Глава 3. реклама в западноевропейской средневековой культуре 75
тойчивые жесты: мимоидущих хватали за рукав, чтобы затащить в свою лавчонку или таверну, подчас просто-таки не давая пешеходу спокойно продолжать свой путь. Вот как описывают эту картину два голландских путешественника, побывавших на издревле знаменитом Центральном парижском рынке, запечатленном позднее в романе "Чрево Парижа" Э. Золя: "...Мы видели ветошный ряд, каковой находится возле рынка. Это большая крытая галерея на столбах из тесаного камня, в которой помещаются скупщики и продавцы старого тряпья... Там дважды в неделю бывает открытый рынок... В какое бы время ты там ни проходил, тебе досаждают их непрерывные крики — о добром деревенском плаще, о прекрасном камзоле — и подробности, с какими они расписывают свой товар, хватая людей за руки, дабы затащить в свои лавки..." 13.
Активность зазывал отразил в знаменитом "Видении Уильяма о Петре-Пахаре" классик английской литературы Уильям Ленгленд: "Повара и их слуги кричали:
"Горячие пирожки, горячие!
Хорошие поросята и гуси!
Пойдемте обедать, пойдемте!"
Трактирщики говорили то же самое:
"Белое вино из Эльзаса
и красное вино из Гаскони,
с Рейна и из Рошели,
чтобы переварить жаркое"" и.
Среди заурядных зазывал — торговцев и трактирщиков — встречаются и своего рода "интеллигенты" Средневековья — публичные писцы. Они располагались в самых людных местах, преимущественно на центральных площадях крупных городов, и наглядно выставляли на всеобщее обозрение свой каламарий (чернильницу), связки отточенных перьев, стопки дорогого пергамента, а с XIV в. — уже бумаги. Как пишет О. Добиаш-Рождественская, такой писец "...будет зазывать мимоходящих, которые пожелали бы завещать, продавать, вчинять иски; он будет всячески возбуждать к тяжбам и бумажным прениям..." ^.
Роль зазывалы постепенно отделялась от ведущих продавцов в солидных торговых точках, от тех, кто непосредственно осу-
A Q
" Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV—
XVIII вв. В 3 т.//Игры обмена. - М., 1998. - Т. 2. С. 20. 11 Ленгленд У. Видение Уильяма о Петре-Пахаре. — М.-Л., 1941. — С. 62—63. 0 Добиаш-Рождественская О. Из жизни мастерских письма (преимущественно на французском севере)//Средневековый быт. — Л., 1925. — С. 237.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
ществлял предлагаемую услугу. Но это произойдет позже тому будет много способствовать развитие театрализованных зрелищ, отчасти приходящих на смену публичным казням н турнирам. театральные ЗАЗЫВАЛЫ-декламаторы получат наименование театральных герольдов на Западе, а в России — балаганных дедов. Это произойдет ближе к осени Средневековья. Пока же в различных регионах Европы стремятся урезонить чрезмерную жесто-вую и вербальную активность зазывал, переходящую в рекламную агрессию.
В австрийском городке Мурау оглашается распоряжение:
"Там, где пекари или их подмастерья торгуют рядом па площадях или в лавках, запрещается переманивать друг у друга покупателей, тянуть их к себе, утверждая, что у него, дескать, лучший хлеб. Необходимо, чтобы никто не создавал препятствий другому продавать его хлеб, но позволял бы покупателю, не зазывая его, брать хлеб у того, у кого тот захочет" 16.
Еще одним подтверждением попыток регламентации агрессии зазывал является раздел приводившегося ранее Регистра ремесел и торговли: "Никто не может и не должен зазывать, ни привлекать покупателя, который стоит у другого прилавка или у другого дома; а если кто так делает, он платит королю 5 су штрафа и 5 су братству" 17. Строго запрещалось приставать к прохожим в центральных городских кварталах владельцам "приличных" магазинов, фешенебельных заведений. Нетрудно догадаться, что запреты по-прежнему упорно нарушались. Впрочем, проблемы эффективной регламентации рекламной деятельности не решены и в настоящее время.
Рекламный ярмарочный фольклор
Мы упомянули в начале главы, что ярким свидетельством постепенного оздоровления производства и торговли в Европе XI—XIV вв. стали ярмарки, постепенно вовлекшие в свою орбиту все крупные европейские центры. В основе повсеместно известного слова "ярмарка" лежит латинский корень marct — торговля, рынок. В немецком языке этот корень соединился со словом Jahr -год. На первых порах ярмарки созывались один раз в год, но соотносились между собой так, чтобы завершение торговой страды в
^Jaritz U. Zwischen Augenblick und Ewigkeit. — Wien-Koln, 1989. - S. 122. 1/ Регистры ремесел и торговли г. Парижа/УСредние яека. Выи. 10, —М.,1957.- С. 197.
