Взаимодействие с другими подразделениями
Результат работы менеджера по продажам связан с работой практически всех подразделений компании. В определенный момент вы точно почувствуете, что основное препятствие росту объемов продаж — это ваша собственная компания. Производство не успевает вовремя изготовить необходимый заказ, отдел доставки не успевает вовремя привезти его клиенту, через неделю вы узнаете, что неправильно выставили счет, а клиент все это время не мог до вас дозвониться, так как в связи с проводимой отделом маркетинга выставкой все телефонные линии были заняты. Иногда после таких случаев просто опускаются руки. Сложно ответить что-то менеджеру, когда заказ, который он выстрадал, срывается из-за очевидных ляпов других подразделений.
В большинстве компаний отдел продаж является либо элитным подразделением (когда за все успехи в продажах хвалят больше всего их, а в срывах виноваты другие), либо наоборот (когда продавцы «в ответе за все»). А ведь на самом деле отдел продаж является просто одним из подразделений, которое вносит свой вклад в общий успех и разделяет с другими ответственность за неудачи. Значит, нам необходимо найти ответы на следующие вопросы.
♦ Как организовать работу с подразделениями маркетинга, серви
са, финансовой службой, производством и т. п.?
♦ Какие основные проблемы могут встречаться в каждом случае,
и как можно подходить к их решению?
Если в компании существуют значимые проблемы во взаимодействии подразделений, то правильнее всего подходить к их решению комплексно и «сверху», но это тема для другой книги. В данной главе мы рассмотрим с позиции отдела продаж, каким образом можно подходить к решению проблем взаимодействия с другими подразделениями и какую пользу обеим сторонам такое сотрудничество может принести.
Глава 10. Взаимодействие с другими подразделениями________________________ Ijjjj
Какую роль должен играть отдел продаж в компании?
Ответ на данный вопрос будет разным для разных компаний. Как правило, ведущую роль играет подразделение, которое вносит больший вклад в общий успех бизнеса (если все правильно организовано) или руководитель которого имеет большее влияние на генеральное руководство или собственников компании (если все организовано иначе).
Все остальные подразделения «выстраиваются» за ведущим в соответствии со своей ролью в организации его работы. Обычно такой порядок определяется либо спецификой бизнеса (вряд ли в Газпроме отдел продаж играет существенную роль), либо особенностями возникновения компании, а точнее, порядком, заложенным учредителями. Как правило, порядок меняется только вследствие результатов работы внешней консалтинговой фирмы либо реорганизации, связанной с неудовлетворительными результатами работы компании.
Таким образом, и роль отдела продаж определена еще при создании компании, и существенно изменить ее вряд ли удастся. Но что действительно стоит сделать, так это точно определить, за решение каких задач отвечает данное подразделение и соответственно какие задачи должны решаться в рамках других подразделений.
С какими подразделениями взаимодействует отдел продаж?
Все опять же зависит от организационной структуры. В одних компаниях отдел продаж является отдельной единицей, в других — входит в отдел маркетинга или коммерческий отдел, а некоторые компании просто целиком представляют собой отдел продаж.
В связи с этим мы будем рассматривать организационную структуру с отдельными подразделениями, когда в компании все отделы существуют обособленно. В таком случае можно сказать, что отдел продаж будет взаимодействовать со всеми подразделениями, которые обеспечивают выполнение подписанных контрактов на продажу — отделами закупок, производства, логистики, сервиса. И конечно, отдел продаж взаимодействует с отделом маркетинга. Поскольку в большинстве компаний данные подразделения всегда находятся в напряженных отношениях, то начнем мы именно с этого.
Информация к размышлению
Плохое взаимодействие с другими подразделениями ухудшает показатели продаж в долгосрочном плане. Очевидно, что при плохом взаи-
156_______________________________________________ Управление продажами
модействии снижается производительность менеджеров по продажам. Вместо того чтобы заниматься работой с клиентами, менеджер по продажам вынужден искать методы воздействия на сотрудников других подразделений, чтобы они хорошо «отработали» его клиента. Но это текущие проблемы, и можно надеяться на то, что если они перестанут возникать, то менеджер вернется к исполнению основных обязанностей.
