Учет поступления товаров в организациях розничной торговли

Учет тары

Согласно ст. 481 ГК РФ (если иное не предусмотрено договором), продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением то- вара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки. Тара – это вид материально-производственных запасов, предназначенных для упаковки, транспортировки и хранения товаров. В методических рекомендаци-

ях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвер-

жденных приказом Минфина России от 28.12.2001 г. № 119н, рекомендуется

вести учет тары в зависимости от материала, из которого она изготовлена, по следующим видам:

– тара из древесины;

– тара из картона и бумаги;

– тара из металла;

– тара из пластмассы;

– тара из стекла;

– тара из тканей и нетканых материалов.

В составе тары учитываются также материалы и детали, предназначенные специально для изготовления и ремонта тары, так называемые тарные материа-

лы: детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное, пробка кор-

ковая и полиэтиленовая, фольга и др.

Получение тары от поставщиков оформляется теми же документами, что и получение товаров, с указанием в них наименования тары, отличительных при- знаков, количества, цены и стоимости тары.

На тару, не указанную отдельно в сопроводительных документах поставщи- ков, но которую можно использовать на какие-либо цели, составляют акты о принятии тары к учету (форма ТОРГ-5).

Порядок расчетов и уровень цен за тару определяются контрагентами при заключении договоров на поставку товара.

Тару по функциональному назначению делят на непосредственно упаковку

и внешнюю упаковку.

Упаковка характерна тем, что она неотделима от вложенного в нее товара

(флаконы для духов, жестяные банки для упаковки кофе, пластмассовые бу-

тылки для напитков и др.) и может быть использована самостоятельно только после расходования товара, находившегося в ней. Стоимость такой тары, как

правило, включается в себестоимость товара, помещенного в нее, и в сопрово-

дительных документах поставщиков отдельной строкой не выделяется. Следо-

вательно, отдельно покупателем не оплачивается и учитывается вместе с това-

ром на счете 41 «Товары».

Внешняя упаковка, как часть материально-производственных запасов, мо-

жет совершать однократный или многократный оборот (многооборотная тара). Если стоимость тары однократного использования включается в себестоимость товара, она учитывается так же, как и непосредственно упаковка.

Иногда стоимость тары однократного использования не включается в себе-

стоимость товаров, а выделяется в сопроводительных документах поставщиков

и оплачивается отдельно. В этом случае она принимается к учету в общеуста-

новленном порядке.

Тара принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которая слагается из всех расходов по ее покупке и доставке или затрат на ее изготовление. При большом числе наименований тары можно использовать учетные цены, установленные организацией самостоятельно с дифференциаци-

ей по видам тары (наименованиям, размерам, сортам и т.п.).

Разница между фактической себестоимостью тары и ее учетной стоимостью корректируется в конце учетного периода.

Если какая-то разновидность тары приобретается по различным ценам, то оценка запасов тары, так же как и товаров, может осуществляться по ценам, ме- тоды определения которых, установлены ПБУ 5/01 «Учет МПЗ».

Тара может быть продана покупателям вместе с товаром или отдельно (по- сле продажи затаренного в нее товара), либо использоваться внутри организа- ции на определенные цели. При невозможности использования на вышеуказан- ные цели тара однократного использования списывается на расходы.

Тара, отдельно не оплачиваемая поставщику, но использование, которой возможно в организации торговли, принимается к учету по рыночным ценам.

Многооборотная тара в сопроводительных документах поставщиков указы-

вается отдельной строкой по ценам, обозначенным в договорах. Если по усло-

виям договора многооборотная тара не подлежит возврату поставщику, то пра-

во собственности на нее переходит к покупателю одновременно с переходом права собственности на товары.

Согласно ст. 517 ГК РФ, если иное не установлено договором, покупатель обязан возвратить поставщику многооборотную тару в порядке и сроки, уста-

новленные законом, иными правовыми актами или договором.

К возвратной таре, как правило, относят:

– деревянная тара (ящики, бочки, кадки и др.);

– картонная тара (ящики из гофрированного и плоского склеенного карто-

на);

– металлическая и пластмассовая тара (бочки, фляги, ящики, бидоны);

– стеклянная тара (бутылки, банки, бутыли и др.);

– тара из ткани и нетканых материалов (мешки, упаковочные ткани и др.);

– специальная тара, изготовленная для затаривания определенных товаров.

