Роль и место договорных отношений в системе мирохозяйственных связей.

Как было показано во 2 главе, основу современных МЭО составляют мирохозяйственные связи на микроуровне: меж­ду фирмами и компаниями разных стран, отдельными пред­принимателями. Такие связи в условиях рыночной экономики предполагают широкое применение договорной формы, когда субъекты хозяйствования ВЭД несут всю полноту ответственности за выполнение принимаемых обяза­тельств, располагая при этом достаточными правами и ресурсами. Участие в МЭО диктуется прежде всего интере­сами сторон, теми экономическими выгодами, которые они получают в результате внешнеэкономических операций. Еще в 70-е годы в МЭО решающую роль играла внешняя торгов­ля. Это означало, что внешнеэкономическая деятельность Предприятий, фирм, компаний и отдельных предпринимате­лей сводилась преимущественно к коммерческим операци­ям по экспорту и импорту товаров и услуг. Сдвиги, произошедшие в структуре МЭО к настоящему времени, существенно расширили и изменили сферу и направления до­говорных связей между их участниками.

Развитие международного производственного и научно-технического сотрудничества предопределило важную роль договоров между сторонами в этой области: международное кооперирование требует четкого закрепления обязательств сторон, определение на договорной основе системы экономи­ческих мер и санкций, обеспечивающих их исполнение. Но­вые возможности договорной практики связаны с созданием и деятельностью совместных предприятий, ТНК и финансо­во-промышленных групп - наконец, объектом договоров в МЭО становятся информационные, консалтинговые и мар­кетинговые услуги, инжиниринг и т.д.

Вместе с тем, как указывалось, мирохозяйственная сфе­ра, МЭО имеют ряд особенностей, что обуславливает некото­рую специфику договорных отношений на международном уровне. Значительно большую роль, чем внутри страны, на них оказывают международные обычаи, правила и конвен­ции, межгосударственные многостронние и двусторонние соглашения. Следует иметь в виду, что потери партнера в международных хозяйственных связях означают и извест­ные потери для национальной экономики страны. Именно поэтому вопрос о механизме и практике договорных отноше­ний в этой области приобретает особое значение.

2. МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУ­ЛИРОВАНИЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ.

Правовое регулирвоание договорных отношений в сис­теме мирохозяйственных связей осуществляется нормами международного права. Конституция РФ (п.1 ст. 15) предус­матривает, что составной частью правовой системы нашего государства являются международные договоры Российской Федерации. Если международным договором РФ установле­ны иные правила, чем предусмотрены законом, то применя­ются правила международного договора. Применительно к внешнеэкономической деятельности важное значение имеют два вида международных договоров.

К первому виду относятся договоры, устанавливающие режим торговли в отношениях между двумя государствами или группой государств. По содержанию их можно подраз­делить примерно на пять основных типов: торговые догово­ры и соглашения; соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве; экономические соглашения; соглашения о предоставлении финансовой помощи; соглашение о защите инвестиций.

В торговых договорах и соглашениях общего типа сторо­ны предусматривают взаимное предоставление режима наи­большего благоприятствования, который, как правило, распространяется на область взимания таможенных пошлин, всевозможных налогов и сборов при импорте и экспорте, а также на обложение налогами и сборами судов одной сторо­ны в портах другой стороны, на правила и формальности, Касающиеся импорта, экспорта и т.д. Из режима наиболь­шего благоприятствования, как правило, исключаются пре­имущества, которые предоставлены или могут быть предоставлены в будущем одной из договаривающихся сто­рон соседним государствам в целях облегчения пригранич­ной торговли с ними, а также преимущества, вытекающие из таможенного союза, который заключен или может быть заключен в будущем одной из договаривающихся сторон.

Страны - участницы ГАТТ/ВТО применяют друг к другу режим наибольшего благоприятствования, не имея между собой специальных соглашений. В некоторых торговых со­глашениях указывается, что принцип наибольшего благо­приятствования применяется сторонами только в области выдачи импортных лицензий.

Поскольку торговые договоры обычно заключаются на длительные сроки, они создают определенную стабильность в торговых отношениях между странами.

К торговым соглашениям обычно прилагаются списки товаров, являющихся предметом торговли между этими стра­нами. Если импорт какого-либо товара, включенного в спис­ки, не освобожден от количественных ограничений, то по нему указывается согласованный контингент - количество или стоимость; по некоторым позициям предусматривается возможность увеличения контингентов. Иногда в списках приводятся только номенклатура товаров и общая сумма вза­имных поставок без указания отдельных контингентов. В ряде случаев к соглашению прилагаются четыре списка, два из которых содержат номенклатуру товаров с указани­ем отдельных контингентов, а два других - только наимено­вание товаров, причем оговаривается, что перечисленные товары импортируются без количественных ограничений.