Но, к сожалению, последнее утверждение верно, когда подобные проблемы не носят глобального характера и конфликт продолжается сравнительно небольшой период времени. Если же это «вечная» проблема вашей компании, посмотрите внимательно на сотрудников отдела продаж. В чем они видят основную цель своей работы? В продаже товара клиенту или в помощи другим подразделениям в своевременной поставке вашей продукции?
Нередко наблюдается такая ситуация. После получения согласия от клиента менеджер начинает разрабатывать стратегию работы с коллегами, чтобы продажа все-таки завершилась. Какие там новые контакты, клиенты — у менеджера сейчас есть реальная продажа, и ему важно хотя бы ее до конца довести. При такой организации работы сложно говорить о повторных продажах и о том, чтобы менеджеры повышали объем продаж — менеджеру не до проблем клиента, ему бы свои решить, чтобы получить зарплату в конце месяца.
В результате сотрудники отдела продаж становятся хорошими администраторами, но при этом теряют существенную часть «профессиональных» навыков. Любой новый пришедший в компанию менеджер по продажам тоже со временем станет таким профессиональным администратором.
Зачем вам нужен отдел маркетинга?
Один из первых читателей этой книги — профессиональный продавец — предложил изменить название данного параграфа на «Зачем вам нужен отдел мРАкетинга?». Невинная опечатка, по его мнению, выразила бы суть работы отдела маркетинга намного лучше, чем любая «умная книжка». Действительно, со стороны маркетинговая деятельность может казаться тайной, покрытой мраком.
Римейк старого анекдота
Семинар по маркетингу в бизнес-школе. Преподаватель обращается к группе:
—Вы знаете, что такое ондатра?
—Это безобидное животное, которое люди разводят для получения
ценного меха.
Глава 10. Взаимодействие с другими подразделениями_______________________ 1_57
—А крыса?
—Это животное-паразит с жесткой редкой шерстью и противным
лысым хвостом, которое часто является разносчиком инфекций.
—На самом деле ондатра — тоже крыса. А все остальное вы знаете
благодаря работе отделов маркетинга компаний, которые разводят он
датр или выводят крыс.
Несмотря ни на что, маркетинг играет очень важную роль в компании, хотя его сотрудники не производят продукции, не оказывают услуг и не приносят деньги в компанию, а только их тратят. У отдела маркетинга две основные задачи:
♦ исследование рынка— узнать, какие продукты нужны рынку,
что производят или продают конкуренты, и сформировать заказ
для производства произвести или для отдела закупок закупить
соответствующие продукты;
♦ продвижение— рассказать покупателям, что именно в вашей
компании есть те самые продукты, которые они ищут, и сделать
так, чтобы они обратились в отдел продаж, или дать отделу про
даж координаты тех клиентов, которые могут быть заинтересова
ны в ваших продуктах.
Схематически роль отдела маркетинга в процессе работы с клиентами изображена на рис. 19.
С точки зрения отдела продаж отдел маркетинга выступает прежде всего как поставщик клиентов (это заметно), но он также с помощью рекламы и различных акций по продвижению готовит клиентов к знакомству с отделом продаж (а это увидеть уже сложнее). Более того, делая известной вашу компанию, маркетинг помогает вам проще «проходить через секретарей», начинать разговор с клиентами, рассказывать о качестве продукции и т. п.
Но все равно у отдела продаж иногда остается ощущение того, что по большому счету маркетинг в основном занимается составлением отчетов для руководства о том, сколько чего продано и куда они еще планируют продвигать ваши продукты. Причем делать они это, естественно, собираются вашими руками, особо вас об этом не спрашивая. Чтобы не оставалось в душе осадка, давайте в ответ разберемся, какую пользу отдел продаж может получить от отдела маркетинга.
Отдел маркетинга в большинстве компаний так же отвечает за достижение плановых показателей по продажам, как и отдел продаж. С точки зрения высокой теории такой подход в корне неверен, ведь если у работы более одного ответственного, то, значит, за нее факти-
Управление продажами
Чего хотят клиенты?
Маркетинг (исследования)
Какие продукты нужны?
