Раздел III. Дистанционный контроль
Вопросы для промежуточной и итоговой аттестации студентов
1. Мировая экономика. Сущность. Причины интернационализации хозяйственной жизни.
2. Этапы становления и развития мировой экономики. Характерные черты современного этапа.
3. Международное разделение труда. Предпосылки возникновения. Сущность.
4. Основные компоненты мировой экономики на современном этапе и основные формы международных экономических связей.
5. Характер и тенденции развития международных экономических связей.
6. Современная научно-техническая и технологическая революция (НТТР). Сущность. Основные предпосылки.
7. Основные черты и главные направления НТТР.
8. Система национальных счетов (СНС). Сущность и значение в определении экономического потенциала и уровня социально-экономического развития стран.
9. Основные показатели уровня социально-экономического развития страны в системе всемирного хозяйства.
10. Уровень экономического развития страны и ее участие в мировом хозяйстве.
11. Промышленно развитые страны с рыночной экономикой. Основные характеристики.
12. Развивающиеся страны. Основные характеристики.
13. Типология развивающихся стран.
14. Страны с переходной экономикой (на примере стран Восточной Европы).
15. Россия. Положение в мировой экономике. Основные данные.
16. Участие РФ в системе международных экономических отношений.
17. Влияние иностранных инвестиций на экономику России.
18. Оценка конкурентоспособности ведущих стран мира по оценке IMD (Международный институт развития менеджмента).
19. Отраслевая структура мирового хозяйства. Общая характеристика.
20. Мировое хозяйство и отраслевая структура промышленности.
21. Мировое хозяйство и аграрный сектор.
22. Мировое хозяйство и третичный сектор.
23. Сущность международной торговли.
24. Теории международной торговли: теория абсолютного преимущества
А. Смита.
25. Теория сравнительного преимущества Д. Рикардо.
26. Концепция внешней торговли Хекшера-Олина-Самуэльсона.
27. Новейшие теории международной торговли.
28. Ценообразование в международной торговле. Функции мировых цен.
29. Механизм формирования мировых цен.
30. Виды мировых цен.
31. Понятие платежного баланса страны. Внешнеторговый баланс.
32. Факторы, влияющие на баланс внешней торговли.
33. Сущность внешнеторговой политики государства (ВТО, ЕАСТ) и основные инструменты государственного регулирования.
34. Сущность и причины вывоза капитала. Основные черты современного международного рынка капиталов.
35. Формы вывоза капитала. Понятие прямых и портфельных инвестиций.
36. Всемирный банк. Структура и значение в мировой миграции капитала.
37. Сущность транснациональных корпораций (ТНК) и их влияние на развитие мирового рынка.
38. Сущность валютно-расчетных отношений в сфере МЭО.
39. Евро – валютно-расчетная единица. Сущность. Критерии введения евро в страны-члены ЕС.
40. Понятие валюты, валютных отношений. Мировая валютно-финансовая система: эволюция и современный этап.
41. Валютный курс. Понятие. Основные характеристики. Наиболее важные экономические факторы, воздействующие на валютный курс.
42. Валютные рынки. Понятие, структура, виды.
43. Формы интеграционных объединений и международные экономические организации. Краткие характеристики.
44. Экономические аспекты глобальных проблем.
Глоссарий
А |
бсолютные преимущества - выгоды, которые основаны на разной величине затрат на производство в отдельных странах-участницах внешней торговли.
Акционерное общество (АО) – предприятие, средства которого формируются за счет эмиссии и размещения акций этого предприятия. Кроме собственного капитала АО используют также заемный капитал в виде привлекаемых банковских кредитов и выпуска облигаций.
На практике акционерами АО могут быть как юридические, так и физические лица, но чаще в этом качестве выступают банки, промышленные, торговые и страховые компании. Высшим органом АО является общее собрание его акционеров, которое принимает решения по наиболее важным вопросам деятельности общества.
Появившись впервые в начале XVII века, акционерные общества получили достаточно широкое распространение и ныне представляют организационную форму предприятий, функционирующих в различных сферах рыночной экономики.
