Место и роль международной торговли товарами и услугами в современной системе мирохозяйственных связей

Международная торговля товарами и услугами является одним из важнейших и наиболее динамичных факторов глобализации мирового хозяйства и участия в нем национальных экономик. Более того, сегодня ни одна страна не может рассчитывать на успех без активного участия в международной торговле.

Странам выгодно экспортировать. Так, в 1950—1990 гг. производство ВВП в мире возросло в 5 раз (в постоянных ценах), а товарный экспорт — в 11 раз. При расширении обрабатывающей промышленности за этот период в 8 раз ее экспорт увеличили в 20 раз. За последнее десятилетие истекшего века при росте ВВП на ЧЛ мировой экспорт товаров возрос более чем в 2 раза. В результате внешнеторговая квота, т.е. зависимость эконо­мики всех стран от внешней торговли, рассчитанная как отношение стои­мости внешнеторгового оборота к стоимости ВВП в мире, за 1990—-2000 гг. увеличилась с 32 до 40% (табл. 26.1).

Место и роль международной торговли товарами и услугами в современной системе мирохозяйственных связей - student2.ru

Расширение международной торговли товарами стимулирует обмен услугами, на ускоренный рост которого влияют также социально-эконо­мические изменения в странах («постиндустриальное развитие») и научно-технический прогресс в мире. В 2003 г. мировой экспорт услуг составил порядка 1,8 трлн дол. (против 155 млрд дол. в 1975 г.), или почти 20% мировой торговли товарами и услугами. При этом уровень протекционист­ских ограничений в международной торговле услугами повсеместно выше, чем в торговле товарами. Основными участниками этого обмена выступают практически те же страны, что и в торговле товарами, т.е. экономически развитые страны.

Товарная структура мировой торговли отражает сдвиги, происходя­щие в экономике стран-участниц и в процессе глобализации хозяйствен­ной жизни. Ведущее место в мировом экспорте занимает продукция обраба­тывающей промышленности, доля которой в 2000 г. достигла 75% (70% в 1990 г.). Из этого на долю машин, оборудования и средств транспорта при­ходится более 41% (36% десятилетие назад), среди которых наиболее динамичной статьей является офисное и телекоммуникационное обору­дование — более 15% (9%), тогда как торговля продукцией автомобиле­строения стабилизировалась на уровне 9%. Следующей по значению товарной позицией является продукция добывающей промышленности — 13% (14%), в которой главное место занимает топливо. Значение

Место и роль международной торговли товарами и услугами в современной системе мирохозяйственных связей - student2.ru

Место и роль международной торговли товарами и услугами в современной системе мирохозяйственных связей - student2.ru

Сохранение лидерства развитых стран в международной торговле обеспечивается прежде всего благодаря экспорту продукции высоких тех­нологий. На развитые страны приходится почти 3/4 мирового экспорта этой продукции, который по сумме составил в 2000 г. более 1 трлн дол.

Следует отметить различие в характере международной торговли ведущих стран. США имеют многолетний пассив торгового баланса, т.е. превышение импорта товаров над экспортом, достигающего 0,5 млрд дол. и более. Однако платежный баланс этой страны сводится с активом за счет поступлений от экспорта капитала и услуг. В то же время для Германии и Японии характерны активное сальдо торгового баланса.

В последнее десятилетие отмечается усиление позиций в между­народной торговле новых индустриальных стран (НИС) из числа развива­ющихся, главным образом, за счет увеличения в их экспорте обработан­ной продукции, в том числе высоких технологий. Только за последнее десятилетие в экспорте стран Восточной и Юго-Восточной Азии (ВЮВА) доля изделий обрабатывающей промышленности увеличилась с 50% до :/3, при этом высокотехнологичные товары составили более 30% всего экс­порта. Это стало результатом целенаправленной политики развития экс-портоориентированной экономики и широкого участия в международной производственной кооперации.

Вот почему в вывозе таких стран, как Филиппины, Малайзия, Синга­пур, доля продукции высоких технологий сегодня уже достигла 60% в общей стоимости экспорта обработанных товаров. Для Таиланда, Южной Кореи, стран ВЮВА этот показатель превышает 30%, тогда как в среднем по развивающимся странам — 20%.

Многие развивающиеся страны продолжают серьезно зависеть от экс­порта продукции добывающей промышленности (75% вывоза стран Ближ­него Востока) и сельского хозяйства (страны Латинской Америки и Африки).

