или за символический гонорар в связи с заинтересованностью обе­их сторон в данной публикации. В ходе международного информа­ционного обмена большой объем информации перемещается бес­платно, однако постепенно растет доля информации, особенно де­лового характера, продаваемая заинтересованным сторонам, возрас­тает ее стоимость. Определенный объем платной информации пе­ремещается по нелегальным каналам: промышленный шпионаж, подкуп чиновников с целью получить доступ к государственной экономической информации, организованная утечка информации.

Для международного информационного обмена присуща полная аналогия в части ценообразования с торговлей товарами: чем выше степень обработки информации, тем больше величина добавленной стоимости и при прочих равных условиях выше цена на продаваемый информационный продукт. Неслучайно качественная аналитическая информация доступна по более высоким ценам, чем первичные дан­ные, хотя первичная необработанная информация может иметь очень высокую цену в первый, краткосрочный период ее появления. Кон­курентная среда в основных сегментах мирового информационного рынка дифференцируется: от монопольной, особенно в тех условиях, когда ее источник — государство или специализированная междуна­родная организация, до практически совершенной конкуренции в сети Интернет. Вместе с тем Интернет практически не меняет модель конкуренции на рынках любой другой продукции — неинформацион­ной. Хотя сегодня многие компании традиционной экономики от­крывают свои Web-представительства и часть своего бизнеса и тор­говли переносят в виртуальное пространство, эти электронная ком­мерция и бизнес (e-commerce, e-business) не добавляют участников на соответствующие рынки товаров, услуг, капитала, рабочей силы, но кардинально изменяют механизм их взаимодействия и открывают дополнительные возможности для ведения бизнеса.

Информация, перемещающаяся между странами, содержится в конкретных информационных продуктах, которые можно разделить на информационные товары и информационные услуги. К первым от­носятся периодические издания (газеты, журналы, бюллетени, отче­ты), книги, иная издательская продукция (календари, открытки, карты и пр.), базы данных, программное обеспечение, рекламная продукция, рейтинги, музыкальные и художественные произведе­ния, радио и телевизионные программы. Информационные услуги включают в себя услуги по подготовке, созданию, доработке, рас­пространению информационных товаров: издательские и реклам­ные услуги, создание и ведение баз данных, программирование, Интернет-услуги и др.

Определенную сложность вызывает классификация некоторых информационных продуктов, существующих в электронной форме и реализуемых в сети Интернет. Произвести же такую классифика­цию, т.е. выяснить, что это товар или услуга, важно не только в аналитических целях, но и в практических, например для выработ­ки четких механизмов и правил международной торговли. Так, про­блема классификации электронной продукции рассматривается как одна из наиболее важных и требующих неотложного решения во Всемирной торговой организации. Еще в мае 1998 г. на Второй ми­нистерской конференции ВТО[3] в Женеве по проблемам электрон­ной коммерции в специальной декларации была отмечена важность разработки всеобъемлющей программы по изучению всех торговых аспектов глобальной электронной коммерции. Члены ВТО заявили о продолжении существующей практики беспошлинной электрон­ной торговли, хотя отдельные страны рассматривают электронные тексты книг, документов, программное обеспечение, распростра­няемые в Интернет, как товары и считают, что на них распростра­няются нормы ГАТТ, а не ГАТС. Дальнейшая беспошлинная тор­говля информационной продукцией в Интернет может переориен­тировать часть международной торговли на электронные каналы, и те товары, которые сегодня продаются на физических носителях, будет выгодно доставлять по электронным сетям в электронной же форме. Что постепенно и происходит.

В Европейском союзе полагают, что независимо от формы пре­доставления услуг и продажи товаров должен осуществляться нацио­нальный режим таможенного регулирования и полное освобождение электронной коммерции от импортных пошлин нецелесообразно. Соединенные Штаты выступают за постоянный и обязательный мо­раторий для электронных сделок с целью создания беспошлинного киберпространства. Во многих развивающихся странах считают, что действующий сегодня мораторий на взимание импортных пошлин с электронной продукции должен быть ограничен по срокам.

Информационная продукция имеет особенности, которые отли­чают ее от всех остальных видов продукции:

• стоимость этой продукции зависит от информационного, образовательного, культурного или развлекательного содержания, а не от формата, в котором она распространяется, Большинство таких продуктов предполагают защиту от неза­конного воспроизведения, модернизации, распространения;

• информационное содержимое такой продукции позволяет осуществлять ее распространение и обмен в различных формах. Например, художественный фильм может быть по­казан в кинотеатре, по телевидению, взят на прокат на ви­деокассете; программное обеспечение (ПО) может быть куп­лено на компакт-дисках и дискетах в специализированном магазине или загружено из Интернета; газета может быть куплена в киоске или доставлена в режиме on-line (реально­го времени).

Информационные рынки развитых стран более емкие. Эти же страны являются производителями большинства конечных инфор­мационных продуктов, таких, как программное обеспечение, науч­ные знания, стандарты качества и др. Развивающимся странам в большей степени свойственно поставлять информационное «сырье» и «полуфабрикаты», например отдельные модули компьютерных программ, научные и технические идеи.

Развивающиеся страны «проигрывают» развитым также по каче­ству обращающейся информации (достоверности, полноте, мо­бильности, степени усвоения[4]) и информационных продуктов, по степени использования их в хозяйственной жизни. Это объясняется неразвитостью информационных институтов, отсутствием соответ­ствующих государственных органов, реализующих политику страны в данной области, нерегулярностью и низкой скоростью обмена и обновления устаревшей информации (например, о ситуации на рынке), правовыми ограничениями и бюрократическими препона­ми. Глубинные причины информационной отсталости развиваю­щихся стран лежат в устаревших по современным меркам традици­ях, обычаях, менталитете, недостатке знаний и образованности на­селения этих стран, которые замедляют современный международ­ный информационный обмен с этими странами, объясняют их не­готовность к использованию новых, более прогрессивных каналов и продуктов такого обмена. Это, в свою очередь, негативно отражает­ся на темпах их экономического роста.

Так, по данным Всемирного банка, на темпы экономического роста большое влияние оказывают три параметра, связанных с уровнем знаний в стране: образованность, открытость экономики, развитость инфраструктуры связи. На приводимом ниже графике (рис. 14.1) показан средний темп роста экономики групп стран со схожим уровнем развития данных показателей в 1985—1995 гг.

Увеличение открытости экономики (одним из показателей ко­торой является отношение объема экспорта к ВВП страны), повы­шает возможности применения зарубежных технологических зна­ний, воплощенных в импортируемых товарах и услугах. Внешняя торговля позволяет также ближе ознакомиться с деловой практикой зарубежных стран. Образовательный уровень населения определяет склонность людей к приобретению знаний и их способность при­менять эти знания на практике. Плотность телефонной сети или количество телефонных линий на 100 человек населения (а сегодня с учетом развитости мобильной связи) означает большую или меньшую возможность получить своевременный и качественный доступ к нужной информации. Как показывает график и расчеты специалистов Всемирного банка, наибольшие темпы экономическо­го роста — 3,8% достижимы в стране с высоким уровнем образова­ния, высокой открытостью экономики и плотности телефонной сети, естественно, при прочих равных условиях.

Технология и информация - особые объекты МЭО - student2.ru

Рис. 14.1. Влияние уровня образования, открытости экономики и плотности телефонной сети на экономический рост

Источник: Знаний на службе развития. Отчет о мировом развитии 1998/1999. Всемирный банк. С. 33.

Наши рекомендации