Физическое распределение товарных потоков и проектирование транспортно-логистических систем

Современная экономика характеризуется тем, что место производства и место потребления продукта не совпадают. По времени эти процессы также не следуют непосредственно друг за другом. Устранение возникающих по этой причине проблем требует затраты больших средств. В отдельных случаях эти затраты составляют до 70% розничной цены потребительского товара.

Задачи распределения изготовляемой продукции производитель должен решить рациональным способом. Это дает ему определенный шанс выделиться по отношению к конкурентам. Распределение включает поэтому как неизбежную организационную компоненту, так и компоненту, связанную с привлечением потребителей.

Понятие распределения объединяет регулирование всех производственных мероприятий, направленных на перемещение продукта в пространстве и времени от места производства к месту потреб­ления. Этот процесс немыслим без коммуникационной поддержки.

До того как мы рассмотрим компоненты политики распределения, необходимо коротко затронуть типичные проблемы, которые решает менеджмент в сфере распределения. Отправным пунктом является производитель потребительских или инвестиционных товаров.

Первое решение, которое он должен принять, — выбор между прямым сбытом и сбытом с включением промежуточных звеньев, таких, как оптовая и розничная торговля. Во втором случае часть задач по распределению передается другим предприятиям, которые нередко являются более сильными деловыми партнерами. Они разрабатывают собственные концепции маркетинга, которые не всегда совпадают с концепциями предприятия-изготовителя. К этому присоединяются размышления о пространственной близости к потребителям и о выборе места деятельности.

Прямой сбыт не всегда означает, что товары доставляются потребителям без остановок и кратчайшим путем. Часто гораздо выгоднее доставлять товар через склады, находящиеся поблизости от клиентов. При этом возникает вопрос, сколько должно быть этих складов, в чьем распоряжении они должны находиться, где они должны быть расположены, каковы необходимые размеры складов и какие функции они должны выполнять. Аналогичные проблемы возникают и при непрямом сбыте.

В большинстве случаев производитель использует для доставки товаров оптовую и розничную торговлю. При выборе оптимальных ка­налов сбыта необходимо решить, сколько и каких торговых предприятий нужно привлечь к сотрудничеству. Здесь скрывается проблема, не являющаяся ни в коей мере просто расчетной. Эффект, связанный с привлечением клиентов и возникающий при выборе тор­говых предприятий различных форм, в противоположность затратам не поддается вычислению.

Решения о выборе предприятий торговли тесно связаны с организацией продажи, включая и организацию внешней службы. Под этим понимается совокупность всех занимающихся получением и ведением заказов участников независимо от их положения по отношению к предприятию и их зависимости от предприятия. В их задачу входит также сбор информации о рынке. Обычно сюда относят руководство предприятия, отдел сбыта, коммивояжеров и сбытовые филиалы, а так­же торговых представителей, комиссионеров, маклеров и торговые синдикаты, которые в строгом смысле не являются частью предприятия. Торговля по причине своей исторически возникшей осо­бой роли будет рассмотрена здесь как самостоятельная кате­гория.

Тактические задачи распределения заключаются в следующем:

работа со старыми клиентами и привлечение новых;

получение заказов;

организация выполнения заказов и поставки;

максимально быстрое получение оплаты за продукцию.

Каждый из этих вопросов можно рассматривать более детально, в первую очередь с точки зрения возможностей рационализации в процессе решения. Если было, к примеру, решено использовать при работе с клиентами коммивояжеров, то необходимо установить, какие клиенты, как часто и с какой конкретной целью должны быть посещены. Нужно определить, сколько коммивояжеров следует привлечь, как организо­вать их работу и наблюдение за ней, как их мотивировать и по каким критериям вознаграждать.

Что касается привлечения заказов, то многие из них поступают иногда вообще без каких-либо непосредственных усилий со стороны производителя. Некоторые заказы, напротив, требуют длительных, в экстремальных случаях (заводы, атомные станции) многолетних обсуждений и переговоров. Крупные производственные потребители имеют обыкновение покрывать их потребность в материалах с помощью годовых заказов как по организационным причинам, так и по причине более выгодной закупки. При этом отдельные заказы часто не обсуждаются. Закупочные конторы и торговые группы пок­рывают с помощью одного заказа потребность тысяч своих клиентов. Государственные органы заказывают продукцию с помощью конкурса, что ведет к сильной формализации системы получения заказов на предприятии-производителе.