Аккредитив - это условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению приказодателя (плательщика по аккредитиву), осуществить платеж в пользу бенефициара (получателя средств по аккредитиву) указанной в аккредитиве суммы по представлении последним в банк документов в соответствии с условиями аккредитива в указанные в тексте аккредитива сроки или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такие платежи или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.
Аккредитивы используются как форма расчетов в торговой сделке, наряду с авансом, инкассо и открытым счетом (или оплатой по факту). Кроме того, в международной торговле, в отличие от внутрироссийской практики, аккредитив используется в качестве средства финансирования сделки по аналогии с банковской гарантией.
Акция - ценная бумага, которая не только удостоверяет участие ее собственника в формировании средств акционерного общества, но и дает ему право на получение соответствующей доли прибыли АО, то есть дивиденда. Приобретение и продажа акций производятся в том числе на фондовой бирже.
Аренда машин и оборудования – форма кредитования экспорта, осуществляемого без передачи прав собственности на данный товар его арендатору.
Такая аренда может предоставляться в краткосрочном (рентинг),среднесрочном (хайринг) и долгосрочном (лизинг) плане, позволяя арендодателю существенно расширить сбыт своей товарной продукции, а арендатору – избежать значительных расходов на приобретение дорогостоящего оборудования.
Аукцион международный - форма реализации отдельных партий товаров или предметов, выставляемых для осмотра и считающихся проданными предложившему наивысшую цену покупателю. На практике в мировой торговле аукционными товарами являются пушнина, немытая шерсть, табак, чай, предметы антиквариата, скаковые лошади и др.
Наиболее известными в современном мире считаются крупные международные аукционы, проходящие в Лондоне (Великобритания), Нью-Йорке (США), Монреале (Канада), Амстердаме (Нидерланды), Калькутте (Индия), Коломбо (Шри-Ланка).
Б |
артер– товарообмен, операция, обеспечивающая прямой обмен одного товара на другой. При этом торговля идет по схеме «товарза товар» на основе заключенного договора.
Бартерная сделка представляет собой прямой натуральный товарообмен (без использования денег) между государствами, фирмами, предприятиями в период неразвитых товарных отношений, кризиса и неустойчивости валют.
Несмотря на то, что при бартерных операциях не происходит денежных платежей, товарные поставки оцениваются в денежной форме и балансируются в соответствии с ценами (мировыми или договорными на основе мировых). Главными причинами бартерной сделки служат как неустойчивость денежного обращения, высокие темпы инфляции, подрыв доверия к денежной единице, так и нехватка валюты.
«Бегство капиталов» - миграция в течение небольшого отрезка времени значительного объема краткосрочных вложений ссудного капитала между отдельными странами с рыночной экономикой. Предпосылкой такого перемещения капитала становится введение где-либо более высокой (по сравнению с национальной) ставки банковского процента, что приводит к нарушениям баланса спроса и предложения на международном рынке капитала.
Безработные (согласно стандартам Международной Организации Труда) - категория лиц от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: (1) не имели работы (доходного занятия); (2) занимались поиском работы (обращались в службу занятости, непосредственно к администрации предприятия, помещали объявления в печати, использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела); (3) были готовы приступить к работе.
При отнесении к категории безработных учитываются все перечисленные выше критерии. При этом учащиеся, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.
Биржа - форма организации оптовой, в том числе международной торговли партиями товаров, отличающихся устойчивыми и четкими качественными параметрами(товарная биржа),а также систематических операций по купле-продаже золота, ценных бумаг, валюты(фондовая биржа).
Брокерская фирма (брокер) – посредник и член биржи, который исполняет приказы клиентов и берет за это комиссию. Любая брокерская фирма получает доход за счет взимания комиссионных с операций ее клиентов, которые превышают биржевой сбор за эти операции. У каждой фондовой биржи (фондового отдела) есть свое руководство и штат сотрудников, но никто из них не имеет права сам осуществлять торговые операции.
Брокеру все равно, выиграете вы или проиграете. Заработок брокера никак не зависит от того, будете ли вы в прибыли, или в убытке. Брокер всего лишь исполняет ваши заявки, выводя их на рынок.
В |
аловая добавленная стоимость - вновь созданная стоимость в процессе производства товаров и услуг. Стоимость, добавленная к стоимости потребленных в данном процессе продуктов и услуг; показатель в системе национальных счетов.