Однако и среди развитых государств есть примеры высокой зависимо­сти от сырьевого экспорта, что объясняется наличием у них естественных конкурентных преимуществ (60% экспорта Норвегии — нефть и газ, 60% вывоза Новой Зеландии и 73 Исландии — сельскохозяйственные товары).

Из стран переходной экономики наибольшие объемы внешнеторго­вых операций приходятся на страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и Россию, хотя в целом их доля в международной торговле продол­жает оставаться незначительной (в 2003 г. — менее 4%).

Самое скромное положение в системе международной торговли занимают наименее развитые страны, к которым принадлежит 50 госу­дарств мира, на долю которых приходится лишь 0,6%» мирового экспорта. Разрыв в доходах этих стран по сравнению со странами «золотого милли­арда» составляет 1 : 150, а продолжающаяся их маргинализация чревата опасностями для процесса глобализации.

Крупнейшими товарными рынками (производство плюс обмен), определяющими характер мировой торговли, являются рынок машин и транспортного оборудования (с объемом экспортных поставок до 2,5 трлн дол.), рынок минерального топлива (более 400 млрд дол.), а также рынок черных и цветных металлов (около 350 млрд дол.).

Специфика современного мирового рынка машин и оборудования состоит в том, что он сегодня во многом определяет материальное содер­жание процесса глобализации, называемого в современной литературе «глобальным производством» (Global production). В основе этого явления лежат устойчивые связи производственного кооперирования на базе средне-и долгосрочных контрактов в рамках внутриотраслевой специализации. Здесь в полной мерс проявляются преимущества международного разде­ления труда и межстрановых перемещений факторов производства, вклю­чая движение огромных финансовых средств и инвестиций, использова­ние передовых инноваций, информационных технологий, оригинальных предпринимательских решений. Именно в этой сфере, составляющей важ­ный элемент развития всей мировой цивилизации, удерживают свои пози­ции промышленно развитые страны «золотого миллиарда» благодаря пе­рекрестным внутриотраслевым связям, прибыльность которых является постоянной заботой транснациональных корпораций и транснациональ­ных банков.

Эти процессы отразились, в частности, в бурном росте торговли офис­ным и телекоммуникационным оборудованием (в 1990—2000 гг. -- еже­годно в среднем па 12%), составляющем почти 40% зарубежных поставок машинотехнической продукции (в 1990 г. — 25%). Крупнейшими постав­щиками этого оборудования выступают США и Япония, хотя в то же время США является еще более крупным импортером этой продукции.

Главными поставщиками автомобилей на мировом рынке выступают Германия (16% стоимости мирового экспорта в 2000 г.), Япония (15%). США (12%), Канада (11%), Франция (7%) , а среди ра питающихся стран — Мексика (более 5%) и Южная Корея (около 3%). Главным импортером (почти 30%) являются США. В 2000 г. в мире было произведено около 58 млн автомобилей, более 40% которых было экспортировано. Помимо готовых автомобилей, значительная часть продукции этой отрасли экс­портируется и импортируется в виде узлов и компонентов для последу­ющей сборки. Несравненно большую номенклатуру кооперационных поставок насчитывает авиакосмическая промышленность.

Другим крупнейшим товарным рынком в мире является рынок мине­рального топлива, ресурсы которого сосредоточены в основном на Ближ­нем Востоке (более 65% мировых разведанных запасов нефти). Страны региона обеспечивают свыше 50% поставок сырой нефти на мировой ры­нок, регулируя добычу и экспорт нефти с помощью организации ОПЕК. Нефть и нефтепродукты занимают 80% (по стоимости) мирового экспорта энергоресурсов; в то же время за последние два десятилетия усилились позиции природного газа, в основном из-за его большей экологичности. Крупнейшим экспортером природного газа является Россия — 130 млрд м3 в 2000 г. Главными мировыми импортерами нефти и нефтепродуктов вы­ступают США (26%), Западная Европа (24%), страны ЮВА (19%), Япо­ния (более 12%). США, Германия и Япония — основные покупатели при­родного газа — соответственно 20, 15 и 14%.

Постоянное расширение международной торговли продукцией обра­батывающей промышленности объясняется не только потребностями научно-технического прогресса, но и высокой эффективностью этой торговли в плане как быстрой коммерциализации, так положительного влияния на экономику стран- экспортеров.

