Права и обязанности сторон договора розничной купли продажи
Отношения между продавцом и покупателем, складывающие в сфере розничной купли-продажи, регламентируются главой 30 ГК РФ, а также Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей". Нормы, установленные в них, прямо указывают на права и обязанности каждой стороны, предмет договора, сроки и способы предоставления товара, приобретенного в розницу, меру ответственности каждой стороны и т.д.
Заключив договор розничной купли-продажи, продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Продавец должен предоставлять покупателю исчерпывающую (необходимую и достоверную) информацию о предлагаемом к продаже товаре, которая включает сведения:
1. о наименовании технического регламента или об ином обозначении товара, свидетельствующем об обязательном подтверждении товара;
2. об основных потребительских свойствах товара;
3. правилах продажи товара;
4. месте изготовления товара;
5. правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара;
6. цене товара, а также полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и условиях приобретения;
7. сроке службы, годности и гарантийном сроке;
8. порядке оплаты и сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора;
9. о своем адресе (местонахождении) и полном фирменном наименовании изготовителя;
10. об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям по безопасности для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, если такие требования установлены законом
Покупатель же вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара. Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи вышеуказанную информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи, а если договор заключен, – в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Также необходимо сообщить покупателю сведения о доставке. Обычно товар, приобретаемый в розницу, продавец передает в месте его оплаты, например, в том же торговом зале. Но ведь тем же договором розничной купли-продажи может быть предусмотрено и условие о доставке из торгового зала (например, если речь идет о покупке крупногабаритного товара – холодильника, стиральной машины и т.п.). Согласно пункту 1 статьи 499 ГК РФ, если договор розничной купли-продажи заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано, – в место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, являющихся покупателями.
В этом случае договор розничной купли-продажи будет считаться исполненным лишь с момента вручения товара покупателю, а при его отсутствии – любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, свидетельствующий о заключении договора или об оформлении доставки товара. Покупателю также следует помнить о том, что цена договора может возрасти на ту сумму, в которую продавец оценит стоимость доставки товара собственными силами покупателю, однако об этом последний должен быть уведомлен в момент покупки, то есть в момент заключения самого договора! В противном случае он может быть признан недействительным, как ущемляющий права потребителя, с отнесением всех издержек на продавца.
И, что особенно важно, продавец обязан в письменной форме довести до сведения потребителя информацию о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества. Такая информация должна содержать адрес (местонахождение), по которому можно вернуть товар, режим работы продавца, максимальный срок, в течение которого можно вернуть товар.
Продавцу следует предупредить потребителя о том, что необходимо сохранить товарный вид, потребительские свойства товара надлежащего качества до его возврата. В таком же виде должны быть и документы, подтверждающие заключение договора, срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.
По общему правилу покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней. Если же продавец нарушит указанную обязанность и не уведомит об этом потребителя, срок, в течение которого покупатель вправе отказаться от товара, продлевается до 3 месяцев с момента передачи товара.
Однако предусмотрен случай, при котором покупатель не имеет права отказаться от товара. Речь идет о таком товаре надлежащего качества, который имеет индивидуально-определенные свойства, если он может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. Это, например, эксклюзивные товары, существующие в единственном экземпляре или изготовленные специально "под клиента".