Валовой внутренний продукт (ВВП) - обобщающий экономический показатель внутренней хозяйственной деятельности какой-либо страны.
ВВП выражает совокупную стоимость товаров и услуг, созданных внутри страны без учета результатов внешнеэкономической деятельности; подсчитывается для сопоставления с предыдущими периодами в текущих и базисных ценах; используется для сравнения с подобными показателями других стран и мира в целом.
Расчет ВВП производится такими методами, какпо доходам (сумма доходов частных лиц, акционерных обществ и частных компаний, а также государства от предпринимательской деятельности внутри страны), по расходам (сумма расходов на личное и государственное потребление, на капиталовложения) и по добавленной стоимости (сумма стоимости условно чистой продукции всех сфер экономики).
Валовой национальный продукт (ВНП) – обобщающий показатель социально-экономического развития страны, который определяется как совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведенных какой-либо нацией за год в сфере материального и нематериального производства, включая как внутреннюю, так и внешнеэкономическую деятельность.
Валюта – различные платежные документы или денежные обязательства, выраженные в какой-либо национальной денежной единице и используемые в международных расчетах.
Валютный курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны.
Специалисты различают твердо фиксированный и «плавающий» курсы валют.
Венчурные предприятия – фирмы, которые функционируют в сфере научных исследований, инженерных разработок, инноваций, осуществляемых, как правило, по заказам крупных компаний и государственным контрактам. К таким предприятиям примыкает широкий спектр фирм, занимающихся маркетингом, консультированием, рекламой.
Создаваемые прежде всего в передовых областях такие компании не только способствуют поступательному развитию НТП, но и определяют основные направления структурной перестройки в наиболее значимых и продвинутых отраслях и видах производств.
Внешнеторговый баланс – соотношение между стоимостными объемами экспорта (сумма цен вывезенных из страны товаров и услуг) и импорта (сумма цен товаров и услуг, которые ввезены в страну из-за рубежа), определяемое за какой-либо период (месяц, квартал, полугодие, год).
При этом различают: активный внешнеторговый баланс (в случае превышения стоимости экспорта данной страны над стоимостью ее импорта); пассивный (когда ввоз товаров и услуг из-за рубежа оказывается по стоимости более значительным, чем вывоз отечественных товаров и услуг за границу); а также нетто-баланс (при равенстве стоимости экспорта и импорта товаров и услуг данной страны).
Внешний долг - сумма задолженности какого-либо государства, накопленная за счет получения им займов от других государств (в эту сумму включаются как непогашенные внешние займы, так и невыплаченные проценты по ним). При этом специалисты различаюткапитальный и текущий государственные долги.
Считается неблагоприятной (опасной) ситуация, когда платежи по долгу составляют существенную часть (20-30%) поступлений иностранной валюты от внешнеэкономической деятельности данной страны, поскольку становится трудно обеспечивать привлечение новых займов из-за рубежа.
Встречная торговля - совокупность разного рода сделок, при осуществлении которых приобретение продукции сопровождается ответными поставками товаров в интересах поддерживания экспортно-импортныхопераций.
Встречную торговлю обычно подразделяют на бартерные сделки, встречные закупки, компенсационные соглашения, клиринг, сделки «офсет».
Встречные закупки - одна из важнейших форм встречной торговли, осуществляемая, как правило, в сроки от 1 года до 5 лет. Эта форма торговли предполагает, что покупатель может рассчитыватьсяза поставки (в основном, оборудования) из-за рубежа своей продукцией различной степени обработки. Удельный вес подобного обмена в общем объеме встречной торговли превышает 50%.
Г |
едонизм - стремление индивидуума к росту своего благосостояния во имя максимизации получаемого от жизни удовольствия.
Геополитика - политика государства, проводимая или обосновываемая с учетом географических, экономических, демографических факторов мирового масштаба.
Глобализация хозяйственной жизни –складывание целостного мирового хозяйства на основе развития разнообразных экономических связей между фирмами, странами и регионами.
Глубина рынка - мера, в которой данный рынок способен расширять куплю и продажу товаров без значительного изменения цен на них.