Глава З.РЕНЛА^^ВЗАПАДНОЕВРОПЕЙСНОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ НУЛЫГУРЕ_ 77
одном месте сопровождалось началом таковой в другом европейском городе. На протяжении осенне-зимпе-весенних месяцев создавалась хронологическая цепочка, по направлению которой двигался навьюченный тягловый скот, тащились фуры, наполненные товаром, передвигались поставщики развлечений и те, кто живет плутовством. Все слон средневекового общества смешивались на ярмарочной площади, представлявшей собой в "часы пик" шумное, пестрое, подвижное скопление людей торгующих, покупающих, совершающих сделки, демонстрирующих свои изделия, свои таланты, а также ловкость рук и хорошо подвешенный язык.
Яркую картину средневековой ярмарки рисует классик английской драматургии Бсн Джонсон в комедии "Варфоломесва ярмарка". Чередой проходят перед нами продавец игрушек, разносчик фруктов и торговка пряниками.
Первый кричит: "Что угодно? Что купите? Что вам угодно? Трещетки, барабан, алебарда, лошадки, самая прелестная куколка!.."
Второй завлекает: "Купите груши, груши хорошие, самые спелые груши!''
Торговка ищет свою "пишу": "Купите пряники, золоченые пряники!" 18.
И вот уже торговец игрушками, повздорив с продавщицей пряниками, грозит ей: "Я объявлю на ярмарке, из чего твои пряники состряпаны... гнилая мука, тухлые яйца, заплесневелый имбирь да негодный мед — сама знаешь!"
Напарница в долгу не остается: "Вреди мне, сколько хочешь... Плевать на тебя с твоей компанией деревянных коньков. Не хуже тебя плачу за свое место. Только тронь меня! Хотя ты разносчик, поэт и механик, а уж найду приятеля, который за меня отомстит и сочинит-таки песенку на тебя и на всю твою скотину!" 19.
Песенник, по прозвищу Соловей, тут как тут. Он рекламирует свои услуги:
"Средь рыночного крика
Хор птиц гулянью в дань
На крышах входит тихо
С Варфоломеем в брань.
Торгуются зеваки,
Джонсон Б. Варфоломсева ярмарка//Драматические произведения.
М.-Л.,1931.-С.603.
Там же.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
С девчонками гуляки,
Недолю и до драки.
Купите песенку!
Купите песенку!" 20
Драчуны, действительно, уже на изготове и скоро кое-где начнется кавардак. А тем временем между торговых рядов важно выступает представитель медицины — зубодер. Своей рекламой он избрал связку ранее вырванных зубов. Ее он повесил на шею наподобие ожерелья, как свидетельство профессионального стажа и высокой квалификации.
Значительной частью рекламных текстов, которые рождаются в разгаре ярмарочной сутолоки, эмоциональной возбужденности продавцов и покупателей, является обманная, "дутая" реклама. В английских источниках она названа puff-advertising. Именно на ярмарках использование обманных приемов и ухищрений позволяло собрать с простаков и зевак богатый урожай.
Но и за пределами ярмарочных торжищ обманной рекламы было вдоволь. Об одном из ее образцов рассказывает герой повести "Жизнь Ласарильо с Тормеса". Он попадает в услужение к клирику, который продает папские послания — буллы, зовущие на борьбу с маврами. Их приобретение даровало купившим отпущение грехов. Ласарильо рассказывает о своем патроне: "Входя в деревню, он, прежде чем предложить грамоты, одарял клириков и священников разными вещицами не очень большой ценности... Такими подношениями он старался ублажить их, чтобы они способствовали ею торговле и призывали своих прихожан раскупать грамоты... Если его грамоты не брали добром, он придумывал средства, чтобы их покупали поневоле, и всячески надувал народ, порой весьма хитроумными способами..." 21.
Далее следует выразительный эпизод, напоминающий современную рекламную акцию. Торговец папскими посланиями договорился с одним из полицейских, который начал обличать продаваемые тексты в подложности. За это клирик проклял полицейского в храме и тот "с таким грохотом повалился на^землю, что загудела вся церковь. Он стонал, извергал изо рта пену, корчился, строил гримасы, колотил руками и ногами и катался по полу" 22.
