Тема 6. Формирование товарных ресурсов и распределение их потоков
Вопросы для рассмотрения:
1.Товарное предложение как экономическая категория и составной элемент рынка потребительских товаров и услуг. Сущность, состав товарных ресурсов, источники их формирования.
2. Современный механизм управления товарными ресурсами.
3. Планирование товарных ресурсов. Балансы товарных ресурсов и порядок их разработки.
Товарное предложение, как и потребительский спрос, представляет собой экономическую категорию и является важнейшим элементом рынка. Оно является материальной основой удовлетворения потребностей и характеризует собой количество и качество товаров, предназначенных для реализации.
На величину товарного предложения оказывают влияние стоимость ресурсов, уровень, качество, степень новизны используемых технологий, налоговая нагрузка, сила конкуренции, изменение числа товаропроизводителей и продавцов.
Однако спрос и предложение различаются по сущности и приоритетности. Спрос потребителей в условиях рыночной экономики должен играть определяющую роль, а структура товарного предложения формируется исходя из структуры предпочтений и возможностей потребителя. Но это не значит, что производитель не может предлагать покупателю новшеств. Важно не только удовлетворить, но и сформировать спрос. По своей природе спрос является одновременно и социально-экономической и психологической категорией, а товарное предложение – организационно-экономической, что вызывает различия в методах оценки объемов и способов регулирования. Для регулирования спроса чаще всего применяют косвенные методы регулирования, а для товарного предложения - прямые.
Товарное предложение за определенный период измеряется в натуральной, стоимостной и относительной (в днях оборота) формах, и характеризуется величиной поступления товаров на рынок из всех источников, включая товарный запас. Таким образом, товарное предложение включает товарные ресурсы и товарные запасы.
Товарные ресурсы - это масса товаров, поступающая в течение определенного времени (год, квартал, месяц) от производства и из других источников (импорт, резервы) для удовлетворения личных и коллективных потребностей населения и национальной экономики.
Товарные ресурсы, как правило, не совпадают с объемом произведенной продукции, так как часть ее остается у производителей для хозяйственных нужд и производственного потребления, но могут превышать объем производства продукции за счет переходящих запасов и импорта.
Существует три главных источника формирования товарных ресурсов: производство, ввоз товаров из-за пределов страны, поступление продуктов из домашних хозяйств. Источники формирования товарных ресурсов могут быть различными в разные периоды, но основными каналами поступления товаров на рынок остаются отечественное промышленное производство, аграрный сектор и импорт.
Основная часть товарных ресурсов используется для реализации населению через розничную торговую сеть, организации общественного питания, а также организациям в порядке мелкого опта для дальнейшей переработки, образования резервов и экспорта.
Товарные ресурсы, предназначенные для продажи населению и организациям для коллективного потребления, называется рыночными ресурсами.
Товарные ресурсы классифицируются по следующим признакам:
1. По потребительскому назначению: продовольственные; непродовольственные товары.
2.По направлениям использования: рыночные; внерыночное; экспорт; государственный резерв.
3.По источникам образования: централизованные; децентрализованные
4.По характеру распределения: - централизованно распределяемые; свободно реализуемые.
5.По отраслевой принадлежности источников формирования: - продукция сельского хозяйства, промышленности и т.д.
В условиях, когда процесс формирования рыночных отношений незавершен, государство сохраняет за собой функцию сбалансирования спроса и предложения путем их прогнозирования и управления ими.
Система управления товарными ресурсами позволяет решить следующие задачи: оптимизировать объем и структуру товарного предложения на внутреннем рынке; скоординировать деятельность промышленных организаций, выпускающих товары народного потребления, управлять товарным ассортиментом; оперативно маневрировать товарными ресурсами в зависимости от конъюнктуры рынка в РБ и внутри отдельного региона; совершенствовать хозяйственные и экономические связи между торговлей и промышленностью; создать реальные стимулы для товаропроизводителей отечественного производства и защитить внутренний рынок от импортной экспансии; оживить товарооборот между городом и деревне; стимулировать торгово-закупочную деятельность.
Регулирование товарных ресурсов осуществляется на четырех уровнях управления: республиканском, областном, отраслевом, на уровне организации.
Роль государства в формировании и использовании товарных ресурсов проявляется: в регулировании рыночного механизма; разработке мер по защите внутреннего рынка, поддержке отечественных товаропроизводителей, ускорению реализации продукции промышленных организаций, повышению эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынке; разработке национальной программы импортозамещения; регулировании взаимоотношений между отраслевыми министерствами, ведущими концернами, региональными органами управления по вопросам формирования и распределения товарных ресурсов, оперативного управления ими, наполнению потребительского рынка республики необходимыми товарами.
В процессе управления товарными ресурсами кроме регулирующей функции государство осуществляет распределительную функцию посредством государственного заказа и квотирования.
На областном уровне регулирование ресурсов осуществляется по товарам, которые производятся местной промышленностью и предназначены для потребления в данном регионе.
