Тема 14. Понятие складского хозяйства оптовой и розничной торговли, функции складов

Под складом понимают устройство (сооружение), предназначенное для хранения товаров. Помимо хранения на складах выполняется большой комплекс работ, связанных с приемкой, подсортировкой, фасовкой, упаковкой, отпуском и доставкой товаров в розничную торговую сеть.

Торговые склады играют большую роль в создании устойчивых, представительных по ассортименту запасов товаров с учетом сезонного спроса.

Товарные склады являются обязательным условием непрерывности процесса товарного обращения. На них происходит накопление и хранение необходимых товарных запасов. Они расположены на пути движения товаров из сферы производства в сферу потребления и тем самым оказывают существенное влияние на товародвижение.

Правильное размещение складов:

1) сокращает звенность товародвижения;

2) способствует устранению встречных перевозок;

3) позволяет более эффективно использовать транспортные средства;

4)позволяет снижать издержки обращения.

Основные функции складов:

1) накопление необходимых товарных запасов;

2) преобразование товарных потоков;

3) проверка качества товаров;

4) хранение запасов товаров;

5) доработка, фасовка и упаковка товаров;

6) снабжение товарами розничной торговой сети.

В отличие от оптовых баз, являющихся самостоятельными хозрасчетными торговыми предприятиями, склады, как правило, не выполняют функции оптовой купли-продажи товаров, а осуществляют лишь технические и некоторые организационные операции. На отдельные товарные склады могут возлагаться и торговые функции, т.е. функции продажи и покупки товаров. В этом случае склады выступают в качестве торговых баз.

Различают склады розничных и оптовых организаций, их функции существенно отличаются. Первые снабжают сравнительно узкий круг магазинов одной торговой организации, имеют, как правило, небольшие размеры, вторые - обслуживают магазины многих розничных торговых организаций, а также внерыночных потребителей.

Тема 15. Виды складских зданий. Основные группы помещений склада и их взаимосвязь

По виду (типу) зданий или его техническому устройству:

· открытые (асфальтированные, бетонированные плошал к и);

· полузакрытые (навесы);

· закрытые.

Закрытые склады классифицируются по следующим признакам:

По утепленности:

· неутепленные (без чердачных перекрытий (потолка), без утепленного пола и без дверных тамбуров. Толщина стен в одни кирпич. Используют для хранения тары, продовольственных товаров в контейнерах и другой внешней тары);

· утепленные (имеют толстые стены, пол утепленный, есть дверные тамбуры);

· отапливаемые.

По огнестойкости:

· сгораемые;

· несгораемые;

· полусгораемые.

По этажности:

· одноэтажные;

· многоэтажные.

По материалу стен:

· деревянные;

· кирпичные;

· каменные;

· железобетонные;

· смешанной конструкции.

Виды помещений склада

Основные оперативные помещения для хранения, сортировочные цеха, цеха для фасовки товаров, площади для приемки товаров
Вспомогательные площади для хранения тары, карантинные камеры, комнаты для образцов
Административно-бытовые конторские помещения, гардеробы, помещения для отдыха и принятия пищи, душевые
Подсобно-технические вентиляционные камеры, машинное отделение лифтов, котельная, ремонтные мастерские, помещения для сторожевой и пожарной охраны

Внутренняя планировка и расположение складских помещений и площадей должны обеспечивать рациональную организацию технологического процесса внутрискладского товародвижения.

Площади хранения товаров располагаются, как правило, по длине складского здания. Они должны быть непосредственно связаны с площадью для приемки и отпуска товаров.

Помещения для приемки, распаковки, подсортировки, фасовки располагаются в непосредственной близости с местом хранения соответствующих товаров. Экспедиционные помещения (по отпуску товаров) должны непосредственно примыкать к пунктам загрузки транспортных средств.

Административно-бытовые помещения следует размещать отдельно от операционных. Эти помещения могут располагаться в торцевой части складского здания либо в отдельном здании, причем во всех случаях с отдельным входом снаружи, минуя операционные складские площади. Конкретные плани­ровки отдельных складов оптовых баз и их общая технологическая взаимосвязь определяются типовыми и индивидуальными проектами оптовых баз.

Основные требования, предъявляемые к устройству и планировке товарных складов:

1) обеспечить полную сохранность товаров;

2) обеспечить правильную организацию технологического процесса;

3) создать наилучшие условия труда работникам склада;

4) широко применять средства комплексной механизации и автоматизации трудоемких процессов.

Тема 16. Содержание торгово-технологического процесса (ТТП) складов

Вопросы.

1. Содержание ТТП склада.

2. Организация приемки товаров на складе. Особенности приемки товаров, поступивших железнодорожным транспортом.

Вопрос 1. Содержание ТТП склада.

Многообразие видов складов обуславливает различную структуру и последовательность выполнения складских операций. Для каждого склада определяют рациональную схему технологического процесса с учетом принципов, обеспечивающих высокую его эффективность. В основном на складах выполняются 3 группы опрераций, представленных в таблице.

Таблица — Организация ТТП склада.

1.Поступление товаров 1.1.Проверка документов и осмотр транспортного средства. 1.2. Приемка товара по количеству и качеству. 1.3.Перемещение товара в места хранения.
2.Хранение товаров 2.1.Определение мест хранения товара. 2.2.Укладка товара в места хранения. 2.3.Обеспечение надлежащих режимов хранения. 2.4.Контроль товаров в процессе хранения.
3.Отпуск товаров 3.1. Прием заявок от РТС. 3.2.Оформление документов на отпуск товаров. 3.3.Комплектование партий для отгрузки в РТС. 3.4.Доставка товаров в места погрузки, загрузка в транспортные средства.