Рынок
Производство Закупки
Готовые продукты
Заинтересованные клиенты
Реклама, промоакции
Маркетинг (продвижение)
Отдел продаж
Продажи Заказы
Рис.19. Роль отдела маркетинга в работе с клиентами
чески никто не отвечает. Более правильно было бы оценивать деятельность отдела маркетинга по качеству проведенных исследований и количеству привлеченных в отдел продаж клиентов, хотя на практике получить объективные оценки таких факторов очень сложно. Поэтому маркетинг оценивают по результату работы компании в целом — по объему продаж.
Что касается менеджеров по продажам, отдел маркетинга может значительно облегчить их текущую работу. В частности, он может:
♦ изготовить рекламно-информационные материалы, которые бу
дут использоваться в процессе работы с клиентами;
♦ оформить места продажи— переговорные комнаты и демонст
рационные залы, магазины, выставочные павильоны;
♦ вести информационную работу с клиентами, которые уже что-
то купили, но пока не готовы купить что-нибудь еще;
♦ проанализировать данные опродажах и дать рекомендации по
работе с клиентами.
Глава 10. Взаимодействие с другими подразделениями____________ 1jj9
РИМ — рекламно-информационные материалы
РИМ служат для облегчения работы отдела продаж, и чем лучше вы объясните, какие материалы вам нужны, тем приятнее вам будет в нужный момент достать из своего кейса красивый буклет, в котором есть ответ на только что заданный клиентом вопрос. И тем приятнее будет клиенту показывать своему начальнику материал о вашей продукции, чем лучше, профессиональнее и нагляднее будет этот материал оформлен.
Информация к размышлению
Необходимые РИМ:
• прайс-лист;
• листовка о вашей компании (краткое описание вашей компании);
• листовки о вашей продукции (краткое описание вашей продукции);
• буклет о компании и ее продукции (иллюстрированное описание
вашей компании и ее продукции);
• сравнения с продуктами конкурентов;
• статьи о вашей продукции и ее использовании (истории успеха, пуб
ликации в СМИ);
• отзывы и рекомендации потребителей;
• нанка (куда вы все сложите);
• сувенир (календарик, ручка, брелок, стакер, коврик для мышки и т. п.).
Если у вас нет РИМ, не стоит стараться заказать все возможные материалы сразу. Сначала сформируйте максимально полный список (при этом не забудьте посмотреть, какие РИМ есть у конкурентов), затем разбейте их на группы: «Нужны срочно», «Тоже нужны», «Не помешают», — посчитайте, сколько вам их нужно из расчета на квартал или полгода, и передайте этот заказ в отдел маркетинга.
Разбивка материалов на группы поможет отделу маркетинга определить приоритеты изготовления материалов, а указание необходимого количества даст возможность определить стоимость и заложить эти средства в бюджет.
Вы добьетесь максимального эффекта, если для каждого материала укажете, зачем он вам нужен и какого результата вы ждете от его использования. Одну и ту же информацию можно изложить совершенно разными способами, чтобы у клиента сложилось то или иное впечатление. И только вы можете сказать, какой результат (впечатление) вам нужен. Например, вам нужна такая листовка о компании, чтобы прочитавший ее клиент запомнил, что у вашей компании наиболее качественное сервисное обслуживание; или описание вашего продукта должно подчеркивать, что он создан с учетом самых современных эко-
160_______________________________________________ Управление продажами
логических стандартов. А уж задача отдела маркетинга — превратить ваши пожелания в реальность.
Оформление места продажи
Вы не всегда можете объяснить даже сами себе, зачем вы пошли за пакетом молока в супермаркет, когда рядом с домом есть молочная палатка, и зачем вы заодно купили торт-полуфабрикат, симпатичную пепельницу и шоколадку для своего ребенка, которого, как вы потом вспомнили, вчера отправили на лето к бабушке на дачу. Ответ очень прост — вам захотелось это купить именно в той ситуации, когда вы увидели этот товар. Вот вы и купили.
Думаю, вы не будете против, если клиенты, приходя к вам в офис, будут вести себя точно так же, как вы в только что описанной ситуации. Поручите отделу маркетинга создать такую атмосферу, чтобы клиент приходил к вам уже с вопросом: «И сколько же эта классная продукция стоит?»
При этом не надо стараться дать отделу маркетинга советы или рекомендации по оформлению, а если вы хотите помочь, то лучше сформулируйте с точки зрения продавца требования к месту, где вы будете работать с клиентом.