Меры по обеспечению конкурентоспособности торгового предприятия
Основными факторами, обеспечивающими конкурентоспособность торгового предприятия, являются:
¾ месторасположение торгового предприятия;
¾ формирование устойчивого товарного ассортимента;
¾ высокое качество реализуемых товаров;
¾ дополнительные услуги, оказываемые покупателям;
¾ режим работы магазина;
¾ общая ценовая политика;
¾ положительный имидж;
¾ деловая репутация среди партеров по бизнесу.
Многие специалисты в области торгового бизнеса считают, что выбор правильного месторасположения магазина – это ключевой фактор успеха.
Если вы обнаружили, что вата ценовая политика неправильная и что вы закупаете не те товары и предлагаете не те услуги, то можно еще принять срочные меры, чтобы исправить ситуацию. Однако если выбрано неудачное место для магазина, то вряд ли это можно исправить (например, магазин «Сказка» на ул. Пушкина в г. Хабаровске).
Территория, на которой магазин привлекает большинство своих покупателей, называется площадью охвата или радиусом действия. Установив радиус действия магазина, можно пронести среднестатистическую оценку товарооборота в зависимости от количества потенциальных покупателей. Необходимо определить расстояние от магазинов до точки, в которой влияние одного магазина растёт, а другого ослабевает, это будет предполагаемая «точка безубыточности», которая указывает на то, что в этом радиусе действия магазинов покупатели отдают предпочтение конкурентному магазину.
Большое значение для успешного торгового бизнеса имеет формирование товарного ассортимента и обеспечение eго устойчивости.
К факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазине, относятся:
¾ спрос;
¾ производство (включая поступления по импорту);
¾ ассортиментный профиль магазина;
¾ зона деятельности магазина;
¾ состояние его материально-технической базы.
В области формирования товарного ассортимента заслуживает внимания опыт ряда фирм США, Франции, Германии, Канады.
Численность ассортиментных позиций в магазинах этих фирм распределяется между продовольственными и непродовольственными товарами в процентном соотношении 66 : 34.
Ассортимент продовольственных товаров расширяется в основном за счёт овощей, фруктов, замороженных продуктов, примагазинных пекарен, а также продукции отделов кулинарии, которые функционируют в 81% продовольственных магазинов самообслуживания США.
Особое внимание уделяется формированию ассортимента непродовольственных товаров в магазинах самообслуживания. В данную группу, как правило, включают: поздравительные открытки, кухонную посуду, писчебумажные товары, школьные принадлежности, игрушки, книги, предметы домашнего обихода, штучные текстильные товары, предметы ухода за автомашинами, столовое и постельное белье, драпировку, бытовые машины, дорожные принадлежности, корм для домашних животных и птиц, спорттовары, изделия из дерева, фампластинки и кассеты, электротовары, предметы для шитья и рукоделия, фототовары, принадлежности для сада и огорода, пряжу и предметы для вязания, парфюмерию, косметику, предметы санитарии и гигиены.
Во Франции ассортимент товаров в магазинах с торговой площадью от 50 до 200 м2 насчитывает 3 000 позиций, из них 1 700 – бакалейные товары, 500 – замороженные и молочные продукты, 130 – овощи и фрукты, 180 – гастрономические продукты, 100 – мясопродукты. Длина выкладки товарных линий составляет 66 погонных метров.
Ассортимент товаров в магазинах с торговой площадью от 250 до 600 м2 насчитывает 5 000 наименований. Скоропортящиеся товары составляют 53 %, бакалейные и напитки – 42 %, непродовольственные товары – 5 %. Длина выкладки – 170 погонных метров.
Товары можно классифицировать по нескольким признакам:
¾ ассортимент, пользующийся спросом. Это товары, которые наиболее часто покупают. По результатам исследований было установлено, что для большинства видов бизнеса применимо правило "80/20", а именно: 80 % прибыли приносят только 20 % товаров, предлагаемых для продажи. Исследуя свой бизнес, постарайтесь поточнее определить эти товары, а затем разместить их по всему магазину, чтобы стимулировать покупателей заходить во все его уголки. Важно, чтобы часть пользующихся спросом товаров располагалась у самого входа в магазин. Это делается для того, чтобы покупатели начинали совершать покупки и задерживались в магазине. Такое позиционирование располагает к покупке и других товаров, когда покупатель начинает обходить магазин;
¾ сопряженные товары, «забытый» и импульсивные покупки. Это товары, не являющиеся главной целью посещения магазина. Их выкладке следует уделять особое внимание, чтобы покупатели могли вспомнить о том, что они забыли их купить. Некоторые товары покупаются импульсивно (например, сладости). Учитывая это, они должны размещаться там, где покупатель может их увидеть и иметь время для принятии решения о покупке (т.е. как правило, у кассовых аппаратов);
¾ особо рекламируемые товары. Это товары, сбыт которых вы стимулируете на основе цены или какого-либо иного преимущества. Размещать эти товары не следует поблизости от товаров повышенного спроса, так как это может снизить продажи и тех и других. Рекламируемые группы товаров должны располагаться на видных местах и на таком расстоянии друг от друга, чтобы обеспечить максимальный поток покупателей по магазину.