--Джонсон Б. Варфоломеева ярмарка//Драматические произведения. —
М.-Л., 1931. - С. 603.
слА '
z1 Жизнь Ласарильо с Тормеса, его невзгоды и злоключения. —М., 1955. — С. 80.
— Там же.
Глава 3. РЕКЛАМА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЕ 79
II лишь положенный на поверженного текст папского послания смог вернуть припадочного в нормальное состояние. "Хозяин мой простил его, дружба между ними возобновилась, а торговля бумагами пошла так бойко, что почти ни одна живая душа в этом селении не осталась без них, их брали нарасхват и мужья, и жены, и сыновья, и дочери, и юноши, и девушки" 23.
"Известие о чуде распространилось по окрестным деревням и, когда мы прибывали в какую-либо из них, не нужно уже было ни проповеди, ни хождения в церковь,— народ сам валом валил в гостиницу, точно это были не буллы, а раздаваемые даром груши, так что в десяти или двенадцати окрестных селениях хозяин мой распродал десять или двенадцать тысяч булл, не произнося никаких проповедей" 24.
Как мы убедились, устная реклама европейского Средневековья имела множество разновидностей — нам удалось обнаружить в доступных источниках лишь их небольшую часть, но и она дает представление об изобилии приемов, направленных на эффективность рекламного воздействия. Иные из них безусловно устарели в наши дни, но опыт других помогает внести новые краски, усовершенствовать методы современных межличностных контактов, особенно тех, которые возродились сегодня под эгидой direct-marketing (прямой, непосредственной продажи).
Изобразительная реклама развитого Средневековья
Образцы изобразительной рекламы XI—XIV вв. доступны нам в вариантах цеховой геральдики, торговой и производственной эмблематики, широкого распространения народных гравюр. Наряду с устной, изобразительная реклама — характерный, очень выразительный пласт культуры средневековой Европы.
Широкое распространение рыцарских гербов исследователи связывают с гигантским воодушевлением рыцарства первых крестовых походов (Первый поход — 1096—1098 гг.) и острой необходимостью различать родовитость, ранг, статус закованных в броню крестоносцев. Есть и другие взгляды на причины всплеска геральдических интересов с началом нового тысячелетия.
Жизнь Ласарильо с Тормеса, его невзгоды и злоключения. — М., 1955. — С. 86. "4 Там же. С. 86-87.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
На наш взгляд, здесь очень многое восходит к традициям проторекламы эпохи палеолита, о которых говорилось в главе 1., Мы видим здесь воплощение психологической потребности. людей в достойной самоидентификации, в утверждении своих отличий от себе подобных и их постоянном демонстрировании перед окружающими. Реализация этих стремлений осуществляется благодаря применению символов, многие из которых переходят в новое тысячелетие из античного наследия. Специалисты называют геральдику совокупностью знаков отличия, "составлявшихся по определенным правилам и присваивавшихся государствам, частям их территорий (княжествам, городам, областям), корпорациям (средневековым цехам, гильдиям, братствам), родам, фамилиям, отдельным лицам и т. д." 25.
Отличие собственно геральдической стадии от предыдущих аналогичных систем в совокупности строгих правил составления гербов, строгого учета прав их владельцев на те или иные изображения, тщательной трактовке смысла применяемых символов. Тем самым к спонтанному проявлению демонстративной функции знаков в культуре добавляется рефлексия этого процесса, его осмысление, носящие, однако, сословие ограниченный характер.
Геральдика средневековой Европы расслоилась на три веду,. щих потока: рыцарскую (родовую), политическую (гербы государств, городов, регионов) и торгово-ремесленническую.
Мы не будем заниматься первыми двумя ответвлениями, поскольку это слишком далеко увело бы нас в область социально-политической репрезентации, относящейся не столько к рекламно-прагматической, сколько к идеологической сфере общественных отношений. Но вот рассмотрение торгово-ремесленной, цеховой геральдики — наша обязанность, так как это направление служит целям постоянной репрезентации товаров, услуг, цеховых объединен ний, купеческих гильдий, актерских и художнических корпораций.^
Торговая и цеховая эмблематика . . в рекламном процессе ;
Иногда эту сферу знакового творчества называют псЕВДОПу ральдика, поскольку здесь не действует строгая система норма ':|
20 Вилинбахов Г. В. Геральдика - вспомогательная историческая дисциплина (к вопросу о предмете исследования и структурс)//Геральдика:
материалы и исследования. —.Л., 1983. — С. 3.