Если тара, переданная покупателю, не возвращается, поставщик имеет право предъявить покупателю претензию с требованием о ее возврате или уплатить ее

стоимость, а также выставить штрафы, если это предусмотрено договором.

Когда по условиям договора многооборотная тара подлежит возврату по-

ставщику, то право собственности на нее не переходит к покупателю одновре- менно с переходом права собственности на товары до определенного срока, в течение которого тара должна быть возвращена поставщику. В этом случае та-

ру принимают к учету на забалансовый счет 002«Товарно-материальные ценно- сти, принятые на ответственное хранение» по дебету его. Цена тары определя- ется договором поставки товаров.

Стоимость возвращенной поставщику порожней тары, которая ранее была

отражена в учете как собственные материальные ценности, списывается со сче-

та 41-3 «Тара под товаром и порожняя», а тара, учитываемая за балансом соот-

ветственно со счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответ-

ственное хранение»;

На возврат поставщикам тары выписывается товарно-транспортная наклад-

ная.

Расходы по перевозке возвратной тары оплачиваются или поставщиком или покупателем (в зависимости от условий договора). Они списываются постав- щиком на расходы на продажу, а покупателем – на транспортно- заготовительные расходы или расходы на продажу.

По операциям с возвратной тарой возникают затраты, связанные с ее ремон-

том, дезинфекцией, промывкой, очисткой и т.п. в размерах, определенных в до- говорах. Затраты, понесенные покупателем, списываются на транспортно- заготовительные расходы или издержки обращения. Если вышеуказанные за- траты несет поставщик, он списывает их на расходы на продажу.

Затраты по операциям с возвратной тарой, возникающие в организации роз- ничной торговли, принято называть «разница в стоимости тары». Эта разница возникает по операциям с тарой, когда принятая к учету тара по накладной по-

ставщика имеет большую стоимость, чем та же тара, возвращенная поставщику

по накладной покупателя (полученная коробка картонная возвращается по-

ставщику как картон). Сумма разницы списывается в торговой организации следующей записью на счетах бухгалтерского учета.

Тарособирающие организации или поставщики товаров по операциям с та-

рой уплачивают торговым организациям бонус, сумма которого признается до-

ходом по прочим операциям и в бухгалтерском учете отражается на счете 91-1

«Прочие доходы».

Потери по таре (бой, недостача, лом) отражаются в учете в порядке, преду-

смотренном для учета данных фактов при операциях с товарами.

За некоторые виды многооборотной тары согласно договору поставщиком может взиматься с покупателя залог, что является средством обеспечения обя- зательства покупателя по возврату тары.

Если многооборотная тара возвращается поставщику в срок, обусловленный

в договоре, ее залоговая стоимость возвращается покупателю или засчитывает-

ся по соглашению сторон в счет погашения задолженности покупателя за уже поставленные товары или в качестве аванса под будущие поставки товаров.

В случае не возврата поставщику тары в сроки, обусловленные договором,

право собственности на нее переходит к покупателю и залоговая стоимость та-

ры ему не возвращается. Покупатель принимает к учету невозвращенную тару, рассматривая перечисленную ранее ее залоговую стоимость как плату за при- обретенную тару.

Разновидностью многооборотной тары, подлежащей возврату поставщикам, является тара-оборудование. Это вид тары, предназначенный не только для хранения и транспортировки, но и для продажи из нее товаров. Такая тара включается в состав внеоборотных активов и учитывается как объекты основ-

ных средств. В табл. 1.4 отражена корреспонденция счетов по учету тары.

Корреспонденция счетов по учету тары

Таблица 1.4


  № п/п     Факты хозяйственной жизни Корреспондирующие счета
  Дебет   Кредит
Принята к учету тара от поставщика 41-3
Сумма НДС по приобретенной таре    
Использование тары в хозяйственной деятельности 41-3
Безвозмездное получение тары 41-3 91-1
Расходы по перевозке тары включены в издержки обращения    
Списание разницы в стоимости тары 41-3
Бой, лом, недостача, порча тары 41-3
Снижение стоимости тары – уценка 91-2 41-4
Обеспечения обязательств и платежей, выданные по таре    
Залоговая стоимость тары возвращается покупате- лю    
Принята к учету тара во временное владение и пользование    
Списание стоимости тары, находящейся во вре- менном владении и пользовании    
Залоговая сумма, перечисленная ранее поставщику, признана оплатой за приобретенную тару   41-3  
Зачет залога за тару в счет погашения задолженно- сти покупателя за поставленные товары    

Пример 1.4. По договору поставки в магазин поступила партия рыбы в пла-

стмассовой возвратной таре (ящик) в количестве 20 штук. В счете-фактуре от- ражена стоимость товара – 60 000 руб., и НДС (18 %) – 10 800 руб. Залоговая стоимость тары согласно договору – 5 000 руб. Затраты магазина по очистке та-

ры составили – 700 руб., без НДС. Тара после реализации рыбы возвращена по-

ставщику.