Государственное регулирование экономики – в рыночной экономике представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления действующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Государственное экономическое программирование - высшая форма государственного регулирования экономики, задача которого состоит в комплексном использовании в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.
Государство-рантье - страна, разместившая значительные капиталовложения в других странах с целью получения оттуда прибыли в виде процентов за предоставленные кредиты и дивидендов от вложений в ценные бумаги. К числу таких стран относят в современном мире кроме традиционно мощных государств еще Германию, Швецию, Японию и "новых восточных тигров": Южную Корею, Сингапур, Гонконг, Тайвань.
Грузооборот - экономический показатель работы транспорта, равный произведению веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн т груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 × 150 = 750 млн тонно-километров.
Гуманистическая экономика - экономика, в которой человек, личность поставлены во главу всей экономической деятельности, а сама деятельность направлена на удовлетворение потребностей, запросов человека. В факторы производства в гуманистической экономике включаются материальная и духовная культура, интеллектуальные ценности, личностно-квалификационный и морально-этический потенциал, психологические установки. Человек в гуманистической экономике рассматривается как потребитель благ и обладатель не только рабочей силы, но и нравственных начал и моральной ответственности
Д |
евальвация - официальное понижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.
Среди ее причин выделяются инфляция и дефицит платежного баланса. Поэтому девальвация часто используется в качестве инструмента стимулирования экспорта страны и ограничения ее импорта в интересах улучшения платежного баланса.
Демпинг товарный - экспорт товаров по заниженным ценам, в частности ниже цен внутреннего рынка. Демпинг представляет собой одно из средств проникновения на зарубежные рынки, а потери от него покрываются, как правило, либо за счет иных экспортных операций, либо экспортными субсидиями государства. Установление факта проведения демпинга позволяет стране-импортеру осуществлять протекционистские мероприятия.
Деривативы - производные финансовые инструменты: фьючерсы, форварды, опционы, свопы, используемые в сделках, не связанных напрямую с куплей-продажей материальных или финансовых активов. Получили широкое распространение в конце XX в. Используются для страхования рисков (хеджирования) и извлечения дополнительной, спекулятивной прибыли.
Дефлятор - соотношение стоимостных объемов номинального и реального валового продукта страны. Подсчитываемый как частное от деления этих величин при умножении на 100, данный показатель достаточно полно характеризует динамику цен в национальной экономике, так как его расчет производится на основе всех производимых на какой-либо определенной территории товаров и услуг.
Диверсификация экспорта - повышение количества видов и наименований товарной продукции и услуг, предназначенных для реализации за рубежом. В современной международной торговле этот процесс связан с постоянным обновлением ассортимента в условиях НТП.
Дивиденд - часть прибыли АО, которая ежегодно распределяется между его акционерами в зависимости отколичества и видов акций, находящихся в их собственности.
На практике доход владельцев обыкновенных акций колеблется в пределах распределяемой между ними части прибыли АО, а по привилегированным акциям дивиденд выплачивается в размере заранее установленного процента к их нарицательной стоимости.
Дифференциация - степень разделения целого на различные формы.
Дочернее предприятие - юридически самостоятельное предприятие, отделившееся от основного (материнского) предприятия и учрежденное им посредством передачи части своего имущества. Часто выступает в роли филиала учредившей его головной компании. Учредитель дочернего предприятия утверждает его устав и сохраняет по отношению к нему некоторые управленческие, в том числе контрольные, функции. Контроль обеспечивается посредством скупки акций дочернего общества на основе системы участия.
Е |
диновременная выплата - 1) денежная сумма, выплачиваемая сразу целиком, а не частями; 2) форма денежного возмещения убытка; 3) страховое единовременно выплачиваемое пособие, например при выходе на пенсию, увольнении с работы.
Емкость рынка - потенциально возможный объем продаж определенного товара на рынке в течение заданного периода, зависящий от спроса на товар, уровня цен, общей конъюнктуры рынка, доходов населения, деловой активности. Емкость рынка изменяется во времени.
Естественный прирост населения -разность между числом родившихся и умерших за определенный промежуток времени, как правило за год. Данная величина может быть как положительной, так и отрицательной.