Факторы, влияющие на складской технологический процесс:

Ø объем поступающих и отгружаемых партий товаров;

Ø физико-химические свойства товаров;

Ø условия и порядок хранения товаров;

Ø состав и внутренняя планировка складских помещений;

Ø технологическое оборудование склада;

Ø размеры товарных запасов и длительность их хранения;

Ø местонахождение складов на пути движения товаров.

Принципы организации складского технологического процесса:

Ø планомерность и ритмичность;

Ø сохранение потребительской стоимости товаров;

Ø максимальное использование складской площади;

Ø эффективное использование оборудования;

Ø рациональная организация товарного потока;

Ø высокая производительность труда;

Ø экономичность и оперативность.

Вопрос 2. Организация приемки товаров на складе. Особенности приемки товаров, поступивших железнодорожным транспортом.

Приемка товаров регламентируется Положением о приемке товаров по количеству и качеству (изучается в теме «Приемка товаров в магазине»).

Приемка товаров, поступивших железнодорожным транспортом регламентируется Уставом железнодорожного транспорта, Положением о приемке товаров по количеству и качеству.

При наличии подъездных железнодорожных путей у склада получателя вагоны, платформы, контейнеры и цистерны доставляют на близлежащую железнодорожную станцию, откуда их подают на рельсовую ветку склада. При отсутствии своей ветки грузы и контейнеры с железнодорожной станции доставляют на склад автомобилями. О поступлении грузов на станцию железной дороги получателю в основном сообщают в день поступления груза, но не позднее 12 часов следующего дня, т.к.. груз хранится на станции железной дороги бесплатно только 24 часа.

До прибытия груза на складе проводят подготовку - определяют места разгрузки, готовят поддоны, механизмы. При разгрузке транспортных средств необходимо строго соблюдать установленные правила выполнения погрузочно-разгрузочных работ, обращая внимание на специальную маркировку грузов и манипуляционные знаки.

Если товары поступили и железнодорожных вагонах, то обязательны следующие операции:

-проверка целостности вагона;

-вскрытие вагона;

-осмотр состояния поступившего груза (состояние тары, упаковки, укладки и т.д.),

-разгрузка вагона с укладкой товаров на поддоны или тележки;

-первичная приемка товаров по количеству (проверка соответствия числа тарных мест сопроводительным документам);

-доставка товаров на участок приемки.

При поступлении товаров в железнодорожных контейнерах выполняют следующие операции:

-проверка целостности пломб и технического состояния контейнера (отсутствие повреждений и поломок);

-перемещение контейнера в зону приемки товаров,

-вскрытие контейнера;

-выгрузка товаров.

Если товары доставлены на склад автомобилем, выполняют операции:

-проверка целостности упаковки;

-первичная приемка товаров по количеству;

-укладка товаров на поддоны или тележки;

-перемещение товаров в зону приемки.

При поступлении груза в неисправном вагоне и контейнере или с нарушенной пломбой обязательно производят сплошную проверку количества и качества товаров и составляют коммерческий акт при недостаче или несоответствии качества товара НТД. Он составляется в 3-х экземплярах, подписывается всеми участниками приемки и начальником станции. Заверяется печатью. Акт является основанием для предъявления претензии перевозчику или поставщику. Акт составляется на специальных бланках до принятия груза от перевозчика. Если вагон имеет течь или груз испорчен вследствие неисправности вагона, то кроме коммерческого акта составляется технический акт.

При приемке груза от перевозчиков предприятие-получатель в соответствии с действующими на транспорте правилами перевозок грузов обязано проверить, обеспечена ли сохранность груза при перевозке, в частности:

-проверить в случаях, предусмотренных в указанных правилах, наличие на транспортных средствах (вагоне, цистерне, барже, трюме, судне, автофургоне и т.п.) или на контейнере пломб отправителя или пункта отправления (станции, пристани, порта), исправность пломб, оттиски на них, состояние вагона, иных транспортных средств или контейнера, наличие обычной и защитной маркировки груза и исправность тары;

-проверить соответствие наименования груза и транспортной маркировки на нем данным, указанным в транспортном документе, и потребовать от перевозчика выдачи груза по количеству мест или весу во всех случаях, когда такая обязанность возложена на них правилами, действующими на транспорте, и другими нормативными актами;

-проверить, были ли соблюдены установленные правила перевозки, обеспечивающие предохранение груза от повреждения и порчи (укладка груза, температурный режим, льдоснабжение и др.), сроки доставки, а также произвести осмотр груза.

В случае выдачи груза без проверки количества мест или веса получатель в порядке, установленном правилами оформления выдачи грузов, обязан потребовать от перевозчика, чтобы на транспортном документе была сделана соответствующая отметка. Во всех случаях, когда при приемке груза от перевозчика устанавливается повреждение или порча груза, несоответствие наименования и веса груза или количества мест данным, указанным в транспортном документе, а также во всех иных случаях, когда это предусмотрено правилами, действующими на транспорте, получатель обязан потребовать от перевозчика составления коммерческого акта.

Наши рекомендации