Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях

Наряду с товарами большой сектор мировой торговли охватыва­ет рынок услуг. В него входят самые различные виды деятельности, в том числе:

• услуги, связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные издержки по товарам, морскому и другому транспорту и страхование;

• услуги, связанные с обменом технологией, в число которых можно включить капитальное строительство, техническое сотрудничество, управленческие услуги;

• путешествия, в которые входят поступления и доходы по ту­ризму и деловым поездкам;

• банковские расходы, лизинг, платежи, связанные с доходами на капитал;

• заработная плата и другие трудовые доходы (сюда относятся заработная плата, выплачиваемая иностранным рабочим, а также вознаграждения и социальные пособия).

Все эти разнообразные виды деятельности объединяет то, что по своей природе они участвуют в международной торговле; други­ми словами, их можно определить как платежи по нетоварным коммерческим сделкам, заключаемым между гражданами двух и более независимых стран и отражаемым в платежных балансах.

По оценкам некоторых специалистов, к концу 1980-х годов ус­луги достигли 70% объема мирового ВВП, однако лишь малая часть их была вовлечена в мировую торговлю. В последнее время их доля и роль в международном обмене существенно возросли, прежде всего за счет новых видов, а число их видов во внешней торговле превышает 600. Согласно Международной стандартизованной про­мышленной классификации ООН услуги относятся к так называвмым неторгуемым товарам, т.е. к таким, которые потребляются в той же стране, где произведены, и не перемещаются между страна­ми. Услуги составляют шесть групп (4—9 категории официальной классификации товаров международной торговли):

• коммунальные услуги и строительство;

• оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы, ту­ристские базы и кемпинги;

• транспортировка (поездки), хранение и связь, финансовое посредничество;

• оборона и обязательные социальные услуги;

• образование, здравоохранение и общественные работы;

• прочие коммунальные, социальные и личные.

В особый вид услуг, вовлекаемых в международный обмен, все больше выделяются информационные и консалтинговые услуги.

В силу особенностей услуг как объекта торговли, в том числе международной (нематериальность, отсутствие до момента сделки, невидимость перемещения и т.д.), они почти не пересекают тамо­женную границу, а значит, не могут фиксироваться таможенными службами. Предоставление услуги иностранному партнеру во мно­гих случаях предполагает территориальную близость поставщика к потребителю и обычно осуществляется через учреждения коммерче­ского присутствия (дочерние компании, филиалы, представительст­ва и т.д.) в той стране, где существует (или возможен) спрос на данную услугу. Другой вариант — перемещение потребителя услуги (покупателя) в страну размещения учреждения или предприятия, ее предоставляющего (к примеру, туризм, лечение, образование за ру­бежом и т.д.).

С учетом этого ГАТС классифицирует международную торговлю услугами по способам их поставки (предоставления) на:

• трансграничную торговлю;

• перемещение потребителя в страну предоставления услуги (потребление за рубежом);

• учреждения коммерческого присутствия в стране оказания услуги («коммерческое присутствие»);

• временное перемещение поставщика услуги — физического лица в другую страну для оказания услуги (перемещение физических лиц).

По данным статистики, в 2003 г. из всего объема международ­ной торговли услугами в 1,79 трлн долл. на первый из названных способов приходился 41%, на третий — 38, а второй и четвертый соответственно 20 и чуть более 1%.

Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами — один из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства, что видно из данных табл. 11.3.

Таблица 11.3        
Мировой экспорт услуг        
Страны Изменение, % Стоимость, млрд долл.
  1995-2000
Мир Северная Америка
Латинская Америка -3
Западная Европа в том числе ЕС (15) Страны ЦВЕ
Африка Ближний Восток Азия -3
в том числе Япония Китай «Шесть Азиатских Тигров»

Источник: WTO. International Trade Statistics 2004.

Как показывают данные Международного валютного фонда, общий объем услуг составил в 2003 г. 19,5% общего мирового экс­порта, причем этот объем имеет тенденцию роста. Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь-восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогично­го увеличения объема экспорта товаров. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за этот период она выросла в 2,5 раза.

Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производи­телей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Технологический про­гресс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше име­ли товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм.

Абсолютная величина суммы услуг, отраженная в статистике Международного валютного фонда, занижена по сравнению с реаль­ной. Заниженными представляются расчеты расходов туристов, биз­несменов, дипломатов, студентов во время их пребывания за рубе­жом. Весьма затруднительно рассчитать заработную плату, выплачи­ваемую иностранным рабочим и переводимую ими в свою страну.

Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, услуги пре­доставляются в комплекте с товарами. Причем стоимость услуги зачастую составляет значительную долю цены товара. Часто услуги фигурируют во внутрифирменном обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость зачастую оказывается невозможно, по­скольку на эти виды услуг вообще нет рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается невозможным (например, лечение больного при помощи лекарств).

Из статистического учета выпадают доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.

В связи с этим, по мнению ряда ученых, официальная стати­стика платежного баланса, в которой указывается ежегодный обо­рот по статье «услуги», не может дать точного представления о масштабах международной торговли услугами, которые, по мнению ряда экспертов, оказываются заниженными на 40—50%.

Географическое распределение торговли услугами, предостав­ляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерно­стью в пользу развитых государств.

На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% им­порта. Доля первой пятерки составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.

Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами; сказанное выше, однако» не исключает, что некоторые из них являются крупными экспортера­ми услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика — на туристических, Сингапур является крупным финансовым цен­тром. Многие мелкие островные государства основную часть экс­портных доходов получают за счет туризма.

Россия, другие государства СНГ и страны Балтии обладают по­тенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), но их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база, как и недостатки хозяйствен­ного механизма. Западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.

Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот при­надлежит Японии, за ней следуют Великобритания, ФРГ и Норве­гия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг этих стран. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют

США., за ними идут Великобритания, Франция. Они же удержива­ют пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объ­ем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40—50% экспортной выручки.

Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда не­квалифицированных рабочих на заработки.

Наши рекомендации