Глава 3. реклама в западноевропейской средневековой культуре 93
Илл. 5. Средневековая предметная вывеска виноторгового заведения.
размеры вывесочной рекламы и, главное, укреплять их надежнее, чтобы они не сваливались на голову прохожим. Однако, как увидим далее, предотвратить подобные случаи не удавалось.
Практиковался в средние века и вполне своеобразный жанр письменной рекламы, документальные сведения о котором нрпводяг английские исследователи применительно к Лондону. В жизнь этой столицы на протяжении XIV-XV вв. входит бытование написанных от руки кратких объявлений, именуемых siquis. Этот латинский оборот переводится словами "если кто". Ими обыкновенно начинались обращения в рукописных объявлениях, исполненных писцами но заказу людей различного звания па недавно вошедшей в оборот (с XIV в.) относительно подешевевшей бумаге.
Такие записочки подчас наклеивались где попало. Особенно много их было на самых людных трассах: на стенах административных зданий, дверях храмов, около постоялых дворов. Священнослужители оберегали сакральные территории от досужих посягательств. На стенах соборов были нередки предупреждения: "Это место священно, никто не может посягнуть на него". Но сами клирики посягали: предлагали педагогические услуги, обучение слову Божьему, иноземным языкам и даже хорошим манерам. Таким siquis всегда находилось место на стенах собора.
В конце Средневековья на стенах домов, помимо siquis, начинай) г наклеиваться афиши. Это развернутые словесные тексты, нередко сопровождавшиеся гравированными украшениями в виде рамок, виньеток и символических изображений. Такую форму оповещения ранее других общественных групп освоили бродячие актерские труппы. Их основной формой оповещения горожан о
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
своем прибытии были громогласные шествия по улицам. Однако борьба городских властей с чрезмерным рекламным шумом сократила возможности подобных процессий. На подмогу пришли play bills — зрелищные афиши. В пьесе Бена Джонсона со знанием дела приведен текст афиши театра марионеток:
"Древняя современная история о Геро и Леандре, иначе называемая "Пробный камень истинной любви", с не менее точным испытанием дружбы Дамона и Пифия, двух великих друзей с Мелкого берега" ^2. Подобные "доморощенные", зачастую не вполне грамотные афиши чаще всего можно было увидеть на постоялых дворах и почтовых станциях. Отсюда возникло новое наименование рекламных обращений — posters, бытующее до нашего времени.
Письменные формы культуры, все настойчивее заявляя о себе, проникали в общественный быт, усиливая спрос на грамотных, образованных людей, на рукописные книги. Свидетельством последнего является рукописный каталог имеющихся в продаже манускриптов, относящийся к 1447 г. 53 Возросший спрос на письменную продукцию различных жанров: книги, памфлеты, листовки, афиши — стал главным стимулом изобретения печатного способа их тиражирования и становления нового этапа рекламной деятельности.
°- Джонсон Б. Варфоломеева ярмарка//Драматическне произведения.
М.-Л„ 1931.--С. 701-702. 53 Buchli H. 6000Jahre Werbung. - Berlin. 1962. - В. 1. - S. 321.
Глава 3. РЕКЛАМА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЕ 95
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
1. Ведущая форма рекламирования в эпоху западноевропейского Средневековья — устные институционализированные и фольклорные варианты текстов.
2. Изобразительная реклама этого периода воплощена геральдической символикой, цеховой и торговой эмблсматикой, гравированными летучими листками и живописными вывесками.
3. Развитие фресковой и монументальной церковной и светской живописи создает предпосылки становления плакатного жанра в рекламном процессе.
4. Разнообразные способы регулирования рекламной коммуникации со стороны городской администрации дополняются саморегулированием таковой в рамках корпоративных объединений.
5. В период позднего Средневековья происходит наращивание вербальной письменной рекламы и бытование на этой основе жанров листовки, афиши ц каталога манускриптов.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте главные периоды западноевропейского Средневековья применительно к их потребностям в рекламной коммуникации.
2. Объясните отличия между собой институционализирован-ных и фольклорных рекламных текстов.
3. Назовите ведущие варианты фольклорной рекламы в эпоху Средневековья.