Естественный темп роста — темп роста объема производства, определяемый из условия полного использования имеющихся производственных ресурсов.
Естественный уровень валового национального продукта - уровень реального валового национального продукта (ВНП), производимого при естественном уровне безработицы; максимально возможный ВНП, который может быть создан имеющимися в распоряжении общества технологиями, трудовыми, материальными и природными ресурсами при отсутствии роста темпов инфляции.
З |
абастовка - временная остановка работы, преднамеренно осуществленная группой рабочих с целью удовлетворения различных требований.
Задолженность просроченная – задолженность, не погашенная в сроки, которые установлены договором между партнерами.
Занятые экономической деятельностью – лица, которые в рассматриваемый период времени выполняли работу по найму за вознаграждение, а также приносящую доход работу не по найму самостоятельно или с одним или несколькими партнерами как с привлечением, так и без привлечения наемных работников. В число занятых включаются лица, которые выполняли работу без оплаты на семейном предприятии, а также лица, которые временно отсутствовали на работе по ряду причин (болезнь, уход за больными, ежегодный отпуск и др.).
Заработная плата номинальная - величина заработной платы в текущий период времени; выражена в денежных единицах.
Заработная плата реальная - совокупный объем товаров и услуг, которые можно приобрести на заработную плату в текущем периоде; исчисляется путем деления номинальной заработной платы текущего периода без учета налогов и других удержаний на индекс потребительских цен.
Золотомонетный стандарт - монометаллическая денежная система, существовавшая во многих странах на определённом этапе развития капитализма, при которой только золото выступало всеобщим эквивалентом и непосредственной основой денежного обращения.
Наиболее совершенной, классической формой был золотомонетный стандарт, при котором денежная единица страны имела определённое, установленное законом и неизменное золотое содержание (золотой паритет), а "цена" золота в денежных знаках соответствовала этому паритету. Золотые монеты находились в обращении и имели неограниченную силу законного платёжного средства. Центральные эмиссионные банки были обязаны обменивать банкноты и др. денежные знаки (бумажные деньги, монеты из неполноценных металлов) на золото по номиналу.
Допускалась свободная чеканка монет из золота, принадлежащего частным лицам, за небольшую плату или безвозмездно, а также переплавка золотых монет в слитки. Был разрешен свободный вывоз и ввоз золота в любом виде и не существовало никаких валютных ограничений.
И |
ммиграция - въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.
Импорт - ввоз из-за рубежа товаров и услуг (а также капитала, технологий, ценных бумаг и т.д.) с целью их реализации (размещения) на внутреннем рынке страны импортера.
Инвестиции в основной капитал - капиталообразующие инвестиции; представляют собой совокупность затрат, направляемых на создание и воспроизводство основных фондов.
Подобные инвестиции определяются как совокупные затраты на выполнение строительно-монтажных, проектно-изыскательских работ, приобретение оборудования, входящего и не входящего в сметы строек, требующего и не требующего монтажа, производственного инструмента и хозяйственного инвентаря, рабочего и продуктивного скота, по насаждению и выращиванию лесных полос, многолетних плодово-ягодных культур, а также прочие подобные затраты.
Инвестиции иностранные - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения дохода.
На практике инвесторами из-за рубежа могут быть иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.
Индекс потребительских цен – показатель, который характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.
Индекс физического объема промышленного производства – относительный показатель, характеризующий изменение массы произведенных материальных благ в текущем периоде по сравнению с базисным.
Различают индивидуальные и общие индексы физического объема промышленного производства. Индивидуальные отражают изменения выпуска одного продукта, общие (сводные) индексы физического объема промышленного производства характеризуют совокупные изменения массы материальных благ, включающей в себя несколько видов продукции.
Данный индекс показывает увеличение стоимости всей продукции в результате изменения только ее физического объема при исключении влияния динамики цен.
Индекс физического объема товарооборота -относительный показатель, который отражает изменение объема продажи товарной массы в текущем периоде по сравнению с базисным.
При этом индивидуальные индексы характеризуют изменение объема продажи одного товара, а общий индекс физического объема товарооборота характеризует совокупные изменения товарной массы.