Отразить факты хозяйственной жизни магазина.

Решение представлено в бухгалтерских записях к примеру:

1. Д 41-1 «Товары в розничной торговле» К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приняты к учету полученные от поставщика товары на сумму

60 000 руб.;

2. Д 19 «НДС по приобретенным ценностям» К 60 «Расчеты с поставщиками

и подрядчиками» – отражен НДС в сумме 10 800 руб. по принятым к учету то-

варам;

3. Д 002 Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хра- нение» – принята тара во временное владение и пользование по залоговой стоимости на сумму 5 000 руб.;

4. Д 44 «Расходы на продажу» К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кре-

диторами» – услуги по очистке тары включены в издержки обращения –

700 руб.;

5. К 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хра-

нение» – возвращена тара по залоговой стоимости на сумму 5 000 руб.

Учет комиссионной торговли

Одной из форм продажи товаров является реализация товаров по договорам комиссии. Взаимоотношения сторон по договору комиссии регулируются статьями 990–1004 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно правовым нормам по договору комиссии (ст. 990) одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение со- вершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Договор комиссии может быть заключен на определенный срок или без ука-

зания срока его действия, с указанием или без указания территории его испол-

нения. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер. Вещи, поступившие к комиссио- неру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, яв- ляются собственностью последнего (ст. 996). При этом комиссионер вправе в целях обеспечения своих требований по договору в соответствии со статьей 359

ГК РФ удерживать находящиеся у него вещи, которые подлежат передаче ко-

митенту либо лицу, указанному комитентом.

Комиссионер вправе в целях исполнения договора комиссии заключить до-

говор субкомиссии с другим лицом, оставаясь ответственным за действия суб-

комиссионера перед комитентом. По договору субкомиссии комиссионер при-

обретает в отношении субкомиссионера права и обязанности комитента.

Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение в соответствии с договором, а также возместить комиссионеру израсходованные им на исполне-

ние комиссионного поручения суммы. В случае, когда комиссионер принимает

на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом, комитент обязан уплатить дополнительное вознаграждение в размере и порядке, установленном

в договоре комиссии. При этом если третье лицо не исполнит договорных обя-

зательств, комиссионер возмещает ущерб комитенту. Если договор комиссии

не был исполнен по причинам, зависящим от комитента, комиссионер сохраня-

ет право на комиссионное вознаграждение, а также на возмещение понесенных расходов.

Когда в договоре комиссии не предусмотрен размер вознаграждения или

порядок его уплаты и размер вознаграждения не может быть определен из ус- ловий договора, то вознаграждение уплачивается после исполнения договора комиссии в размере, определяемом п. 3 ст. 424 ГК РФ. Статьей предусмотрено, что исполнение договора должно быть определено по цене, которая при срав- нимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы, ус- луги.

Комиссионер отвечает (ст. 998 ГК РФ) перед комитентом за утрату, недос-

тачу или повреждение находящегося у него имущества комитента.

Таким образом, Гражданский кодекс определяет права, обязанности и ответ-

ственность сторон по договору комиссии.

Предметом договора комиссии могут быть сделки купли-продажи товаров, ценных бумаг, основных средств и др. Существуют следующие договоры ко- миссии: на продажу, на покупку, делькредере. Делькредере – это ручательство

(с имущественной ответственностью, без имущественной ответственности тор-

гового агента) за выполнение другим лицом обязательств по комиссионной сделке. Обычно принятие на себя делькредере оплачивается особым вознагра-

ждением. В гражданском праве поручительство комиссионера перед комитен-

том за исполнение сделки – это делькредере.

Формой комиссионной торговли является также консигнация – продажа то-

варов за границу, при которой владелец (консигнант) отправляет находящемуся там своему комиссионеру (консигнатору) партии товаров для реализации.