В торговые соглашения в ряде случаев включаются ста­тьи, касающиеся определения происхождения поставляемых товаров; кроме того, в них устанавливается право каждой из сторон требовать при импорте соответствующее свидетель­ство.

Как правило, торговые соглашения регулируют пример­но одинаковый круг вопросов. В некоторых соглашениях промышленно развитых стран с развивающимися странами особо оговаривается возможность увеличения кредитов или государственных гарантий этим странам для облегчения им закупок машин и оборудования.

Межправительственные соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве играют важную роль в рас­ширении торговли наукоемкими товарами. Путем обмена письмами стороны особо договариваются об осуществлении отдельных проектов в указанной области. На базе соглаше­ния об экономическом и техническом сотрудничестве могут заключаться специальные соглашения по отдельным вопро­сам. На их основе одна из сторон обычно обязуется постав­лять учебные материалы и оборудование лабораторий для технических и научных институтов, оказывать помощь в строительстве предприятий, включая поставку и монтаж оборудования, в организации технического обучения мест­ного населения и в привлечении для этой цели технических специалистов и преподавателей из своей страны, а также обеспечивать студентам и практикантам соответствующей страны возможность обучения и повышения квалификации в учебных заведениях, на промышленных предприятиях и в государственных учреждениях данной страны.

На обязанности правительства принимающей страны, как правило, лежит предоставление для осуществления предус­мотренных в соглашении проектов земельных участков и зданий, несение расходов, возникающих в связи с поездка­ми в пределах страны экспертов, преподавателей и техни­ческих специалистов, а также в связи с перевозками грузов, вызываемыми осуществлением проектов.

Соглашения об экономическом и техническом сотрудни­честве обычно заключаются на три-пять лет, иногда на один год с оговоркой о возможности продления за месяц до исте­чения срока действия.

Соглашения об экономическом и техническом сотрудни­честве, являясь правовой формой оказания технической по­мощи развивающимся странам, имеют большое экономическое значение. Крупные компании, получая воз­можность участвовать в строительстве предприятий и в уп­равлении ими, стремятся оказывать влияние и на долгосрочные программы экономического развития соответ­ствующих стран. С другой стороны, такие соглашения обес­печивают компаниям возможность расширения сбыта машин, оборудования и других товаров.

Межправительственные экономические соглашения сход­ны с торговыми соглашениями общего типа, с той, однако, разницей, что в них, помимо вопросов товарообмена и услуг, в общей форме предусматривается, что договаривающиеся стороны в рамках действующих в каждой из стран правовых норм обязуются не применять дискриминации также в отно­шении движения капиталов и во взаимных платежах. Срок действия экономических соглашений - один-полтора года.

Межправительственные соглашения о финансовой помо­щи предусматривают согласие правительства одной из сто­рон предоставить другой стороне долгосрочные кредиты (с указанием суммы кредита). В отношении условий креди­тов и порядка их использования оговорено, что эти положе­ния будут согласованы в специальных контрактах.

В условиях постоянного увеличения доли машин и обо­рудования в вывозе промышленно развитых стран и обостре­ния конкурентной борьбы на мировом рынке, роста спроса на продукцию машиностроения со стороны развивающихся стран при одновременном увеличении их внешней задолжен­ности страны - экспортеры этих товаров постепенно совер­шенствуют методы финансирования экспортных поставок с целью повышения конкурентоспособности своих фирм.

Значение соглашений о финансовой помощи как сред­ства торговой политики определяется тем, что подавляющая часть предоставляемых кредитов расходуется странами-заемщиками на закупку товаров из страны-кредитора. То есть эти соглашения являются по существу формой поощрения экспорта страны-кредитора.

Будучи заинтересованными в укреплении своих пози­ций на рынках развивающихся стран, промышленно разви­тые страны все большее внимание уделяют именно двусторонним кредитам в рамках соглашений о финансовой помощи, так как финансирование торговли через междуна­родные кредитные институты, такие, как МБРР и MAP, на­ходится под сильным влиянием США и в значительной степени связано с поставками американских товаров (несмот­ря на то, что по уставу этих организацией выдача заказов в счет кредитов должна осуществляться на международных торгах).

Промышленно развитые страны постоянно осуществля­ют контроль за использованием кредитов по соглашениям о финансовой помощи и анализируют их эффективность. Вслед­ствие обострения конкуренции между странами-кредитора­ми средняя процентная ставка по условиям финансовой помощи значительно снизилась, а средний срок кредитов уве­личился.

