США в международных экономических отношениях.

США занимают исключительное положение на международных рынках. На их долю приходится большая по сравнению с любой другой страной часть вывоза товаров, услуг и капитала. При этом американское хозяйство не относится к экспортно-ориентирован­ному. Экспорт товаров по сравнению с другими странами имеет невысокий удельный вес в национальном производстве. Экспортная квота колеблется вокруг показателя 11 % ВВП.

Степень интернационализации отраслей хозяйства резко колеб­лется. Ряд отраслей имеет высокую степень экспортной направлен­ности. США экспортируют примерно четвертую часть сельскохо­зяйственной продукции, а по некоторым ее видам этот показатель составляет больше половины. В промышленности США сложился тесно связанный с внешним рынком сектор из семи отраслей обра­батывающей промышленности, на которые приходится почти три четверти всего вывоза промышленной продукции. Экспортные рынки обеспечивают около 30% сбыта продукции общего машино­строения, более одной пятой — по двигателям и турбинам, свыше двух пятых — по самолетам, 46% компьютеров и электроники.

В число экспортно-специализированной продукции машино­строения входят также нефтегазовое, строительное оборудование, промышленные двигатели, насосы, компрессоры, контрольно-измерительное оборудование, сельскохозяйственные машины, кон­торское оборудование, научные и медицинские приборы, автомо­били. В целом 20% продукции обрабатывающей промышленности

идет на экспорт.

Вместе с тем целый ряд отраслей обрабатывающей промышлен­ности: полиграфическая, резинотехническая, пищевая, ткацкая, мебельная, производство строительных материалов — в незначи­тельной степени участвуют в международном разделении труда. Эти отрасли постепенно отдали зарубежным конкурентам не только значительную часть своих внутренних, но и международные рынки. Среди сельскохозяйственных товаров в число экспортно-ориентированных входят соевые бобы, кукуруза. Заметное место в производстве страны занимает ввоз товаров и услуг. За счет него удовлетворяется 14—15% внутреннего спроса, в том числе 26% по­требностей в продукции обрабатывающей промышленности, а по некоторым товарам — в значительно большей степени. Например, доля импорта составляет 30% объема ежегодных продаж автомоби­лей США. В последние годы доля импорта возросла до 50% в про­дажах станков и оборудования, а в продажах бытовой электроники, одежды, обуви и некоторых других товаров составляла 59—80%. Средний уровень зависимости американского энергопотребления достигает 59%. Рост значения импорта нефти ставит перед США задачу бесперебойных поставок и в этой связи диверсификации районов поставок.

Важным свидетельством ведущей роли США в международных экономических отношениях является движение баланса платежей и поступлений за технологию. Сюда входят расчеты за регистрацию патентов, приобретение лицензий, торговых марок, разработок ди­зайна, авторских прав, промышленных прав и образцов, «ноу-хау», оплата услуг в области менеджмента и т.п. Только несколько стран имели в 1990—2000-е годы постоянный актив своего технологиче­ского баланса, причем США по этому показателю имеют больший отрыв. Активное сальдо по этим статьям в платежном балансе со­ставляло порядка 25 млрд. долл.

Несмотря на положительное сальдо по международным операци­ям услугами, текущие операции платежного баланса в 2000-е годы сводились с гигантским дефицитом — от 3,8 до 6,4% ВВП (в 1980— 1990-е годы — 0,8—3,5%). Дефицит по текущим статьям (баланс внешней торговли, доходов от факторов производства и переводов) оказывает отрицательное влияние не только на хозяйство США, но и на всю мировую хозяйственную систему, так как американская экономика является ее крупнейшим субъектом. Дефицит тесно свя­зан с международной системой валютных резервов и международ­ным валютным устройством. Он отражает превышение инвестиций над сбережениями в США и приводит к притоку сбережений дру­гих стран в эту страну.

Зачинателем кризиса стали США. Характеризуя их роль, президент России Дмитрий Медведев говорил в Послании к Федеральному Собранию: ”Надувая денежный пузырь для стимулирования собственного роста, они не только не потрудились скоординировать свои решения с другими участниками глобальных рынков, но и пренебрегли элементарным чувством меры… В результате чего нанесли ущерб и себе, и другим.

В США кризис возник как ипотечный, но быстро перерос в финансовый. Перегретый американский рынок производных ценных бумаг привел к глобальному падению фондовых рынков и сокращению ликвидности в банковской системе.

Сегодня мировая финансовая система фактически осталась без своего центра, на месте которого образовалась своего рода гигантская воронка. Факты показывают, что экономика США обречена на общую рецессию, в еврозоне и Великобритании начался глубокий спад, удар кризиса ощутили на себе и азиатские страны, до недавнего времени стоявшие несколько в стороне. Американский финансовый обвал приобрел черты общемирового экономического кризиса.

В современных условиях в США была разработана программа помощи американской экономике (так называемый план министра финансов Генри Полсона). Она предусматривала выделение гигантской суммы в 700 млрд. долл. Министерство финансов США могло в любой момент использовать половину средств, для остального нужно было получить одобрение конгресса. Пока из 350 млрд.около 250 млрд. выделено на покупку акций банков, еще 40 млрд. были инвестированы в страховую компанию “AIG”.

По американскому пути пошли и многие центробанки и правительства стран Евросоюза. Размер помощи в в Великобритании, например, составил 500 млрд. фунтов стерлингов, в том числе 50 млрд. – на рекапитализацию и 250 млрд. – на гарантии по долгам банков, 200 млрд. – дополнительной ликвидности. 100 млрд. евро на гарантии по долгам банкам были определены в Испании, 20 млрд. евро на те же цели – в Португалии.

Однако отличительной чертой этого кризиса является тот факт, что он стал первым кризисом эпохи глобализации. Поэтому важнейшие его причины следует искать в деятельности очень крупных транснациональных корпораций мира, и тех структур, механизмов и инструментов, которые были созданы при их активном участии. Финансовый сектор стал ведущей площадкой деятельности корпораций и государства.

Он открывал неограниченные возможности использования фиктивного капитала (акций, облигаций, вторичных ценных бумаг – деривативов). Огромную роль при этом имело использование и других инструментов и методов спекулятивной деятельности. В этот процесс были втянуты все страны.

Ведущую роль среди этих стран играли США – оплот крупнейших корпораций, обладатель главной резервной валюты мира, на долю которых приходилось свыше трети мирового производства. И одновременно США стали страной-должником, жившей за счет использования финансово-экономических возможностей других стран. Крах американской экономики стал важнейшей чертой кризиса.

Именно поэтому начало кризиса было положено США, и всилу глобализации он быстро распространился по всему миру, достигнув самых отдаленных стран. Последние, в свою очередь, своими проблемами содействовали его дальнейшему углублению и расширению. Негативное влияние США оказывали и на деятельность международных экономических организаций.

Дополнительными причинами кризиса были непрозрачность деятельности банков и крупных корпораций, отсутствие контроля за ними, неадекватность оценок рейтинговыми агентствами результатов их работы, а также отсутствие социальной ответственности у многих собственников корпораций и руководителей государственных учреждений.


Наши рекомендации