Этот индекс показывает увеличение товарооборота в результате изменения только его физического объема при исключении влияния динамики цен.
Индекс цен базисный – отношение цены текущего периода к цене периода, принятого за базу сравнения.
Инкассо - посредническая банковская операция по передаче денежных средств от плательщика к получателю через банк с зачислением этих средств на счёт получателя. За выполнение инкассо банки взимают комиссионные
К |
апиталоемкость - экономический показатель, отражающий затраты капиталовложений, приходящихся на производство единицы продукции. капиталоемкость определяется как отношение стоимости основного капитала к объему производимой с его помощью продукции, выпускаемой за один год, или к ее части - национальному доходу, прибыли и рассчитанной в денежном выражении.
Клиринг – система безналичных расчетов за товары и услуги, которая основана на взаимозачете требований и обязательств. В практике международной торговли и других форм мирохозяйственных связей такие расчеты происходят на основе международных платежных соглашений. Ныне существенная часть клиринговых сделок приходится на страны развивающегося мира ввиду ощущающейся в большинстве из них нехватки (или ограниченности) свободно конвертируемой валюты.
Компенсационные сделки – форма долгосрочных внешнеторговых соглашений, предполагающая оплату приобретаемых покупателем товаров поставками иных товаров или предоставлением услуг.
На практике при заключении подобного соглашения стороны обмениваются списками товаров по взаимным поставкам с указанием их количества и цен, что рассматривается в качестве необходимой части соглашения.
В отдельных случаях применяются также частичное денежное покрытие приобретаемых в рамках соглашения товаров. Носящие в основном взаимовыгодный характер подобные сделки рассматриваются тем не менее иногда как недостаточно гибкая форма внешнеторговых связей между отдельными странами.
Контрагент - лицо или учреждение, принявшее на себя те или иные обязательства по договору; каждая из сторон в договоре по отношению друг к другу.
Конъюнктура – множество событий, наступающих в какой-либо области человеческой деятельности и характеризующих её в определённый период времени; стечение обстоятельств, сложившаяся обстановка, создавшееся положение, сформировавшийся комплекс условий, возникшая ситуация в данной области в данный период времени. Термин универсален, находит применение во многих областях, чаще всего встречается в экономике, финансах, политике, социологии, философии, психологии. В экономике это совокупность признаков, которые характеризуют конкретный рынок в конкретный отрезок времени или период, среди которых самые главные - это спрос, предложение и цены.
Котиро́вка - цена (курс, процентная ставка) товара, которую объявляет продавец или покупатель и по которой они готовы совершить покупку или продажу. Обычно подразумевается относительно быстро меняющаяся цена, например, биржевая. Иногда котировкой считается цена только заключенной сделки, а не цена спроса/предложения. Котировки отражают складывающуюся на торгах конъюнктуру, соотношение спроса и предложения.
Коэффициент естественного прироста - разность общих коэффициентов рождаемости и смертности.
Коэффициент интенсивности миграции общий - индикатор, который характеризует частоту случаев перемены места жительства населением в совокупности за данный период времени; исчисляется как отношение миграционного прироста населения к среднегодовой численности постоянного населения.
Коэффициент концентрации доходов (индекс Джинни) - показатель, характеризующий степень отклонения фактического объема распределения денежных доходов населения от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может изменяться в пределах от 0 до 1. Чем выше значение данного показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.
Кредитование внешней торговли - один из важных видов содействия международному обмену. Кредитование предполагает реализацию товаров и услуг с отсроченным платежом или временную передачу финансовых средств и материальных ценностей на условиях возврата и уплаты определенного процента.
По своемуназначению такие кредиты могут бытьэкспортными и импортными, а предоставляться могут как фирмами, так и банками на кратко- (до 1 года), средне- (от 2 до 7 лет) и долгосрочной основе.
Крестьянское (фермерское) хозяйство - самостоятельный хозяйствующий субъект (созданный семьей или отдельным гражданином), осуществляющий производство, переработку, хранение и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества, земельных и других природных ресурсов, находящихся в его собственности.
