Анализ поступления товаров

После изучения влияния показателей товарного баланса на выполнение плана и динамику розничного товарооборота пере­ходят к анализу поступления товаров, организации снабжения ими торговой сети. Анализ поступления товаров проводят по торговому предприятию в целом, по отдельным товарным груп­пам и товарам, источникам поступления, поставщикам, а также в разрезе торговых предприятий (магазинов) — получателей то­варов. При этом используют как стоимостные, так и натураль­ные показатели. Применение натуральных показателей и дан­ных о средних розничных ценах на товары позволяет с большей глубиной проанализировать выполнение плана поступления по ассортименту и качеству, определил влияние ценового фактора на стоимость поступивших товаров. Оценка выполнения плана и динамики поступления товаров должна про­водиться не только за год и по кварталам, но и нарастающим итогом с начала каждого квартала и года.

Проводя анализ поступления товаров в разрезе товарных групп, необходимо изучить, как на розничном торговом предпри­ятии соблюдается ассортиментный минимум, удовлетворяется спрос покупателей на отдельные товары. Если будет выявлено, что по товарам достаточного ассортимента план поступления недовыполнен и имелись перебои в торговле, то работу магазина нельзя оценить положительно. Если будет установлено, что темпы роста поступления товаров значительно опережают темпы увеличения розничного товарооборота, то это значит, что часть поступивших товаров находится в товарных запасах и необходимо определить причины этих негативных явлений, принята меры по улучшению товароснабжения и оптимизации товарных запасов.

ОАО «Торговый дом» имеет следующие данные о динамике поступления товаров (табл. L14).

Торговое предприятие обеспечило высокие темпы роста поступления товаров в действующих ценах. Однако в сопоставимой оценке по ряду товарных групп и товаров объем их поступления уменьшился. В результате возможности роста физического объема товарооборота сократились на 345 млн р. (51 + 63 + 123 + 12 + 96), что составляет 0,9 % к объему поступления товаров в сопостави­мых ценах за отчетный год (345 : 38 555 х 100).

По некоторым товарным группам (ковры и ковровые изделия, канцтовары, игрушки и прочие непродовольственные товары) темпы роста поступления товаров опережали темпы увеличения их реализации (в продажных ценах), что привело к росту товар­ных запасов и затовариванию.

Особое внимание уделяют изучению источников поступле­ния товаров. В условиях формирования рыночных отношений торговые предприятия получили большие права и возможности вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов путем закупки товаров непосредственно у производителей (госу­дарственных и частных промышленных предприятий, колхозов, совхозов, других производителей товаров) и по импорту. В связи с этим возрастает значимость инициативы и предприимчивости торговых работников в изыскании дополнительных товарных ресурсов. Проводя анализ, необходимо установить, от каких поставщиков и. в каком объеме закупались товары в отчетном и прошлых годах, какие имеются возможности расширения их закупки в будущем, особенно на льготных условиях (в порядке консигнации, оплаты поступивших товаров спустя определен­ное время после их реализации и т.п.).

Для анализа и оценки поступления товаров в стоимостном и натуральном выражении составляют специальные аналитиче­ские таблицы, по данным которых можно глубоко изучить товароснабжение. Используя данные о поступлении отдельных това­ров и товарных групп в стоимостном и натуральном выражении, можно рассчитать потоварные средние розничные цены и изме­рить влияние ценового фактора на размер товарных ресурсов. Средние цены определяют делением розничной стоимости по­ступивших товаров на их количество. Далее отклонение от плана или в динамике по средней розничной цене товара (товарной груп­пы) умножают на фактическое количество поступившего товара за отчетный период и в результате определяют влияние ценового фактора на розничную стоимость поступившего товара.

Анализ поступления товаров - student2.ru

Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками. В процессе анали­за изучают степень выполнения договоров поставки по общему объему, ассортименту и качеству товаров, срокам поступления, условиям транспортировки, упаковки, выявляют случаи наруше­ния договорных обязательств, если они имели место, и устанавли­вают их причины, а главное принимают меры по соблюдению договорных обязательств в будущем, улучшению товароснабжения. Нарушения выполнения договоров поставки товаров могут быть по вине поставщиков (несвоевременное заключение дого­воров и согласование спецификаций, нарушение договорных обязательств по общему, ассортименту и качеству поставляемых товаров, срокам отгрузки и другим условиям их поставки) или. по вине розничных торговых предприятий (несвоевременное за­ключение договоров. и представление поставщикам разнарядок и заявок на поставку товаров, отказ от заказанных товаров, нару­шение действующего порядка расчетов и т.д.). В первом случае необходимо проверить, приняло ли торговое предприятие все необходимые меры воздействия, на поставщиков, предусмотренные законом и договорами, по. устранению и предупреждению не­достатков в поставке товаров. Во втором случае следует устано­вить причины и конкретных виновников, приведших к ухудшению товароснабжения. Причины нарушений договоров поставки то­варов изучают по данным оперативного учета их выполнения, претензионным делам и другим источникам информации.

Важным вопросом является изучение частоты и своевремен­ности завоза товаров. Несвоевременная поставка товаров в ме­сяцам, декадам и отдельным дням, а по некоторым из них и по часам отрицательно сказывается на выполнение плана и дина­мики товарооборота, тортовой деятельности магазинов. В то же время, равномерный и частный завоз товаров обеспечивает со­хранение их качества и нормализует товарные запасы. На прак­тике еще нередки случаи, когда преобладающая часть товаров поступает в магазины в конце отчетного периода (года, квартала, месяца) при недопоставке их в начале. Для оценки равномерно­сти поставки товаров изучают выполнение плана поступления по кварталам, месяцам, декадам, а по продовольственным това­рам — по отдельным дням и даже часам. При этом составляют специальные аналитические таблицы, исчисляют и изучают ко­эффициенты вариации и равномерности (в разрезе поставщи­ков, магазинов — получателей товаров, товарных групп).

Значительная часть товаров поступает в торговую сеть в по­рядке централизованной доставки. В связи с этим необходимо изучить, как организованы централизованная доставка и коль­цевой завоз товаров, как выполняются заявки и заказы рознич­ных торговых предприятий, как соблюдается график завоза то­варов в магазины, какие имеются возможности для развития и совершенствования централизованной доставки и других ра­циональных методов завоза товаров в торговую сеть.

Завершается анализ обобщением выявленных резервов роста товарных ресурсов, особенно прогнозных, разработкой реко­мендаций по совершенствованию товароснабжения, дополни­тельному вовлечению в товарооборот товарных ресурсов и повы­шению эффективности их использования в будущем.

Результаты анализа показывают, что в будущем году ОАО «Торговый дом» может значительно расширить закупки товаров непосредственно у производителей на льготных условиях. До­полнительно можно закупить товаров на 2286 млн р. (в пересче­те на розничную стоимость). Причем большинство поставщиков обязуется обеспечить централизованную доставку товаров в тор­говую сеть фирмы.

Наши рекомендации