Задачи внешней службы в последнее время существенно расширились. Речь идет о проверке торговых запасов на наличие там товаров предприятия, о размещении товаров на торговых полках и соответствующей презентации, об организации мероприятий по поддер­жке сбыта и сборе информации о рынке, да и просто о выступлении в качестве партнера по контактам со стороны предприятия.

Кроме того, имеется ряд конкретных проблем физического распределения. Они заключаются в поиске компромисса между уровнем сервиса поставки для клиентов и затратами на поддержание этого сервиса.

Для решения задач распределения широкого плана необходимы компьютерные информационные системы, которые способны свести воедино спрос и предложение. Четко поставленная система распределения привлекает клиентов. Нет сомнения, что экспортные успехи немецкой индустрии после второй мировой войны основывались решающим образом на ее возможности поставлять товар раньше, чем другие производители, и выдерживать установленные сроки.

Задолженность, вялая конъюнктура, высокий процент за кредит в периоды рецессии побуждают многих предпринимателей добиваться быстрой оплаты товаров. Для этого, в частности, ускоряется выстав­ление счетов или выдвигается требование предварительной оплаты.

За прошедшие годы торговля, вопреки всем предсказаниям, укрепила свою позицию в рыночной системе в результате того, что она сумела удержать в границах рост затрат, связанный с принятием на себя дополнительных функций. В качестве примера можно назвать развитие самообслуживания, перемещение из центров городов, где деятельность была дорога, на окраины, замену роскошных зданий на функциональные и т. д.

Надежда на еще один решающий шаг вперед связана с внедрением интегрированных систем учета информации о товарах в торговле. Точный учет товаров по артикулам при получении (через накладные) и при продаже (через сканерные кассы) позволяет осуществлять непрерывное наблюдение за состоянием товарных запасов и получать информацию буквально в течение нескольких секунд.

Существенной предпосылкой для этого было введение единых национальных и международных систем обозначений товарных артикулов, универсальных товарных кодов. Подобные системы имеются в США и Западной Европе.

Системы учета информации в торговле стали существенной частью интегрированных информационных систем маркетинга и систем решений в маркетинге. Возможность получения точных и актуальных данных о продаже дает положительный импульс прежде всего для планирования и контроля маркетинга. Например, точный учет количе­ства и цен проданных товаров позволяет гораздо лучше, чем ранее, контролировать успех мероприятий по поддержке сбыта. Для анализа связей в ассортименте ранее требовался трудоемкий анализ чеков, теперь это возможно сделать автоматически и с малыми затратами времени.

В случае если удается связать данные о покупке с данными о покупателе (это возможно, например, с помощью карт клиентов или путем проверки выписанных чеков), то это дает важную информацию для повышения соответствия ассортимента потребностям клиентов. Это ведет, в свою очередь, к повышению верности потребителей.

Критерии выбора

Хотя место деятельности и выбирается часто без учета требований маркетинга, оно играет важную роль для организации распределения продукции. Расположение предприятий определяется в первую очередь техническими требованиями и условиями, например наличием и возможностями доставки сырья, источниками энергии, традициями, которые влияют на подготовку и способности рабочей силы, и т. д.

При выборе места деятельности почти всегда учитываются предоставленные правительством или местными властями субсидии и налоговые льготы. Государственные органы пытаются таким путем уменьшить недостатки отдельных территорий и повысить их привлекательность в качестве места деятельности предприятий. Если производство требует значительных затрат труда, то большую роль играет различие тарифных договоров, заключенных в разных регионах. Некоторые известные предприятия, например по производству одежды и обуви, вывели свое производство за границу, несмотря на то что они вынуждены теперь платить пошлины и нести транспортные затраты.

Определенный эффект для маркетинга связан с тем, что в силу существующих традиций многие регионы имеют преимущества в глазах потребителей. Это характерно как для расположения промышленных предприятий (швейцарские часы, баварское пиво и т.д.), так и для расположения предприятий торговли (определенные улицы, городские кварталы, известные как торговые центры). Так, очень часто мебельные магазины располагаются очень близко друг от друга. Именно концентрация этих объектов привлекает публику, заинтересованную в покупке мебели.

Особое значение для сбыта имеет расположение тех предприятий, которые направляют свой продукт непосредственно массовому потребителю. Это в первую очередь розничная торговля, затем ремесленники, ориентированные на конечного потребителя (мясники, пекари и т.д.), затем предприятия сферы услуг (гостиницы, кредитные предприятия, банки, туристические бюро). Эти предприятия должны придерживаться существующего потребительского потока, если им не под силу, как, например, крупным потребительским рынкам, создать новый торговый ареал.

Наши рекомендации