4. Расскажите о способах регулирования устной рекламы в средневековом городе.
5. Сравните основные особенности цеховой эмблематики с рыцарской геральдикой.
6. Какими способами осуществлялось цеховое саморегулирование рекламной деятельности?
7. Расскажите о предыстории рекламного слогана.
8. Какие виды религиозной рекламы существовали в западноевропейском Средневековье?
9. Как эволюционировал рекламный процесс в позднем Средневековье?
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ |
Глава 4.
НОВЫЙ ЭТАП РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ КОЛОНИЯХ
Переворот в тиражировании информации
Заря Нового времени знаменовалась техническим переворотом в сфере массовых коммуникаций. Им стало изобретение печатного станка с подвижными, сменными литерами немецким дворянином Иоганном Гутенбергом. Это новшество оказало огромное влияние на развитие западноевропейской цивилизации. Между тем в Китае наборный способ воспроизведения текста для иероглифического письма был известен с XI в. и взрывного действия на социум не произвел. Изобретение Гутенберга оказалось на гребне уже происходящих грандиозных сдвигов в обществе, ответом на его остро назревшие запросы.
К началу XV в. потребность в письменно зафиксированной оперативной и фундаментальной информации испытывали разросшиеся в Западной Европе производственные и финансовые структуры, купеческие объединения, административный аппарат оформившихся национальных государств и, наконец, укрепившиеся за минувшие два века университеты — центры богословия и общего образования. Потребность в массовом распространении информации уже не могла быть удовлетворена только устной и видами коммуникации. Монастырские и городские скриптории (центры переписки книг) не справлялись с обилием заказов, гравированные летучие листки не успевали вобрать в себя актуальные тексты, предназначенные для широкой аудитории.
Как пишет В. С. Люблинский, "...основной социальной предпосылкой книгопечатания являлся массовый спрос на много экзем-
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
пляров одновременно абсолютно идентичного текста" 1. Следствием такого спроса стало то, что новшество, предложенное И. Гутенбергом в городе Майнце на переломе XV в., еще до окончания столетия подхватили все ведущие европейские города.
Типографии создаются в Страсбурге, Аугсбурге, Нюрнберге, Базеле, Париже... В начале XV в. — 1500 г. — работали 200 типографий в 69 городах 2. Этот процесс, справедливо названный культурологами третьей информационной революцией (первая — формирование речи, вторая — изобретение письменности), имел серьезные последствия для развития рекламной деятельности.
Мы рассмотрим эти последствия, имея в виду два хронологических периода: до начала деятельности новой формы коммуникации — журналистики, сформировавшейся в первом десятилетии XVII в., и после этой кардинально важной вехи для бытия рекламы на протяжении XVII—XVIII вв. Относительная схожесть интересующих нас процессов в различных регионах Западной Европы дополняется к концу обозначенного периода рекламой в североамериканских колониях, действующей вначале по образцу происходящего в метрополии.
Новые рекламные жанры
В ближайшее же десятилетие после начала печатного тиражирования становится излюбленным жанром коммерческой и политической рекламы печатный летучий листок. Чаще всего это был отрезок бумаги размером 15 на 23 см или около того, с выделенным крупным шрифтом началом первой строки, заменявшем заголовок. Подобно тому, как это практиковалось в рукописных летучих листках, текст зачастую окантовывала гравированная рамка. Иногда в печатный набор включалась графическая иллюстрация. Последнее чаще всего применяли полемические конфессиональные листовки, в изобилии издававшиеся сторонниками и противниками религиозной Реформации. Хронологически реформационные идеи, получившие всеевропейский отклик, расшатывают монолит католицизма параллельно развитию третьей информационной революции. Эта связь не случайна. Вспомним суждение А . С. Пушкина: "Никакая власть, никакое правление не может устоять про-тиву всеразрушительного действия типографического снаряда" 3.
Люблинский В. С. На заре книгопечатания. — Л., 1959. — С. 37. ~ Там же. С. 111. 3 Пушкин А. С. Собр. соч. в 10 т. - М., 1981. - Т. 6. С. 202.