Успех деятельности торгового предприятия зависит от количества и качества услуг.
Под торговыми услугами понимаются различные виды полезных действий, дополнительно оказываемых торговым предприятием покупателям в процессе покупки или потребления товаров. Спектр этих услуг весьма разнообразен. Каждое тортовое предприятие самостоятельно определяет перечень торговых услуг. Это услуги, оказываемые покупателям во время приобретения товаров: консультации по использованию, комплектование подарков, информация о новинках, раскрой тканей и другие. Услуги послепродажные: доставка товаров на дом, сварка, установка, дизайн, ремонт.
Режим работы магазина зависит от его вида, ассортиментного профиля, места расположения.
В рамках жилой застройки весьма популярными становятся магазины с круглосуточным режимом работы, реализующие продовольственные товары. Устанавливая режим работы магазина, следует учитывать интенсивность покупательских потоков в течение рабочего дня. Нецелесообразно устанавливать круглосуточный режим работы магазина, если затраты на оплату труда продавцов в ночное время значительно превышают доходы от реализации продукции.
Разработанная ценовая политика должна отвечать не только рыночным, но и финансовым целям торгового предприятия, так как она оказывает прямое воздействие на прибыль.
Однако необходимо учитывать, что цена является самым важным фактором, мотивирующим покупательское поведение. Формирование ценовой политики должно быть хорошо продумано. Эта политика должна обеспечивать наилучшее сочетание объема продаж, цены и издержек, а также обеспечивать конкурентоспособность торгового предприятия. Не следует принимать никаких твердых решений о политике ценообразования, пока не будет решён основной вопрос: «Будет ли магазин приносить прибыль?». Необходимо продумать все преимущества, которые покупатели будут связывать с ценой, и провести анализ ценовой политики конкурентов.
Имидж торгового предприятия и его деловая репутация имеют большое значение для успешного ведения бизнеса.
Торговые партнёры охотно ведут дела с теми магазинами, которые не нарушают договорных обязательств: своевременно производят расчёты за полученные товары, не отказываются от заказанных объёмов поставки, своевременно возвращают оборотную тару.
Результатом высокоэффективной деятельности торгового предприятия является прибыль, низкоэффективное хозяйствование ведёт к убыткам, потерям своих конкурентных позиций и вытеснению с рынка. Таким образом, рыночная экономика воздействует на эффективность функционирования торгового предприятия, которое независимо от формы собственности, видов деятельности, размера должно быть конкурентоспособным и прежде всего эффективным.
Вопросы для самоконтроля знаний:
1. Назовите основные группы показателей, характеризующие эффективность управления на предприятиях торговли.
2. Выделите главные характеристики экономической эффективности управления.
3. Что означает экономический потенциал предприятия?
4. Проанализируйте основные группы показателей, отражающих интересы потребителей и инвесторов.
5. Какие показатели характеризуют финансовую устойчивость торгового предприятия?
6. Каково значение технологической эффективности в управлении предприятиями торговли?
7. В чём вы видите социальную эффективность управления торговыми предприятиями?
8. Что означает конкурентоспособность торгового предприятия?
9. Перечислите факторы, обеспечивающие высокую конкурентоспособность торговому предприятию.
10. Приведите формулу расчёт «радиуса притяжения» покупателей к магазину.
11.Какие факторы необходимо учитывать при формировании ассортимента товаров в магазине?
12.Почему услуги, оказываемые покупателям, способствуют повышению эффективности деятельности торгового предприятия?
13.Каково значение ценовой политики торгового предприятия для обеспечения его конкурентоспособности?
Библиографический список
1. Балабанова Л. Что вскрыла скрытая проверка / Л. Балабанова // Российская торговля. 2008. № 5. С. 68 – 71.
2. Бек А. Как защититься от воровства собственных сотрудников / А. Бек // Управление магазином. 2008. № 7. С. 50 – 56.
3. Бивен Д. Поставщики – друзья или враги? / Д. Бивен // Управление магазином. 2008. № 11. С. 36 – 44.
4. Бланк И. А. Торговый менеджмент : учебный курс / И. А. Бланк. – М. : Тандем, 2004. – 488 с.
5. Вахонцева О. Развлечение покупателя – миссия номер один / О. Вахонцева // Российская торговля. 2008. № 6. С. 20 – 22.
6. Гришаева О. В погоне за прибылью остановок не предвидится? / О. Гришаева // Современная торговля. 2008. № 7. С. 28 – 33.
7. Дашков Л. П. .Организация и технология и проектирование торговых предприятий : учебник / Л. П. Дашков, О. В. Памбухчиянц. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К, 2006. – 520 с.
