Тема 5. Покупательский спрос: механизм формирования и учёта в деятельности торговых организаций

Вопросы для рассмотрения:

1. Спрос как форма проявления потребностей. Факторы, влияющие на платежеспособность спроса.

2. Тенденции, характеризующие процесс развития покупательского спроса.

3. Прогнозирование спроса. Методы прогнозирования спроса на продукцию и услуги торговли.

4. Баланс денежных расходов и доходов населения как основной источник информации о спросе, его структура.

Потребность — осознанное человеком и обществом чувство нужды в различных благах, необходимых для обеспечения и поддержания жизнедеятельности, развития личности, функционирования социальной группы или общества в целом.

Спрос отражает потребности в приобретении на рынке определенного количества материальных и духовных благ и представляет собой специфическую форму проявления потребностей, обеспеченных соответствующими денежными доходами.

Таблица1- Особенности спроса на продукцию и услуги торговли
Особенности спроса Характеристика
1.Объект спроса -услуга по производству продукции общественного питания, ее реализации и организации потребления и оказанию дополнительных услуг
2. Комплексный характер объекта спроса -спрос зависит от множества факторов (ассортимента, качества продукции, уровня обслуживания, наличия дополнительных услуг, нетрадиционностью системы обслуживания и проч.).
3.Взаимозаменяемость продукции и товаров -возможность замены одного блюда в меню другим
4.Взаимодаполняемость продукции и товаров -рост потребления одного вида продукции может привести к росту спроса на другой
5.Дифференциация спроса - зависимость от типов объектов питания и их специализации, от целей их создания и функционирования и мотивов посещения -психофизиологические особенности людей, их привычки, национальные традиции
6.Сезонность -сезонность производства некоторых продуктов питания (овощей, фруктов) - различия потребностей в питании в зависимости от сезона (по калорийности)- сезонность в потребности расширения сети (за счет открытия летних площадок)
7.Колеблемость -в зависимости от времени года и суток, по дням недели, с учетом праздников, торжественных событий
8.Наличие физиологического предела -убывающая предельная полезность-необходимость реализации концепции здорового питания

Спрос классифицируется по следующим основным признакам:

Таблица 2. - Виды спроса в торговле

Классификационный признак Виды спроса
1 . По объему (объекту) 1.1. Макроспрос 1.2. Микроспрос
2. По субъекту спроса     2. 1 . Спрос всего населения (совокупный) 2.2. Спрос различных социальных групп населения 2.3. Спрос экономических групп населения (по уровню материального достатка) 2.4. Спрос отдельных семей 2.5. Спрос отдельных граждан (индивидуальный)
3 .По региональному признаку 3.1. Спрос в масштабах страны 3.2. Региональный (спрос в масштабах краев, областей, республик, городов и т.д.) 3.2.1. Стационарный (спрос постоянно проживающих граждан) 3.2.2. Мобильный (спрос приезжего населения)
4. По степени урбанизации 4.1. Городской 4.2. Сельский
5. По степени интенсивности (тенденция развития) 5.1. Интенсивный 5.2. Стабилизирующийся 5.3. Пониженный (угасающий)
6. По степени зрелости (развития) 6.1. Сложившийся 6.2. Формирующийся 6.3. Потенциальный
7. По времени предъявления 7.1 Ретроспективный 7.2 Текущий 7.3 Перспективный
8. По степени удовлетворенности 8.1. Действительный 8.2. Реализованный 8.3. Неудовлетворенный
9. По психофизической реакции 9.1. Устойчивый 9.2. Альтернативный 9.3. Импульсный 9.4. Ажиотажный
10. По частоте предъявления 10.1. Регулярный 10.2. Сезонный 10.3. Периодический
11. По целесообразности 11.1. Рациональный 11.2. Иррациональный
12. По состоянию рынка 12.1. Отрицательный 12.2. Отсутствующий 12.3. Скрытый 12.4. Полноценный 12.5. Чрезмерный

Спрос населения характеризуется объемом и структурой.

Объем спроса представляет собой сумму денежных средств, направленных населением на покупку товаров и услуг при данном уровне цен. Он определяется величиной покупательных фордов населения, миграцией денежных средств, а также в условиях ненасыщенного рынка – размером неудовлетворенного спроса.

Структура спроса является его качественной характеристикой и отражает соотношение его видов и форм, классифицированных по определенным признакам.

Формирование и развитие платежеспособного спроса обусловлено влиянием ряда факторов, основными из которых являются:

- экономические

- социальные

- демографические

- природно-климатические

- национально-исторические

Кроме того, по характеру воздействия, факторы могут быть общими и специфическими; по возможности измерения факторы подразделяются на количественно измеримые и неподдающиеся количественному измерению

Тенденции развития спроса на товары, позволяющие оценить степень использования покупательных фондов, характеризует следующая система понятий и показателей:

1.Фактическая емкость рынка.

2.Эластичность спроса.