Межправительственные соглашения о защите инвести­ций фиксируют обязательства договаривающихся сторон не проводить дискриминации в отношении взаимных капита­ловложений, разрешать свободный перевод капиталов и при­былей и отчуждать капиталовложения другой стороны лишь при условии соответствующего и немедленного возмещения их стоимости. Соглашения о защите инвестиций являются одним из способов страхования капиталов, главным образом от политических рисков.

Международные договоры второго вида содержат граждан­ско-правовые правила, регулирующие имущественные отноше­ния, возникающие из внешнеэкономических контрактов. К международному договору такого вида относится прежде всего Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (далее "Венская конвенция") /1/.

Состоявшаяся в 1980 г. в Вене конференция ООН при­няла Конвенцию по договорам международной купли-прода­жи. С 1 января 1988 г. после ее ратификации 10 странами Венская конвенция вступила в силу. Россия с 1 сентября 1991 г. является участницей Конвенции.

Этот документ осуществляет правовое регулирование одного из наиболее распространенных в современной торгов­ле вида сделок - договора купли- продажи. Главная цель Вен­ской конвенции - унификация правового режима международных сделок купли-продажи. При ее применении в значительной мере стираются различия в правовом регу­лировании сделок купли-продажи в праве стран ее участ­ниц. Это облегчает как заключение, так и исполнение договоров, поскольку содержание прав и обязанностей сто­рон определяется единообразно.

Конвенция носит нормативный характер. В то же время стороны по своему усмотрению могут отступить от ее поло­жений. Конвенция распространяется только на договоры, имеющие международный характер. Определяющим для ус­тановления международного характера сделки является то, что коммерческие предприятия участников сделки находят­ся в разных государствах.

Из сферы действия Конвенции изъяты определенные виды сделок купли-продажи, а именно, потребительская тор­говля, продажа с аукциона в порядке исполнительного про­изводства. Конвенция не распространяется на продажу ценных бумаг, судов водного и воздушного транспорта, элек­троэнергии, на контракты подрядного характера. Конвенция не регулирует ряд важных правовых вопросов, традиционно возникающих при внешнеторговой купле-продаже. Приме­ром могут служить положения о штрафах и неустойках при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств. Такие вопросы регулируются в соответствии с нормами при­менимого национального права.

Кроме того. Конвенция не затрагивает правового регу­лирования сделок по внешнеторговой поставке, на которые распространяются ранее заключенные международные дого­воры.

В международной торговле в виде единого документа заключаются, как правило, крупные и сложные контракты. При постоянных деловых отношениях с конкретным парт­нером практикуется согласование с ним общих условий купли-продажи (соответственно на экспорт или импорт) с тем, чтобы в конкретном предложении ссылаться на них во всем, что не предусмотрено в его тексте. При выработке текста таких общих условий купли-продажи могут быть, в частно­сти, использованы следующие источники.

Во-первых, применяемые некоторыми государствами Общие условия поставок. Содержащиеся в них формулиров­ки апробированы договорной и арбитражной практикой.

Во-вторых, разработанные под руководством Европейс­кой экономической комиссии ООН общие условия и типо­вые контракты для различных видов торговых сделок. Всего их существует более трех десятков. Такие общие условия имеются, например, в отношении: экспортных поставок ма­шинного оборудования, купли-продажи потребительских товаров длительного пользования и других металлоизделий серийного производства, купли-продажи пиломатериалов хвойных пород, международной купли-продажи цитрусовых.

В-третьих, широко применяемые в международной тор­говле типовые контракты, разработанные соответствующи­ми отраслевыми ассоциациями торговцев определенного вида товаров. Такие типовые контракты составлены на каждый отдельный вид товара (зерно, растительные масла, хлопок, натуральный каучук, лесоматериалы, кожсырье, уголь, цвет­ные металлы и др.).

В-четвертых, документы Международной торговой па­латы, носящие рекомендательный характер и обычно при­меняемые при наличии ссылки на них в контракте. В их число прежде всего входят Международные правила толко­вания торговых терминов (Инкотермс).

Возможна и разработка собственных типовых контрак­тов. На такой типовой контракт, известный партнеру, мож­но ссылаться и в коммерческом предложении. При определении условий конкретного контракта, а также при составлении типовых контрактов и общих условий купли-продажи при согласии сторон может применяться документ, принятый в 1994 г. Международным институтом по унифи­кации частного права в Риме, именуемый "Принципы меж­дународных коммерческих контрактов".

Наши рекомендации