Построение сезонной волны реализации продукции
На основании полученных в табл. 4.7 данных об индексах сезонности построен график сезонной волны (рис.4.3), который наглядно демонстрирует наличие сезонной компоненты в реализации продукции
Рис.4.3. Сезонная волна динамики объемов реализации за пятилетний период
Вывод. В динамике объемов реализации продукции явно прослеживается наличие сезонной компоненты. Наибольшим средним значением объемов реализации продукции за пять лет характеризуется месяц июль – 3372.6 тыс. тонн (ISиюль =161.4%), а наименьшее среднее значение приходится на февраль – 1369.2 тыс. тонн ( Isфевраль= 65.5%).
3. Расчет прогнозных оценок помесячной реализации продукции на 6-ой год при необходимости увеличить годовую реализацию продукции до 36 000+ 3N тонн ( N=204).
3.1. Из формулы индекса сезонности ISi= *100% следует формула прогнозной оценки на i-ый месяц:
𝑦̅𝑖=
𝑦̅ - прогнозируемая среднемесячная реализация.
3.2. Расчет y :
= 36612 / 12 = 3 051 тыс. тонн
3.3. Расчет помесячных прогнозных оценок 𝑦̅𝑖= путем подстановки значения =3051 и помесячных индексов 𝐼𝑠𝑖, рассчитанных в последнем столбце табл.4.7.
Таблица 4.8
Месяцы | Индекс сезонности % ISi | Прогнозные оценки помесячной реализации продукции на 6-ой год, тыс. тонн 𝑦̅𝑖 |
Январь | 75.4 | 2300.5 |
Февраль | 65.5 | 1998.4 |
Март | 79.1 | 2413.3 |
Апрель | 102.6 | 3130.3 |
Май | 120.2 | 3667.3 |
Июнь | 135.6 | 4137.2 |
Июль | 161.4 | 4924.3 |
Август | 125.2 | 3819.9 |
Сентябрь | 104.5 | 3188.3 |
Октябрь | 87.9 | 2681.8 |
Ноябрь | 71.7 | 2187.6 |
Декабрь | 70.8 | 2160.1 |
Итого | - |
Задача 5.1
Имеются данные о продаже условного товара "А" в магазинах города в третьем и четвертом кварталах (табл.5.1).
Таблица 5.1
Исходные данные
Форма торговли | Объем продаж, тыс.кг | Цена за 1 кг | ||
III квартал | IV квартал | III квартал | IV квартал | |
Сетевая | 85.6 | 66.2 | ||
Несетевая | 45.8 | 26.4 |
Определите:
1. По каждой форме торговли относительные изменения (индивидуальные индексы): - цен, - физического объема продажи (в натуральном выражении). 2. В целом по двум формам торговли относительные изменения (общие индексы): - цен (в форме Пааше), - физического объема продажи (в форме Ласпейреса), - товарооборота (в стоимостном выражении). Покажите взаимосвязь между этими индексами .
3. Абсолютное изменение товарооборота - общее и в результате влияния отдельных факторов (изменения цен и изменения физического объема продаж).
4. Индексы средней цены товара "А" переменного и постоянного состава, индекс влияния структурных сдвигов в объеме продаж. Покажите взаимосвязь индексов переменного, постоянного состава и структурных сдвигов.
5. Изменение средней цены товара "А" в абсолютном выражении и влияние на это изменение двух факторов: а) изменение цен, б) изменение структуры объемов продажи. Результаты промежуточных расчетов представьте в табличной форме. Сделайте выводы
1.Расчет индивидуальных индексов
1.1 Для определения относительного изменения цены товара (p) по каждой форме торговли необходимо рассчитать индивидуальные индексы цен (ip) по формуле
i p=
p0 и p1 – цена товара в базисном и отчетном периодах.
Расчет индивидуальных индексов цен по формуле:
- сетевая торговля: 𝑖𝑝 = 66.2/ 85.6 = 0.77, или 77.3%
- несетевая торговля: 𝑖𝑝 = 26.4/45.8 = 0.57, или 57.6%
Вывод. В сетевой торговле цена на товар «А» снизилась в IV кв. по сравнению с III кв. на -22.7% (77.3-100), что в абсолютном выражении составляет 30 руб.(70- 40), в несетевой - на 76% или на 20 руб.
1.2. Для определения относительного изменения объема продажи товара (q) необходимо рассчитать индивидуальные индексы физического объема (iq) по формуле
𝑖𝑞 = 𝑞1/ 𝑞0
q0 и q1 – количество (физический объем) товара, реализованного в базисном и отчетном периодах.
Расчет индивидуальных индексов физического объема по формуле:
- сетевая торговля: 𝑖𝑞 = 5000/ 4000 = 1,25, или125,0%
несетевая торговля: 𝑖𝑞 = 6000 /5000 = 1,20, или 120,0%
Вывод. В сетевой торговле объем продажи товара «А» вырос в IV кв. по сравнению с III кв. на 25% (125-100), что в абсолютном выражении составляет 1 тыс.кг, в несетевой - на 20% или на 1 тыс.кг.