Наибольшее распространение получил договор комиссии на продажу, по

которому комитент передает товары комиссионеру и тот продает их. Договор комиссии на продажу используется в розничной и оптовой торговле.

Постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 г. № 569 (с изм. от

12.10.1999 г.) утверждены Правила комиссионной торговли непродовольствен-

ными товарами. Настоящие правила разработаны в соответствии с Законом РФ

«О защите прав потребителей» и регулируют отношения между комиссионером

и комитентом по договору комиссии, а также комиссионером и покупателем при продаже непродовольственных товаров, принятых на комиссию.

Под комиссионером понимается организация, независимо от организацион-

но-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществ-

ляющий продажу товаров, принятых на комиссию, по договору розничной куп-

ли-продажи.

Под комитентом понимается гражданин, сдавший товар на комиссию с це-

лью продажи товара комиссионером за вознаграждение.

Под покупателем понимается гражданин, имеющий намерения приобрести товар исключительно для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Товары на комиссию принимаются от граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

За комитентом сохраняется право собственности на товар, принятый на ко-

миссию, до момента его продажи покупателю, если иной порядок перехода права собственности не предусмотрен гражданским законодательством.

Комиссионер отвечает перед комитентом за утрату, недостачу или повреж-

дение находящегося у него товара, переданного комитентом для продажи.

Комиссионер обязан довести до сведения комитентов и покупателей фир- менное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске органи- зации. Индивидуальный предприниматель, осуществляющий комиссионную торговлю товарами, должен предоставить комитенту и покупателю информа-

цию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если деятельность, осуществляемая комиссионером, подлежит лицензиро- ванию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия ли- цензии, а также об органе, ее выдавшем.

Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 утверждены также

Правила продажи отдельных видов товаров.

По соглашению между комиссионером и комитентом на комиссию прини- маются непродовольственные товары как новые, так и бывшие в употреблении. Прием товаров на комиссию оформляется договором комиссии, который подписывают комитент и комиссионер. На принятый для реализации товар со- ставляется акт, квитанция, накладная или опись. Вид документа устанавливает-

ся комиссионером самостоятельно, в него могут быть включены дополнитель- ные условия, не ущемляющие права комитента. Документы составляются в двух экземплярах. Первый экземпляр вручается комитенту, второй остается у комиссионера.

Автомобили, мотоциклы и другие виды транспортных средств, номерные агрегаты к ним как отечественные, так и иностранного производства, подлежа-

щие государственной регистрации в установленном законодательством РФ по- рядке, принимаются на комиссию при наличии документов, удостоверяющих право собственности на них. Транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные на территорию РФ гражданами,

принимаются на комиссию при наличии паспортов транспортных средств, вы-

данных таможенными органами РФ.

Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней принимаются на комиссию в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами про-

дажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительст-

ва РФ.

Прием на комиссию и продажа предметов антиквариата производится с со- блюдением требований законодательства РФ, регулирующего порядок реализа- ции предметов антиквариата.

Прием на комиссию и продажа гражданского оружия осуществляется в со- ответствии с требованиями Федерального закона «Об оружии», других норма- тивных актов РФ, регулирующих оборот гражданского оружия и боеприпасов к нему на территории РФ.

Газовые плиты и баллоны принимаются на комиссию при наличии докумен-

та, подтверждающего их пригодность к использованию по назначению, выда-

ваемого соответствующими службами газового хозяйства.

На комиссию не принимаются товары, которые в соответствии с законода- тельством РФ изъяты из оборота, розничная продажа которых запрещена или ограничена, а также товары, не подлежащие возврату или обмену на аналогич-

ный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплекта-

ции:

– товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях;

– предметы личной гигиены;

– парфюмерно-косметические товары;

– изделия швейные и трикотажные бельевые;

– изделия чулочно-носочные;

– изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами;

– изделия из полимерных материалов разового использования;

– товары бытовой химии;

– лекарственные средства.

При приеме товара на комиссию к нему прикрепляется ярлык, а на мелкие изделия – ценник, где указываются сведения, характеризующие состояние то-

вара.

Товары на комиссию принимаются от граждан по предъявлении документа,

удостоверяющего личность.

В бухгалтерском учете комиссионера принятые на комиссию товары будут отражены на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию» в оцен-

ке, обусловленной договором комиссии.

