Тема №5: «Покупательский спрос: механизм формирования и учёта в деятельности торговых организаций»

Тип занятия: комбинированное занятие

Методическое обеспечение: схемы, таблицы, рисунки, карточки с заданиями

Виды деятельности студентов:

· проверка усвоения материала прошлого занятия,

· изучение нового материала,

· решение задач,

· рефлексия по итогам занятия

Цели занятия:

· научиться определять величину потребительского спроса, оценивать эластичность спроса от цены и доходов, емкость рынка

· организовать самостоятельную работу студентов

Межпредметные связи: экономическая стратегия организации, экономика торговли, маркетинг и менеджмент в организации

Содержание занятия:

№ п/п Ход занятия Методы Средства Формы организации деятельности учащихся Время на выполнение работы
1.   Целевая установка, мотивация предстоящей деятельности. Информационный метод Объявление темы занятия. Постановка целей занятия. Объяснение хода урока. Доска коллективная 5 минут
2. Ознакомление студентов с предстоящей работой. Информационный метод Студенты изучают план практического занятия План ПР № 7   индивидуальная 5 минут
3. Промежуточная контрольная работа по ранее изученному материалу Самостоятельная работа Студенты самостоятельно, в соответствии с методическими указаниями дают письменные ответы на следующие вопросы:
Вариант №1 Вариант №2
1. что такое емкость рынка? 2. Назовите виды рынков 3. Перечислите основные элементы рынка потребительских товаров   1. что такое покупательский спрос? 2. Назовите показатели, характеризующие состояние рынка потребительских услуг 3. Перечислите основные процессы функционирования рынка потребительских товаров
  индивидуальная 10 минут
4. Обсуждение проблем по теме занятия Рецептивный метод.Ответы студентов на поставленные вопросы Дискуссия по выдвинутым проблемам Вопросы для обсуждения: 1. Понятие потребностей, диалектика их развития 2. Социальные нормативы, как условие развития покупательского спроса   Варианты вопросов Формулировки проблем дискуссия минут
5. Решение задач Самостоятельная работа Студенты самостоятельно, в соответствии с методическими указаниями решают задачи по теме «Покупательный спрос»   Раздаточный материал с условиями задач индивидуальная минут
6. Подведение итогов занятия Домашнее задание. Информационный метод.Анализ занятия Вопросы: 13. Насколько вам понравилась форма проведения занятия? 14. Достигли ли мы поставленных целей?   коллективная 5 минут

Задачи для решения в аудитории:

Задача 1

Определить покупательные фонды населения и емкость рынка региона на планируемый год на основе следующих данных.

Денежные доходы населения по балансу «Денежных доходов и расходов» определены в размере 720 млн р.

Нетоварные расходы, прирост сбережений, покупка недвижимости составляют 23 % от суммы ден. дох.

Инорайонный спрос прогнозируется в размере 7 % от покупательных фондов местного населения.

Продажа товаров организациям и учреждениям предусматривается в размере 4 % от всей емкости рынка.

Решение:

1. Опр. нетоварные расходы 720 х 0,23 = 165,6 млн р.

2. Опр. ПФ = денежные доходы – нетоварные расходы 720 – 165,6 = 554,4 млн р.

3. Опр. ИС = 554,4 х 0,07 = 38,8 млн р.

4. Опр. ЁР = ПФ + ИС + Продажа товаров орг. (554,4 + 38,8) х 4% : 96% = 24,7 млн р.

5. ЁР 554,4 + 38,8 + 24,7 = 617,9 млн р.

Задача 2

Опр. размер инорайонного спроса в отч.г. и емкость рынка в планир.г. на основе след-х данных.

Показатели Отчетный год Планир.год
1. Денежные доходы населения, млн р. Рост 2 %
2. Нетоварные расходы, прирост сбережений, покупка недвижимости, млн р. Рост 1,5 %
3. Розничный товарооборот области, млн р.  
в том числе:    
Продажа товаров организация и учр. соц.назначения, млн р. Рост на 0,5 млн р.

Инорайонный спрос в планируемом году по прогнозным оценкам составит 17,4 млн р.

Решение

1. Опр. ДД в план.году 260 х 1,02 = 265,2 млн р.

2. Опр. нетов. расх. 80 х 1,015 = 81,2 млн р.

3. Опр. ПФ отч.год 260 – 80 = 180 млн р. планир. год 265,2 – 81,2 = 184 млн р.

4. Опр. ИС в отч. году т/о – ПФ – продажа 235 – 180 – 40 = 15 м.р

5. Опр. ЁР в планир. году 184 + 17,4 + 40,5 = 241,9 млн р.

Задача 3

Определить объем спроса на ткани по городу на планируемый год на основе следующих данных. Кэ спроса на ткани равен 1,5. Денежные доходы на душу населения в планируемом году возрастут на 4,5 %. Численность населения города в текущем году составила 270 тыс. человек, а в планируемом – она увеличится на 1,5 %. Продажа тканей на душу населения в текущем году составила 1,9 млн р. (Удовлетворенный спрос).

1. Опр. темп прироста спроса в планир.году Тс = Кэ х Тд Тс-темп прироста спроса Тд-темп прироста ДД Тс = 1,5 х 4,5 = 6,75%

2. Опр. числ.нас. в план.году 270 х 1,015 = 271,05 тыс.чел.

3. Опр. объем спроса на ткани в планир. году по городу:

Тема №5: «Покупательский спрос: механизм формирования и учёта в деятельности торговых организаций» - student2.ru

(1,9 х 106,75:100) х 274,05 = 555,9 млн р.

Задача 4

Рассчитать процент охвата покупательных фондов населения розничным товарооборотом в отчетном году на основании следующих данных. Денежные доходы населения области составили 1770 млн р. Нетоварные расходы, прирост сбережений, покупка недвижимости – 21 % от доходов. Розничный товарооборот области за отчетный год составил 1359 млн р.

Процент охвата пакуп.фондов розничным т/о Тема №5: «Покупательский спрос: механизм формирования и учёта в деятельности торговых организаций» - student2.ru

Задача 5

Определить коэффициент эластичности спроса от доходов на обувь и рассчитать прогноз объема спроса населения области на планируемый год.

Показатели Базисный год Отчетный год
Объем спроса на душу населения на обувь, млн р. 3,3 4,8
Денежные доходы на душу населения, млн р.

В планируемом году денежные доходы на душу населения возрастут на 5,5 %, численность населения области составит 395 тыс. чел.

Тема №5: «Покупательский спрос: механизм формирования и учёта в деятельности торговых организаций» - student2.ru ,

∆У - прирост спроса,

∆Х – прирост денежных доходов,

У – спрос в баз.году,

Х – денежные доходы в баз. году

Домашнее задание:

· темы №№4-5

· решить задачи №№ 1-3 из практикума «Экономика торговли» стр. 101-103

Экономика торговли: учеб. пособие//Н.С . Шелег [и др]; под общ. ред. Н.С. Шелега и Р.П. Валевич. – МИНСК: Высш. шк., 2012.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО БГЭУ

Наши рекомендации