Технология поступления товаров.
Технологическое решение процесса поступления товаров на склад зависит:
• от вида транспортных средств, доставивших груз;
• объема, массы и габаритов товаров;
• вида тары и упаковки.
Товары на склады могут поступать:
• в крытых одиночных вагонах, секциях (группе вагонов), в которых перевозятся тарно-штучные, насыпные, навальные грузы, мелочевка;
• в полувагонах и платформах (длинномерные, крупногабаритные грузы, лесоматериалы, шифер и др.);
• в цистернах (жидкие товары);
• в контейнерах до 5, 10, 20 и 30 т и более.
Грузы, поступившие в открытом подвижном составе, сверяются с данными сопроводительных документов. Груз может быть за пломбой грузоотправителя или станции отправления. Если груз поступил за пломбой станции отправления, то он принимается в присутствии весовщика железной дороги. При нарушениях пломб вагона, режима транспортирования, сроков доставки, повлекших недостачу и порчу, составляется коммерческий акт.
Отдельные тарные места принимаются при ненарушенной упаковке по массе брутто и количеству тарных мест. Груз раскредитовывается представителем грузополучателя (при наличии у него доверенности). На железнодорожной накладной ставится штамп о выдаче груза. Разгрузка транспортных средств может проводиться вручную и с помощью средств механизации.
Груз может поступить пакетированным и непакетированным. Если груз пакетирован, погрузчики работают, въезжая в вагон. Если груз прибыл в контейнере, то он снимается и устанавливается краном на рампу.
С помощью электропогрузчиков груз перемещается в зону приемки. Если груз непакетированный, то вручную формируются пакеты, которые затем также транспортируются погрузчиками в зону приемки. Для разгрузки полувагонов, платформ с крупногабаритным грузом выделяются специальные площадки, оборудованные козловыми кранами.
Автомашины разгружаются у разгрузочных рамп, как правило, с предварительной укладкой товаров на поддоны, а затем используется электропогрузчик для доставки их в зону приемки.
Сыпучие товары разгружаются ковшовыми погрузчиками или специальными транспортерами, механическими лопатами.
При разгрузке следует обращать внимание на особую маркировку грузов "Не кантовать", "Осторожно" и другие символы. В процессе разгрузки обязательно осуществляется приемка по количеству единиц, тарных и грузовых мест.
Поскольку железная дорога уведомляет базу о прибытии груза не позднее 12 ч следующего дня, база должна заранее предусмотреть разгрузочные площади, подготовить подъемно-транспортные средства с тем, чтобы исключить сверхнормативные простои подвижного состава, за которые уплачиваются большие штрафы.
Вагоны и автомобили разгружаются с помощью электропогрузчиков. Железнодорожные и автомобильные контейнеры вначале снимаются с транспортных средств на рампу с помощью тельфера (электротали), мостового крана или автопогрузчика. Затем используют электропогрузчики, электротележки различной грузоподъемности для доставки товаров в зону приемки или хранения.
Технология приемки товаров.
Приемка товаров осуществляется в соответствии с Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденном Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 1996 г., № 285 (далее Положение).
Приемку проводят в два этапа.
Первый этап — предварительная приемка. Грузы, поступившие в исправной таре, принимаются без распаковки по количеству мест и весу брутто, а в открытой таре — по количеству внутритарных мест, единиц, комплектности. Штучные и весовые товары принимаются одновременно с выгрузкой.
Второй этап — окончательная приемка. Она проводится на складе товарополучателя по массе нетто и количеству товарных единиц одновременно со вскрытием тары, путем сплошного подсчета единиц, взвешивания, отмеривания (за исключением фабричной стандартной маркировки).
Приемка по количеству и качеству производится в соответствии с обязательными требованиями нормативно -технической документации и другими обязательными правилами. При приемке товара необходимо сопоставить фактическое состояние товара данным, указанным в маркировке, сопроводительных и транспортных документах, удостоверяющих количество и качество поставленного товара (счетах-фактурах, спецификациях, описях, упаковочных ярлыках, технических паспортах, сертификатах соответствия, удостоверениях о качестве товаров др.), а также условиям договора. В случае отсутствия всех необходимых документов или некоторых из них приемка товаров не приостанавливается, если иное не предусмотрено договором.
Приемка товара должна, как правило, осуществляться непрерывно. При поступлении больших партий, требующих длительной проверки, либо по серьезным уважительным причинам, покупатель может допустить перерыв в приемке, обеспечив при этом сохранность и недопущение смешения этого товара с другим однородным товаром, имеющимся на складе. Несмотря на перерывы в общей сложности приемка товаров должна быть произведена в установленные Положением сроки.
В случаях выявления недостачи товара против данных документов или его ненадлежащего качества, при необходимости составления двухстороннего акта, вызов представителя продавца является обязательным (за исключением случаев, указанных в Положении).
Уведомление о вызове представителя продавца должно быть направлено не позднее 24 часов, а в отношении скоропортящегося товара немедленно после обнаружения недостачи, несоответствия качества, маркировки товара, тары или упаковки установленным требованиям, если иные сроки не установлены законодательством или договором.
Количество определяется на складе грузополучателем, если товар поступил в исправной закрытой таре, то по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом товарном месте принимается покупателем одновременно со вскрытием тары (но не позднее 10 дней, а по скоропортящемуся товару – не позднее 24 часов с момента доставки груза продавцом либо при вывозе груза самим покупателем со склада продавца).
По качеству товар принимается в следующие сроки:
одногородний поставщик — не позднее 10 дней (а по скоропортящимся товарам — не позднее 24 часов) после его получения от транспортной организации или поступления на склад покупателя;
при поступлении товара из другого населенного пункта – не позднее 20 дней (а по скоропортящимся товарам – не позднее 24 часов) после его получения от транспортной организации или поступления на склад покупателя.
В случае обнаружения в ходе приемки товара недостачи, ненадлежащего качества или его порчи, срок приемки прерывается для вызова представителя продавца (и продолжает исчисляться после возобновления приемки.
Если при приемке товара по количеству и качеству будут выявлены недостача товара или его ненадлежащее качество, то следует результаты приемки оформлять актом, составляемым в 3 экземплярах в день их выявления.
Акт утверждается руководителем юридического лица, покупающего товар (его заместителем), либо предпринимателем, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, не позднее следующего дня после составления акта.
Претензия должна быть направлена поставщику в течение 1 месяца после составления соответствующего акта.