Комитент вправе в любое время отказаться от исполнения договора комис-

сии, отменив данное комиссионеру поручение. Комиссионер вправе требовать возмещения убытков, вызванных отменой поручения.

При возврате товара комитент, предъявивший договор комиссии, удостове-

рение личности, расписывается в получении вещи на оборотной стороне переч-

ня товаров, принятых на комиссию, где указана сумма, взимаемая с него за хранение этой вещи.

Договор, перечень с распиской комитента в получении вещи и товарный яр-

лык принимаются материально-ответственным лицом и по реестру (описи)

сдаются с товарным отчетом в бухгалтерию.

В бухгалтерском учете возврат товара и возмещение убытков комиссионеру отражаются корреспонденцией счетов, как списание с материально-

ответственного лица товаров, возвращенных комитенту и получение прочих доходов комиссионером.

Цена товара определяется по соглашению сторон, как и сумма комиссион-

ного вознаграждения, которое должно быть уплачено после исполнения дого-

вора комиссии.

Порядок переоценки товаров, принятых на комиссию, согласовываются ко-

миссионером и комитентом при заключении договора комиссии.

Проведение переоценок товаров отражается в прилагаемом к договору пе-

речню товаров, товарном ярлыке, ценнике.

Акт переоценки товаров передается материально-ответственным лицом с товарным отчетом в бухгалтерию. В бухгалтерии на основании акта делается

отметка об изменении цены товара во втором экземпляре перечня товара и в учетной карточке.

Изменение цены товара в бухгалтерском учете отразится на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию».

С организациями, реализующими товары, поставщики, выпускающие пода-

рочные сертификаты, заключают договор агентский, комиссии или поручения.

Подарочный сертификат – это выполненный на бланке произвольной формы или в виде пластиковой карты документ, предоставляющий право предъявите-

лю сертификата обменять его в организации, которая участвует в акции, на то- вары в сумме номинала сертификата. Подарочный сертификат выдается лицу, оплатившему его. Если стоимость товаров, выбранных предъявителем серти-

фиката, выше номинала, то он доплачивает разницу торговой организации, а если ниже, то разница, как правило, не возвращается. Обмен подарочного сер- тификата на деньги не допускается. Сертификат имеет срок действия, по исте-

чении которого теряет свою силу.

За каждый проданный сертификат продавец (комиссионер) получает комис-

сионное вознаграждение согласно договору, которое может быть удержано им

из дохода комитента, а может быть впоследствии перечислено комитентом от-

дельным платежным поручением.

Товары, принятые на комиссию, поступают в торговый зал не позднее сле- дующего дня после их приема, за исключением выходных и праздничных дней. Если товары по вине комиссионера поступили в продажу позднее, комиссионе- ром уплачивается комитенту неустойка в размере, определяемом договором комиссии, но не менее 3 % причитающейся комиссионеру суммы вознагражде- ния за каждый день просрочки.

В бухгалтерском учете комиссионера такие операции отражаются коррес-

понденцией счетов, как прочие расходы комитента.

Принятое на себя поручение по продаже товара комиссионер обязан испол- нить на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указа- ниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких условий – в со- ответствии с обычаями делового оборота.

Комиссионер вправе отступить от указаний комитента, если по обстоятель-

ствам дела это необходимо в интересах комитента. Комиссионер обязан уведо-

мить комитента о допущенных отступлениях.

Новый товар с недостатками, не обнаруженными при приеме его на комис- сию и выявленными до продажи покупателю, снимается с реализации и воз- вращается комитенту, если не доказано, что недостатки возникли по вине ко-

миссионера, без оплаты расходов комиссионера по хранению товара. Снятие с продажи товара оформляется соответствующим актом, составляемым предста- вителями организации-комиссионера (руководителем, бухгалтером и матери-

ально-ответственным лицом) с обязательным указанием причин: возврат коми-

тенту, ремонт, химчистка.

При продаже товара комиссионер выписывает товарный чек, в котором ука- зывается номер товарного ярлыка продаваемой вещи, ее наименование и цена реализации. Чек вручается покупателю для предъявления в кассу и оплаты то- вара. Кассир, получив от покупателя деньги, печатает кассовый чек и передает его покупателю вместе с товарным чеком, на который ставит штамп «оплаче- но».