3.Частота и ритмичность покупок (посещений).

4.Особенности сегмента рынка.

5.Стадии зрелости товарного рынка.

6.Динамика развития спроса.

7.Колебания объема спроса (продаж).

Степень удовлетворения спроса измеряется с помощью следующих показателей на макро- и мезоуровнях:

1.Коэффициента реализации действительного спроса населения (Кдсн):

Кдсн = Т / (ПФ + Од),

где Т – объем розничного товарооборота;

ПФ – покупательные фонды;

Од – остаток денег на руках у населения во вкладах, предназначенных на покупку товаров.

2. Индекса изменения коэффициента спроса реализации (I кс) (действителен на микроуровне):

I кс = Крдс1 / Крдс0

3. Коэффициента охвата покупательных фондов населения товарооборотом (Копф):

Копф = Т /ПФ

4.Путем сравнения темпов изменения среднедушевого потребления с темпами изменения спроса, денежных доходов и цен.

Современный этап развития экономики характеризуется следующими закономерностями процесса развития спроса и его удовлетворения:

- на рынке ощущается дефицит покупательных фондов;

- значительная доля покупательского спроса реализуется посредством покупок товаров на вещевых и продовольственных рынках;

- объем покупательского спроса постоянно растет, что способствует росту реализованного спроса;

- больший объем покупательского спроса направляется на приобретение продуктов питания;

- покупательский спрос по общему объему сбалансирован с объемом товарного предложения.

Органами государственного управления Беларуси принимаются меры по повышению покупательского спроса сельского населения, что способствует сближению их спроса со спросом городского населения, поддержке отечественных товаропроизводителей и расширению ассортимента выпускаемой продукции, налаживанию в республике производства товаров, которые традиционно импортировались из-за рубежа, что приведет к улучшению структуры потребительского рынка.

В условиях рыночной экономики важно не только идти за спросом, но и уметь управлять им, т.е. создавать такие предпосылки, которые вели бы не только к развитию спроса, но и побуждали потребителей активнее совершать покупки.

Важнейшим элементом системы управления спросом является организация его прогнозирования.

Прогнозирование спроса – научное предвидение перспектив развития спроса, его количественных и качественных характеристик с целью разработки тактики управления ими в будущем. Оно осуществляется не только по общему объему, но и в разрезе товарно-групповой структуры, составным элементом которой является спрос на продукцию и услуги общественного питания.

Информационное обеспечение прогнозирования спроса: данные о денежных доходах и расходах населения; данные о численности и половозрастном составе населения, количестве семей; данные бюджетных обследований семей; планы перспективного развития производства, торговли; материалы опросов потребителей и специалистов, единовременных наблюдений и других специальных обследований и т.п.

Прогнозирование спроса осуществляется как в целом, так и по товарным группам.

Товарно-групповая структура спроса – это соотношение расходов населения

Спрос на продукцию общественного питания прогнозируется на уровне отрасли (используется для определения направления развития отрасли; прогнозирования товарооборота по отрасли и регионам), организации (для текущего планирования и оперативного управления).

К наиболее распространенным методам прогнозирования спроса на конкретные продукцию и товары относятся: нормативные методы, экспертные оценки, коэффициенты эластичности спроса от доходов, цен, структурные модели спроса, экономико-математическое моделирование в т.ч. путем экстраполяции динамического ряда и др..

Денежные доходы населения как количественный показатель представляют собой потенциальное и реальное средство реализации общественной стоимости, благодаря которому завершается воспроизводственный процесс и возобновляется новый его круг, так как при обмене на денежные доходы произведенный товар или услуга находят свое общественное признание, таким образом, реализуется их полезность.

По вещественному содержанию - это количество денег, полученных отдельными лицами или группами лиц в течение определенного времени в виде заработной платы и других доходов. Доходы могут быть как в денежной, так и натуральной форме.

Формируются денежные доходы населения за счет:

1.Оплаты труда.

2.Доходы работников от организаций, не учитываемые в составе ФЗП.

3.Доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.

4.Трансферты населению.

5.Поступления от продажи продукции сельского хозяйства.

6.Доходы от собственности.

7.Прочие доходы.

Использование денежных доходов населения идет по следующим направлениям:

1. Покупка товаров и оплата услуг.

2. Обязательные платежи, добровольные взносы и другие платежи.

3. Изменение задолженности населения по кредитам..

4. Сбережения.

Покупательные фонды населения – это часть денежных доходов населения, предназначенная для покупки товаров.

В современных условиях хозяйствования применение показателей денежных доходов и покупательных фондов населения в практике планирования спроса на продукцию и услуги общественного питания сталкивается с рядом проблем: отсутствие оперативной достоверной информации о состоянии денежных доходов населения; отсутствие обоснованных прогнозов денежных доходов населения на предстоящий период; использование новых методических подходов к разработке планов товарооборота (исходя из потребности в прибыли).

Наши рекомендации