8. Дашков Л. П. Организация труда работников торговли : учебник / Л. П. Дашков, О. В. Памбухчиянц. – М. : Дашков и К, 2006. – 240 с.
9. Деветьярова И. Управленческий учет в рознице: теория и практика / И. Деветьярова // Управление магазином. 2008. № 5. С. 22 – 33.
10. Дмитрикова А. Хозяйка / А. Дмитрикова // Российская торговля. 2008. № 12. С. 24 – 25.
11. Добровольская О. Мерчандайзинг, или законы психологии на службе у бизнеса / О. Добровольская // Управление магазином. 2008. №10.
12. Дубовик К. Директор тоже человек / К. Дубовик // Современная торговля. 2008. № 8. С. 72 – 73.
13. Дубровин И. А. Организация производства на предприятии торговли : учеб. пособие / И. А. Дубровин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Кнорус, 2007. – 304 с.
14. Егоров В. Ф. Организация торговли : учебник / В. Ф. Егоров. – СПб. : Питер, 2004.
15. Жуковская Е. Магазин будущего: тенденции в мировом ритейле / Е. Жуковская // Управление магазином. 2008. №9. С. 48 – 52.
16. Зайцев Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием : учеб. пособие / Н. Л. Зайцев. – М. : Инфра-М, 2007. – 491 с.
17. Крупецкая Е. Командный ресерч: технология правильных решений / Е. Крупецкая // Российская торговля. 2008. № 11. С. 22 – 24.
18. Лукашевич В. Ресурсы человеческого капитала / В. Лукашевич // Российская торговля. 2008. № 2 – 3. С. 48 – 51.
19. Лукичева Л. И. Управление организацией : учеб. пособие / Л. И. Лукичева. – 2-е изд. – М. : Омега, 2005. – 360 с.
20. Малова А. Обзор «Управление цепочками поставок в розничном бизнесе – 2008» / А. Малова // Управление магазином. 2008. № 7. С. 14 – 19.
21. Малова А. Хранение товара на складе / А. Малова // Управление магазином. 2008. № 9. С. 34 – 39.
22. Мартыскина С. Материальный стимул / С. Мартыскина // Российская торговля. 2008. № 6. С. 54 – 56.
23. Мельников В.П.Управление организацией: Управление организацией: учебник / под ред.А.Г. Поршнева. .-4-е изд. перераб. и доп.- М.:Инфра-М,2007.- 240 с.
24. Можаровский И. Сильные и слабые стороны качества обслуживания в торговых сетях / И. Можаровский // Управление магазином. 2008. № 10.
25. Николаева Т.И.Менеджмент в торговле: учеб. пособие / Т. И. Николаева. – М. : Кнорус, 2006. – 320 с.
26. Ньюмэн Э. Розничная торговля: организация и управление / Э. Ньюмэн, П. Каллен., пер с англ. Ю. Каптуревского. – СПб. : Питер, 2005. – 416 с.
27. Организация и управление торговым предприятием : учебник / под ред. Л. А. Брагина. – М. : Инфра-М, 2005. – 304 с.
28. Памбухчиянц О. В. Организация и технология коммерческой деятельности : учебник / О. В. Памбухчиянц. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К, 2006. – 442 с.
29. Пацкалев А. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов / А. Пацкалев // Российская торговля. 2008. № 5. С. 60 – 63.
30. Пещанская И. В. Управленческий учет: самая суть / И. В. Пещанская // Современная торговля. 2008. № 11. С. 42 – 45.
31. Попова И. распределяй и властвуй / И. Попова // Российская торговля. 2008. № 07 – 08. С. 54 – 57.
32. РБК: розничные торговые сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров в России // Управление магазином. 2008. № 11. С. 45 – 54.
33. Розничная торговля товарами повседневного спроса крупным планом // Управление магазином. 2008. № 11. С. 55 – 57.
34. Российский совет торговых центров. Классификация торговых центров: Россия, Европа, Америка // Управление магазином. 2008. № 7. С. 50 – 56.
35. Сорокина М. В. Менеджмент в торговле : учеб. пособие / М. В. Сорокина. – СПб. : Бизнес-пресса, 2004. – 480 с.
36. Струкова Л. Главное – понимать, к чему стремишься / Л. Струкова // Российская торговля. 2008. № 6. С. 18 – 19.
37. Тамберг И., Бадьин А. Оформление торговой точки и фирменный стиль / И. Тамберг, А. Бадьин // Управление магазином. 2008. №6. С. 23 – 32.
38. Управление организацией : учебник / под ред. А. Г. Поршнева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Инфра-М, 2007. – 716 с.
39. Хапушева С. Спешите делать добро / С. Хапушева // Российская торговля. 2008. № 5. С. 19.
40. Харитонова Т. Выбор сферы деятельности своего бизнеса / Т. Харитонова // Современная торговля. 2008. № 6. С. 18 – 21.
41. Шестакова О. Что за погода в вашем офисе / О. Шестакова // Российская торговля. 2008. № 6. С. 68 – 71.