Тема 3. Хозяйственный механизм деятельности торговых организаций
Вопросы для рассмотрения:
1. Понятие и основные элементы хозяйственного механизма.
2. Внешняя и внутренняя среда функционирования торговли.
3. Показатели оценки результатов торговой деятельности.
4. Экономические цели организаций торговли и инструменты их реализации.
5. Стратегия как условие достижения экономических целей.
6. Понятие стратегического потенциала организации, показатели и факторы его характеризующие.
1. Понятие и основные элементы хозяйственного механизма.
Эффективность функционирования любой торговой организации во многом определяется механизмом хозяйствования. Именно через механизм хозяйствования должно обеспечиваться сочетание интересов собственников, работников организации и общественных интересов.
Механизм хозяйствования организаций торговли представляет собой совокупность взаимосвязанных форм и методов управления, используемых для целенаправленного воздействия на торговую деятельность с целью повышения ее эффективности.
Хозяйственный механизм сознательно создается и планомерно используется людьми. Все многообразие привлекаемых для этого форм и методов можно разделить на две основные группы: административные и экономические.
Административные методы основаны на авторитете власти и по своей природе носят принудительный (директивный) характер. В данном случае руководитель прямо и непосредственно воздействует на подчиненные хозяйственные звенья, группы либо отдельных работников. Инструментами такого механизма являются приказы, распоряжения, указания, инструкции.
Экономические методы базируются на использовании экономических (материальных) интересов – как коллективных, так и личных. Инструментами такого механизма являются экономические рычаги и стимулы – заработная плата, премии, цена, прибыль, экономические нормативы.
Обе группы методов не взаимоисключают друг друга. Слишком детальная регламентация и контроль деятельности трудового коллектива и отдельных работников с помощью административно-распорядительных методов ограничивает их инициативу и предприимчивость. Однако регулирование деятельности через экономические стимулы без определенной регламентации может привести к снижению целеустремленности, порождает элементы стихийности. Поэтому в каждой организации необходим поиск и взаимоувязка как административных, так и экономических методов с учетом специфики ее среды.
Хозяйственный механизм – сложное и многоплановое понятие. Его можно рассматривать как систему хозяйствования, основными структурными элементами (подсистемами) которой являются:
- хозрасчетные отношения;
- планирование торгово-хозяйственной деятельности;
- стимулирование к повышению эффективности деятельности;
- организационная структура управления.
Хозрасчет рассматривают в двух аспектах: как экономическую категорию и как метод ведения хозяйства.
Хозрасчет как экономическая категория выражает объективную необходимость и возможность расчетливого, экономного ведения хозяйства с использованием товарно-денежных отношений и материальной заинтересованности каждого работника в результатах труда. Он выражает экономические отношения, складывающиеся между государством и предприятиями, между самими предприятиями, между предприятием и его работниками.
Хозрасчет как метод ведения хозяйства основан на действии закона стоимости и предполагает соизмерение затрат с результатами хозяйственной деятельности. Хозрасчет создает заинтересованность у коллективов предприятий в рациональном использовании ресурсов, недопущении непроизводительных расходов, т.е. выступает как средство режима экономии. Он позволяет задействовать принцип материальной заинтересованности коллектива и каждого работника в отдельности.
Ключевыми принципами хозяйственного расчета являются:
1) самоокупаемость;
2) материальная заинтересованность организации и его работников в результатах труда;
3) материальная ответственность за результаты хозяйственной деятельности;
4) преимущественное использование экономических рычагов и стимулов при регулировании деятельности организаций.
2. Внешняя и внутренняя среда функционирования торговли.
Экономическая среда подобно другим не находится в состоянии покоя и оказывает особое влияние на сферу производства и реализации из-за своих динамических изменений, которые могут иметь как негативные, так и позитивные последствия. Обладание знаниями в области экономики не является гарантией успешного бизнеса, однако это позволяет интерпретировать и анализировать тенденции в изменении экономической среды, а также их прогнозировать. Традиционными категориями макроэкономической среды являются уровень занятости, платежный баланс, темп экономического роста.
Среду функционирования организации можно разделить на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя среда включает все силы и организации, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности. Среда никогда не бывает стабильна. И каждая организация должна не только знать свою среду «обитания» и ее природу изменений, но и уметь реагировать на эти изменения: неудача в приспособлении к среде выльется в неудачный бизнес.
Под внешней средой понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающем мире независимо от деятельности организации, но оказывающие воздействие на состояние ее внутренней среды.
Основные факторы внешней среды могут быть подразделены на 2 группы прямого и косвенного воздействия.
Прямого воздействия:
1) характер и состояние рыночных отношений;
2) состояние спроса и предложения на реализуемые товары и услуги;
3) уровень требований потребителей к товару;
4) наличие и деятельность предприятий-конкурентов;
5) условия торговли на рынке;
6) характер отношений организации с предприятиями - поставщиками товаров;
7) условия взаимоотношений с финансовыми институтами.
Косвенного воздействия:
1) стабильность государственной экономической и социальной политики;
2) финансово-кредитная и налоговая политика должны стимулировать развитие предприятий;
3) рост покупательной способности населения;
4) развитие отраслей промышленности по производству торгово-технологического оборудования;
5) обеспеченность предприятий средствами коммуникаций;
6) развитие внешнеэкономических связей.
Внутренняя среда (микросреда), в которой принимаются конкретные решения по ведению бизнеса, интерпретируется как универсальная вне зависимости от формы организации фирмы и объединяет все функциональные среды внутри производственной системы.
Внутренняя среда состоит из различных компонентов. Внутри фирмы среда представлена функциональными областями, общими для всех типов фирм. Независимо от размера предприятия функциональные области универсальны для всех предприятий и имеют следующее предназначение:
- кадровая функция;
- финансы и бухгалтерский учет;
- обеспечение поставками;
- исследование, развитие и изобретения (R&D);
- распространение продукции (доведение товаров до потребителей);
- производственная функция;
- маркетинг.