Чтение рук при игре с несколькими партнёрами
Ещё один фактор при чтении рук и принятии решения, как играть самому, это количество игроков в торговле. Всякий раз, как кто-то делает ставку и кто-то уравнивает ее, у вас более сложное положение, чем когда вы сами принимаете решение уравняться. Вообще говоря, уравнивающий перед вами заставляет вас собраться, поскольку вы лишаетесь дополнительного плюса, заключающегося в том, что ставивший мог блефовать. Блефовал он или нет, всё равно второй после него должен был что-то иметь, чтобы уравнивать ставку. Поэтому, если в ситуации один на один на вашей руке явно стоило уравняться по причине дополнительной выгоды поймать блеф, то в случае, когда перед вами кто-то уже уравнял ставку, вам не стоит уравниваться дальше.
Вот пример такой ситуации, которую я как-то встретил, играя в разз с малым анте. На первых трёх картах у меня было
приличная рука, но не шикарная. Обладатель старшей карты открыл торговлю, и сосед уравнял его, имея 5 на столе. Я был готов уравняться или, возможно, подняться. Однако игрок передо мной, игравший строго, поднялся на открытой 4. Если бы первый игрок с открытой 5 не уравнял начальную ставку, я бы уравнял подъёмщика с моими 8,5,2, хотя он играл строго. Но всё равно оставался шанс, что он пошел на полублеф. Но поскольку подъёмщик ходил под обладателя низкой карты, который уже уравнялся до этого, значит, практически наверняка у него была карта лучше моей; и оставалась также вероятность того, что первый уравнявший имел неплохую руку. Поэтому, с учётом небольшого анте, моя рука больше не стоила того, чтобы на ней уравниваться.
Такой же ход рассуждений можно применить и при решении, стоит ли уравнивать подъём (то есть двойную ставку). За очень редкими исключениями, для того, чтобы уравнять подъём, вам нужна лучшая рука, чем если бы вы поднимались сами. Простую логику этого принципа можно уяснить на примере из дро-покера (с обменом). Предположим, что, садясь за стол, вы решили, что будете поднимать ставку, имея в руке две пары с тузами старшими или лучше. Вы раскрываете карты и видите, что у вас три 2-ки. Вы готовы подняться, но совершенно внезапно игрок справа от вас, который тоже готов подниматься на двух парах с тузами старшими или лучше, поднимает ставку. После такого хода вы вместо подъёма не можете даже уравняться. Надо сдаваться, поскольку слишком велики шансы, что поднимающий бьёт вашу карту.
Такой принцип применим к любой игре. Если на вашей руке есть минимальные или небольшие шансы подъёма, но игрок справа, у которого такие же установки, как у вас, поднимает ставку перед вами, Значит, его рука, возможно, лучше вашей, и правильно будет сброситься.
РЕЗЮМЕ
Правильное чтение рук - мощное оружие покера, поскольку оно позволяет вам гораздо чаще верно играть, в соответствии с Фундаментальной Теоремой Покера. Чем лучше вы читаете руки противников, тем меньше вероятность того, что вы будете разыгрывать свою руку отлично от того, как бы вы играли, если бы на самом деле видели их карты. Слабых игроков труднее раскусить, так как в их игре практически нет системы. С хорошими проще, поскольку в их игре есть логика. Однако прочитать очень крутых ещё сложнее, потому как они виртуозно маскируют свои карты.
Один из способов чтения рук заключается в присваивании оппонентам различных комбинаций и последовательного их вычеркивания на основе их игры и карт, которые к ним приходят в различных кругах, причем надо проследить последовательность получения этих карт. Второй, комплементарный способ - это отслеживание назад, то есть, вы соотносите последние ходы противника с тем, как он ходил в начале партии.
Можно также читать руки с использованием математики, сравнивая возможные комбинации на основе Теоремы Байеса. Если вы знаете, что противник делает ставки только на определенных руках, вы пишите пропорцию на основе вероятностей получения оппонентом каждой из этих комбинаций. Проще говоря, надо разделить его возможные комбинации на те, которые вы можете побить, и которые нет. Пропорция скажет вам, какую из рук он скорее всего имеет.
И наконец, при чтении рук надо учитывать число игроков в банке. Если есть уравнявший перед вами, он и ставивший первым не могут блефовать одновременно, поэтому вы должны играть исходя из предположения, что вы сражаетесь по крайней мере с одной нормальной комбинацией. Если перед вами есть игрок, который поднимает с такими же установками, как у вас, ваша рука должна обладать некоторой силой для ответа такому подъёмщику, поскольку вы должны понимать, что ваша минимально подъёмная комбинация бита.
На протяжении всей этой главы прослеживался подтекст, что важным аспектом чтения рук является знание противника. Что приводит нас к следующей главе «Психология покера».
ГЛАВА 23. ПСИХОЛОГИЯ ПОКЕРА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЛОВКИ
Покойный Джон Кроуфорд был одним из величайших игроков всех времен и народов. Его любимыми играми были бридж и нарды, но также он прекрасно играл в джин-рамми (gin rummy - пьяница). Они регулярно сражались в эту игру вдвоем с легендарным Освальдом Якоби. Класс игры у них был примерно одинаков, но, несомненно, Кроуфорд был выше по психологии. Он постоянно поддевал Якоби, дразнил его, смеялся над его ходами. Иногда он этим настолько доводил Якоби, что тот с трудом различал карты на столе.
В том же стиле Лос-анджелесский профессиональный игрок в нарды Габи Хоровиц хорошо известен своей неумолкающей болтовней во время игры, иногда его пренебрежительные ремарки начисто выводили игроков из состояния душевного равновесия. Профессионал по семикарточному стад-покеру Дэнни Робинсон также снискал себе неблаговидную репутацию за свое непрекращающееся словоизвержение, отвлекающее и дезориентирующее партнёров.
Это всё относится к психологическим уловкам, и им нет числа. Некоторые одобряют их. Другие нет. Хотя они занимают определенное место в покере, это не то, что мы имеем в виду под психологией данной игры. Это лишь средства психологической атаки, применимые ко всем играм, точнее говоря, ко всем видам состязаний. Чемпион по шахматам Бобби Фишер использовал эти средства в своем знаменитом матче против советского гроссмейстера Бориса Спасского. Тренеры типа Эрла Вивера и Билли Мартина используют их на бейсбольном поле. А покойный советский премьер Никита Хрущев прославился использованием таких средств в дипломатии, проводя с помощью них тактику холодной войны.