Товарные чеки со штампом «оплачено» записываются в реестр договоров. Если вещи, принятые на комиссию, проданы частично, для расчетов с комитен- том составляется справка, где указываются номер договора, наименование про-

данных товаров, их количество и цена.

Товарные чеки с их реестром и справкой прикладываются к товарному от-

чету и сдаются в бухгалтерию. Их суммовые итоги сверяются с показателями кассовых отчетов.

Бухгалтером на основании проверенных кассовых и товарных отчетов про-

изводятся записи на счетах по начислению дохода комиссионеру и списанию товаров реализованных.

После продажи товаров договоры и перечни, справки, заполненные и под-

писанные бухгалтером, по реестрам, составленным в двух экземплярах, с рас-

поряжением комиссионера о выплате денег передаются в кассу под расписку кассира на втором экземпляре реестра. До расчета с комитентом договоры, пе- речни и справки хранятся в картотеке кассы.

Выплата денег комитенту за проданный товар производится не позднее, чем

на третий день после его продажи. При задержке выплаты денег комитенту по вине комиссионера последний уплачивает комитенту неустойку согласно усло- виям договора.

Для получения денег комитент предъявляет кассиру договор, перечень и до- кумент, удостоверяющий личность. При получении денег комитент расписыва- ется в договоре (на втором экземпляре) и в расходном кассовом ордере. По же-

ланию комитента деньги, вырученные от продажи товара, могут быть перечис-

лены комитенту на счет в банке.

При частичной продаже вещей, принятых на комиссию, выплата комитенту производится на основании справки-распоряжении комиссионера после сверки

данных с учетной карточкой; при окончательном расчете в кассу передаются договор и перечень.

Договор, перечень, справка, расходный кассовый ордер сдаются с кассовым отчетом в бухгалтерию. Бухгалтером после проверки кассового отчета простав- ляется на договоре и справке штамп «погашено».

В конце месяца в бухгалтерском учете комиссионера списываются издержки

обращения, и определяется финансовый результат в общеустановленном по-

рядке.

В комиссионном магазине в сроки, предусмотренные законодательством и учетной политикой, проводят инвентаризацию товаров. Результаты инвентари-

зации отражаются учетными записями на балансовых и забалансовых счетах.

Поскольку комиссионер несет полную ответственность перед комитентом за утрату и повреждение товара, принятого на комиссию, то он обязан возместить комитенту ущерб. Размер и порядок возмещения нанесенного комитенту ущер-

ба определяется соглашением сторон, а в случае не достижения согласия – в судебном порядке.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету тор- говых операций при продаже товаров в кредит и по учету торговых операций в комиссионной торговле утверждены постановлением Госкомстата России от

25 декабря 1998 г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной

учетной документации по учету торговых операций». Согласно п. 1.4 указанно-

го документа при учете торговых операций в комиссионной торговле исполь-

зуются следующие формы:

– № КОМИС – 1 «Перечень товаров, принятых на комиссию»;

– № КОМИС – 1а «Перечень принятых на комиссию транспортных средств

(автомобилей, мотоциклов) и номерных узлов (агрегатов)»;

– № КОМИС – 2 «Товарный ярлык»;

– № КОМИС – 3 « Акт об уценке»;

– № КОМИС – 4 «Справка о продаже товаров, принятых на комиссию»;

– № КОМИС – 5 «»Акт о снятии товара с продажи»;

– № КОМИС – 6 «Карточка учета товаров и расчетов по договорам комис-

сии»;

– № КОМИС – 7 «Ведомость учета платежей, полученных за хранение не-

проданных товаров»;

– № КОМИС – 8 «Журнал учета приема на комиссию и продажи транспорт-

ных средств (автомобилей, мотоциклов и номерных узлов агрегатов)».

Товарный ярлык (форма № КОМИС – 2) оформляют, принимая товары на комиссию. Его составляют в одном экземпляре. Документ подписывается ко- миссионером (приемщиком) и комитентом и прикрепляется к каждой вещи.

После очередной уценке товара, которую оформляют актом (форма № КО-

МИС – 3), в товарном ярлыке отражают: новую цену, номер акта, дату уценки.

Справка о продаже товаров, принятых на комиссию (форма № КОМИС – 4)

применяется для расчетов с комитентом, а также когда комиссионные товары проданы не полностью, а частично. В справке указывают номер договора, на- именование проданного товара, его количество и стоимость.

