Договор поставки, порядок установления договорных связей, коммерческие риски и пути их снижения.
Договор поставки - один из видов договора купли-продажи, регулирующий отношения между покупателем и продавцом, отражающий вид, объем, качественные характеристики поставляемого товара, цены, сроки поставки, вид используемого транспорта и т.д. В отличие от договора купли-продажи, договор поставки заключается между двумя субьектами предпринимательской деятельности с целью поставки товара для использования его в своей деятельности или в иных целях. В области строительства договоры поставки заключаются на поставку материалов, оборудования и т.д.
Наиболее оптимален договор поставки, для регулирования взаимоотношений между:
Производителями товаров и поставщиками сырья, материалов либо комплектующих изделий;
Изготовителями товаров и оптовыми организациями, специализирующимися на реализации товаров.
Указанные отношения должны отличаться стабильностью и иметь долгосрочный характер. Поэтому в правовом регулировании поставочных отношений преобладающее значение имеют не разовые сделки по передаче партии товаров, а долгосрочные договорные связи.
Договор поставки имеет такую же экономическую сущность как и договор купли-продажи. Гражданский кодекс определил договор поставки как разновидность договора купли - продажи, и отсюда просматривается единство экономического содержания и юридических признаков этих договоров:
Обеспечение перехода права собственности (иного вещного права ) на имущество;
Заключение происходит в результате свободного волеизъявления сторон, которые выступают как свободные товаровладельцы;
Возмездный характер, где встречным предоставлением являются деньги.
Сторонами по договору поставки являются поставщик и покупатель. Поставщиком может быть лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, т.е. либо юридическое лицо, либо предприниматель без образования юридического лица.
Виды договоров поставки:
рамочный договор поставки
договор поставки товара
договор поставки оборудования
договор поставки продукции
договор поставки материалов
договор поставки для государственных нужд
договор поставки газа
договор поставки услуг
международный договор поставки
договор поставки нефтепродуктов
договор поставки электроэнергии
договор поставки продуктов питания
договор поставки мебели
договор поставки строительных материалов
договор поставки пластиковых окон
Договоры поставки делятся на разовые и регулярные, поставка по которым осуществляется партиями, т.е. предполагается определенный график поставок. При заключении договора поставки определенными партиями сторонам необходимо прописать следующие условия: график поставок - в календарном порядке расписываются этапы поставки всего товара (товаров), поставляемого по договору поставки;
порядок оплаты - либо производится постепенная оплата поставленной партии, при этом не перечисляются суммы за непоставленные товары, либо производится оплата всех партий поставленного товара, начиная с даты последней поставки; также может быть предусмотрена предварительная оплата, оплата в рассрочку или продажа товара в кредит;
меры ответственности за нарушение продавцом своих обязательств по поставке товара и меры ответственности покупателя за несвоевременную оплату поставленного товара.
В договоре поставки могут быть предусмотрены гарантии исполнения договора, такие как задаток, поручительство, банковская гарантия, однако включение в текст договора пункта о гарантии не является обязательным.
За нарушение обязанностей по договорам поставки с виновной стороны взыскивается неустойка, штраф, пеня в размерах, предусмотренных договором, а также понесенные в связи с этим убытки. Помимо взаимной материальной ответственности, предусмотренной условиями договора, стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством РФ.
Структура договорных связей. Под структурой договорных связей понимается определение субъектов, между которыми заключается договор. Здесь требуется учитывать, являются ли стороны изготовителем или потребителем товара. Потребителем, согласно п. 8 Положения о поставках товаров народного потребления, признается лицо, приобретающее товар для промышленного потребления, эксплуатации, а также для розничной продажи населению.
Принято различать простую и сложную структуру договорных связей. Простая связь возникает, когда договор заключается непосредственно между изготовителем товара и его потребителем. Такие договоры называют также прямыми. Сложная структура предполагает наличие между производителем и потребителем каких-либо посреднических звеньев, например оптовых торговых предприятий, организаций материально-технического снабжения. Здесь отношения организуются путем установления "цепочки" договорных связей: изготовитель-поставщик заключает договор с покупателем-
посредником, который в свою очередь уже в качестве поставщика оформляет договор поставки с покупателем-потребителем. Число посреднических звеньев и соответственно состав договорной цепочки могут быть различными.
Выбор той или иной структуры договорных связей имеет существенное значение для удовлетворения интересов контрагентов. Ее определение должно основываться на учете хозяйственной целесообразности и экономической выгоды.
Для поставщиков, как правило, представляет интерес заключение договоров с посредническими организациями, поскольку они принимают на себя обязанности по дальнейшему сбыту продукции, доведению ее до потребителей.
Для потребителей в большинстве случаев более предпочтительно установление непосредственных связей с изготовителями. Прямые контакты позволяют закрепить в договоре индивидуальные требования к качеству товара, его упаковке и расфасовке, порядку доставки и т.п.
Заключение договора с посреднической организацией представляет интерес, когда последняя принимает на себя оказание потребителю дополнительных услуг. Таковы обязанности по комплектованию товара, составлению ассортиментных наборов, осуществлению предпроизвод-ственной подготовки изделий для дальнейшего их использования. Посреднические организации нередко занимаются накоплением и последующим отпуском товара потребителям в незначительных количествах по мере необходимости.
Законодательство предоставляет потребителю приоритет в выборе структуры договорных связей. Если потребитель желает, чтобы товар поставлялся ему не посреднической организацией, а непосредственно изготовителем, то такое требование подлежит удовлетворению.
Коммерческий риск - нереализация закупленных товаров, невыполнение изменения цен, потери товара, превышение издержек обращения.
отери от риска: материальные, трудовые, финансовые, специальные виды потерь.
Коммерческие риски порождаются рядом причин:
снижение объемов реализации из-за падения спроса,
повышение закупочной цены,
утрата товара,
повышение издержек, включаемых в стоимость товара,
снижение стоимости или обесценивание товара в связи с условиями транспортировки или хранения.
Страхование риска – передача ответственности за определенные риски страховой компании.
Основные способы уменьшения риска: -привлечение к разработке проекта компетентных партнеров, компаньонов и консультантов. -распределение риска между участниками проекта и его соисполнителей. - резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.
Диверсификация - одновременное развитие наряду с основной издательской деятельностью других направлений деятельности, не связанных с ней.
Риски существуют объективно (невозможно учесть все факторы - это закон конъюнктуры).
Степень риска зависит от суммы вложенных средств.