Л |
аг - запаздывание, сдвиг во времени, экономический показатель, характеризующий временной интервал между двумя взаимосвязанными экономическими явлениями, одно из которых служит причиной, а второе - следствием. Например, существует лаг между началом производственного выпуска товаров и их массовой продажей, выделением капиталовложений на строительство и вводом в действие строительных объектов. Используемый в экономико-математических моделях распределенный лаг учитывает наличие разных промежутков времени между разными частями явления-следствия и явления-причины. Например, принимается во внимание, что после выпуска партии товаров она поступает в продажу частями с разными интервалами времени (лагами).
Легитимация - узаконение, признание или подтверждение законности прав и полномочий физических и юридических лиц, а также подтверждение законности соответствующими документами.
Ликвидность - 1) в деловой терминологии: способность превращения активов фирмы, ценностей в средство платежа, в деньги; мобильность активов; 2) способность заемщика обеспечить своевременное выполнение долговых обязательств; платежеспособность; 3) способность рынка поглощать ценные бумаги, мера их продаж при существующем уровне цен, без их существенного изменения; 4) в широком смысле слова: эффективность, действенность.
Лицензионное вознаграждение - возмещение за предоставление прав на использование лицензий, являющихся предметом лицензионного соглашения. При этом вознаграждение выплачивается как в виде«роялти» (фиксированные ставки в процентах на базе фактического экономического эффекта от использования лицензии), так ипаушальных платежей (определенная твердозафиксированная сумма, которая устанавливается в зависимости от предварительной оценки возможного экономического эффекта и предполагаемой прибыли на основе использования лицензии). Преимуществом последнего является получение причитающейся суммы вознаграждения владельцем лицензии в сравнительно короткий срок с наименьшим риском.
Лобби, лоббизм, лоббирование - действия государственных органов, законодательных, исполнительных, судебных властей, направленные на поддержку отдельных отраслей и сфер экономики регионов, предприятий, социальных групп, продиктованные не объективной необходимостью, а заинтересованностью, иногда - подкупом должностных лиц. Лоббисты в лице представителей власти способствуют своим подопечным в получении выгодных государственных заказов, кредитов, помощи, льгот, лицензий, благоприятных условий экономической, коммерческой деятельности, в создании и регистрации новых организаций, в подавлении конкурентов. Принято выделять аграрное лобби и промышленное лобби.
М |
ануфактура - мануфактурное производство, господствовавшее в Западной Европе в XVI—XVIII вв.; способ производства и тип предприятий, характеризуемые разделением труда и его кооперацией, но при сохранении ручного труда, ремесленничества, низком уровне используемой техники.
Маржа - 1) разница между указываемой в биржевом бюллетене ценой продажи и покупки биржевого товара, от уровня которой зависит прибыль, получаемая фирмами, покупающими и продающими эти товары; 2) в более широком смысле в банковской, биржевой, торговой, страховой практике под маржой понимают разницу между процентными ставками, курсами ценных бумаг, ценами товаров и другими аналогичными, однородными показателями, имеющую место в одно и то же время в разных условиях продажи, покупки, кредитования. По смыслу ближе к слову "маржа" стоят "разница", "прибыль".
Маркетинг - обширная по своему спектру деятельность в сфере рынка товаров, услуг, ценных бумаг, осуществляемая в целях стимулирования сбыта товаров, развития и ускорения обмена, во имя лучшего удовлетворения потребностей и получения прибыли. Маркетинг призван приспособить производство к требованиям рынка. Маркетинг включает разработку товара (определение вида и установление характеристик продаваемого товара), анализ рынка (разделение рынков, выделение предпочтительных рынков, сегментация и позиционирование рынка), ценовую стратегию и политику. Составной частью маркетинга является реклама.
Различают следующие виды маркетинга:
- дифференцированный, рассчитанный на использование нескольких сегментов рынка;
- конверсионный, создающий условия для преодоления отрицательного спроса;
- концентрированный, сосредоточивающий усилия на отдельных рынках;
- массовый, применяемый к товарам массового потребления;
- противодействующий, направленный на ограничение иррационального спроса;
- развивающий, ориентированный на превращение потенциального спроса в реальный;
- стратегический, основанный на изучении внутренних и внешних перспективных возможностей фирмы;
- целевой, предусматривающий