Акт о снятии с продажи (форма № КОМИС – 5) составляют при снятии то- вара с продажи. В нем указывают цель снятия, в частности: возврат комитенту, передачу на ремонт, передачу в химчистку, уценку и др.

Указанные унифицированные формы применяются в том случае, если коми-

тент – физическое лицо.

Стимулирование покупателей осуществляется путем предоставления комис-

сионером торговых скидок. Дисконтные карты – достаточно распространенный

в розничной торговле способ предоставления таких скидок. Фактическая себе- стоимость дисконтных карт слагается из затрат на изготовление карточек, на рекламу дисконта и т. п.

Покупатели получают дисконтные карты бесплатно, либо приобретая их у магазина за плату. Это зависит от принятой учетной политики. На счете 10

«Материалы» комиссионер отражает фактическую себестоимость дисконтных карт в том случае, если карты передаются покупателям бесплатно. После чего стоимость карт включается в расходы на продажу.

Если дисконтные карты продаются покупателям, то в учете комиссионера отражается реализация товара. При этом затраты на изготовление карт учиты- ваются как себестоимость этого товара.

Пример 2.1. Предприятие розничной комиссионной торговли «С» выпусти-

ло 2000 дисконтных карт. Затраты на их изготовление составили 16 520 руб. (в том числе НДС 180 %). Дисконтные карты, согласно учетной политике, пере- даются клиентам бесплатно при приобретении товаров на сумму более

3000 руб. В отчетном периоде покупателям передано 400 карт.

Отразить факты хозяйственной жизни магазина.

Решение представлено в бухгалтерских записях к примеру.

1. Д 10 «Материалы» К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» –

приняты к учету дисконтные карты на сумму 14 000 руб.;

2. Д 19 «НДС по приобретенным ценностям» К 60 «Расчеты с поставщиками

и подрядчиками» – учтен НДС в сумме 2520 руб.;

3. Д 68 «Расчеты по налогам и сборам» К 19 «НДС по приобретенным цен-

ностям» – принят к вычету НДС в сумме 2520 руб.;

4. Д 44 «Расходы на продажу» К 10 «Материалы» – списана стоимость карт, пе-

реданных покупателям, в сумме 2800 руб.(14 000 : 2 000 х 400)

В табл. 2.1 отражена корреспонденция счетов по учету хозяйственных опе-

раций в розничной комиссионной торговле.

Корреспонденция счетов по учету хозяйственных операций в розничной комиссионной торговле

Таблица 2.1


  № п/п     Факты хозяйственной жизни Корреспондирующие счета
  Дебет   Кредит
Приняты товары на комиссию  
Возврат собственнику товаров, принятых на комиссию    
Сумма, взыскиваемая с комитента за хранение товаров 91-1
Оплачена комитентом сумма за хранение товаров
Дооценка товаров, принятых на комиссию  
Уценка товаров, принятых на комиссию  
Начислена, за несоблюдение договорных обязательств, неустойка в пользу комитента   91-2  
Неустойка, в размере, определенном договором, вы- плачена комитенту    
Сумма от продажи комиссионных товаров, поступив- шая в кассу комиссионера

Окончание табл. 2.1

  № п/п     Факты хозяйственной жизни Корреспондирующие счета
  Дебет   Кредит
Доход от продажи товаров в сумме комиссионного вознаграждения     90-1
Начислена сумма НДС от объема продаж (комиссион- ного вознаграждения)   90-3  
Списаны товары реализованные  
Погашена комитентская задолженность 50, 51
Недостача товаров по учетным ценам (забалансовый учет)    
Недостача товаров в сумме комитентской задолженно- сти    
Недостача товаров в сумме комиссионного вознаграж- дения    
Недостача товаров по учетным ценам отнесена на ви- новное лицо    
Доход от взыскания недостачи товаров 91-1
Недостача товаров по учетным ценам списана на рас- ходы организации   91-2  
Излишки товаров приняты к учету по рыночной стои- мости     91-1
Списаны в конце месяца издержки обращения 90-2
Определение в конце месяца прибыли по прочим опе- рациям   91-9  
Определение в конце месяца убытка по прочим опера- циям     91-9
Определение в конце месяца прибыли по обычным ви- дам деятельности   90-9  
Определение в конце месяца убытка по обычным ви- дам деятельности     90-9

Пример 2.2. По приказу руководителя комиссионного магазина недостача

товаров в учет

Наши рекомендации