Управление товарными ресурсами на уровне Министерства торговли проявляется посредством: разработки и внесения в органы исполнительной власти предложений по вопросам таможенной, кредитно-финансовой, налоговой политики, ценообразования на товары народного потребления; участия в договорном процессе с отраслевыми министерствами, концернами, ведущими производителями по формированию ресурсов, поставке товаров по ассортименту, срокам в соответствии с потребностью населения; расчета потребностей в квотируемых товарах, определения объемов квот на товары для реализации населению, освоения квот; воздействия на производителей по решению вопросов расширения ассортимента товаров, улучшения качества и потребительских свойств, сервисного гарантийного обслуживания, открытия фирменных секций промышленных организаций; организации проведения ярмарок, выставок-продаж, распродаж товаров по сниженным ценам; создания необходимых условий населению для удовлетворения потребностей в товарах и услугах.
Реальные процессы управления товарными ресурсами осуществляются непосредственно в организациях. Здесь проявляются все функции управления: анализ, планирование, регулирование, распределение, контроль.
Процесс управления товарными ресурсами организации общественного питания включает в себя следующие этапы:
1. Исследование потребительского рынка, конъюнктуры сегмента рынка.
2. Изучение потребительского спроса сегмента рынка.
3. Исследование возможностей приобретения товаров и сырья по источникам поступления.
4. Управление товарными запасами.
5. Определение мер по оптимизации спроса и предложения.
6. Оценка возможного использования цен для повышения реализации и прибыли.
Эффективность использования товарных ресурсов (Этов) измеряется с помощью формулы:
Этов=Р: (Зн +П -Зк)
Этот показатель характеризует объем товарооборота, приходящийся на 1 руб. товарных ресурсов. Рост этого коэффициента свидетельствует о росте эффективности использования закупленных товаров.
В системе управления товарными ресурсами значительная роль отводится их прогнозированию.
Прогнозируемое предложение потребительских товаров – это расчеты объема ресурсов, прогнозируемых к продаже (включая все операции по обмену на внутреннем и внешнем рынках, в том числе бартерные операции), или объема продукции, которую хотел бы продать продавец по желаемым для него ценам.
Одной из важнейших задач прогнозирования товарных ресурсов является равномерное в течение года удовлетворение потребностей населения в соответствующих товарах, а также ритмичное обеспечение сырьем промышленных организаций.
Основными методами прогнозирования, используемыми на всех этапах управления товарными ресурсами, являются: балансовый метод, программно-целевой, статистические, экономико-математические, метод матричных моделей.
Основным методом планирования товарных ресурсов является балансовый метод. Суть его заключается в разработке материальных балансов, основу которых составляет количественная оценка источников формирования и направлений распределения товарных ресурсов по потребностям и потребителям. Итоги обеих частей баланса должны быть равны.
Балансовые показатели разрабатываются по каждому продукту в натуральном выражении, служат основой для определения степени обеспеченности населения важнейшими видами продуктов питания в сравнении с научно обоснованными нормами потребления.
Балансы составляются за календарный год в натуральном выражении по следующим видам сельскохозяйственной продукции: картофель; овощи и бахчевые культуры; плоды и ягоды; мясо и мясопродукты; молоко и молочные продукты; яйца и яйцепродукты.
Балансы содержат данные, как по готовым продуктам, так и по продуктам их переработки, с пересчетом их в основной вид продукции по соответствующим коэффициентам.
Разработка балансов осуществляется с использованием информации по следующим категориям хозяйств: сельскохозяйственные и другие организации;
личные подсобные хозяйства граждан, а также граждан, занимающихся коллективным садоводством, огородничеством, дачным строительством, строительством и (или) обслуживанием жилого дома, включая граждан, имеющих служебные наделы (далее - хозяйства населения); крестьянские (фермерские) хозяйства.
Кроме того, для составления балансов используются итоговые данные годовой бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций, а также сведения, содержащиеся в грузовых таможенных и статистических декларациях, представленные субъектами хозяйствования в таможенные органы, и другие данные единовременных учетов и обследований.
При формировании балансов по хозяйствам населения используется сводная информация годовых разработок форм государственной статистической отчетности на основе похозяйственного учета, данные единовременных учетов и выборочных обследований, проводятся различные экспертные оценки и расчеты.
Схема баланса в общем виде выражается следующей формулой:
Зн + Пр + И = ПП + П + Э + Зк + ФП,
где Зн и Зк - запасы продукции в сельском хозяйстве, перерабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговле, в общественном питании соответственно на начало и на конец года;
Пр - производство (валовой сбор) продукции за календарный год;
И - импорт продукции;
ПП - производственное потребление продукции (использование на внутрихозяйственные нужды: семена, корма и другие; на непищевые цели);
П - потери продукции;
Э - экспорт продукции;
ФП - фонд личного потребления продукции населением.