Топливно-сырьсвой экспорт, как показывает мировой опыт, подвер­жен резким изменениям спроса и цен, трудно предсказуем и зависит от колебаний рыночной конъюнктуры. Примером нестабильности топливно-сырьсвой торговли может служить динамика мировых цен на нефть, которые только за период 80—90-х годов трижды пережили резкое паде­ние: в 1986 г. к уровню 1985 г. более чем на 50%; 1988—1987 — иа 22% и 1998—1997 гг.— па 34%.

Глобальную понижающую тенденцию цен на сырье хорошо иллюст­рирует движение индекса условий торговли, показывающего отношение средних цен экспорта к средним ценам импорта, т.е. покупательную спо­собность 100 единиц экспорта, выраженных в единицах импорта. Если этот показатель для страны или группы стран больше 100, то соотношение цен в их торговле по сравнению с базисным периодом благоприятное; если меньше, то, напротив, неблагоприятное. Для развитых стран этот индекс на протяжении всех 90-х годов да и раньше (база —-1990 г.) был постоянно положительным в пределах 105—106 пунктов, а для развивающихся — в основном поставщиков сырья —колебался в пределах 95—100 пунктов.

В международной торговле услугами, как и товарами, ведущее место опять-таки принадлежит промышленно развитым странам, в первую очередь странам ЕС. Однако в последнее время доля этих стран в торговле услугами несколько снизилась из-за расширения поставок услуг филиалами ТНК в развивающихся странах. На страны Западной Европы сегодня при­ходится более 40% экспорта и импорта услуг, на Северную Америку — более 20%) и примерно столько же на азиатские страны.

Главными поставщиками услуг остаются США и Великобритания (соответственно 16 и 7% мирового экспорта в 2003 г.), а также Франция, Германия (по 6%) . Крупнейшими импортерами выступают США (13%), Германия (10%), Япония (6%). На долю России в 2003 г. пришлось около 0,9% экспорта и 1,5% импорта услуг в мире.

Хотя в классификаторе услуг ООН содержится свыше 500 позиций и субпозиций, а по классификации ВТО — более 160 видов услуг, в между­народной статистике чаще всего выделяется три укрупненных позиции: транспортные услуги, туристические и другие виды услуг, главным обра­зом, так называемые «деловые».

Данные о структуре мирового экспорта услуг приведены в табл. 26.3.

Место и роль международной торговли товарами и услугами в современной системе мирохозяйственных связей - student2.ru

Как следует из таблицы, за последние 30 лет произошли коренные изменения в мировой торговле услугами. Доля транспортных услуг зна­чительно сократилась в результате расширения сферы туристических и особенно прочих (деловых) услуг, отражающих более высокий уровень жизни и роста значения нематериальных видов деятельности.

Сравнительно новые, быстро развивающиеся виды деловых услуг связаны с обслуживанием бизнеса — предприятий, банков, страховых обществ, торговли, а также СМИ. К этим услугам относятся, в частности, профессиональные и управленческие (консультации, бухгалтерия, аудит); информационные и компьютерные, в том числе программное обеспече­ние, база данных; передача технологий и ноу-хау; кадровые услуги; опе­рационные — управление предприятием, контроль качества, ликвидация отходов производства; банковские и страховые; лабораторные, рыночные и прогнозные исследования; реклама, продажа, торговое посредничество; услуги в области телекоммуникаций и аренды; ремонт и техобслуживание оборудования; проектирование и строительство объектов; услуги в осво­ении космоса в гражданских целях.

Глобализация этой важнейшей сферы человеческой деятельности и бизнеса привела к расширению привлечения квалифицированных специа­листов с целью дальнейшего увеличения производительности труда, сокращения издержек, повышения качества, более эффективного использо­вания ресурсов, сокращения времени работ. Все это позволяет предприя­тию повысить конкурентоспособность своей продукции или услуг. Послед­ние через передачу технологий, информации, трансграничное перемещение персонала и путем коммерческого присутствия (создание отделений банков, например) все больше связаны с прямыми иностранными инвестициями.

Активно растущим сектором деловых услуг в последнее десятилетие стала электронная торговля через Интернет. Объем мировой электронной торговли составил в середине 90-х годов 5—10 млрд дол., в начале века — 100—150 млрд дол. и порядка 1,5—2 трлн дол. в 2003 г. Каждые 12—18 месяцев в мире происходит удвоение коммерческих сделок через Интер­нет, а их потенциал оценивается в 30% ВВП развитых стран. Исключи­тельно большие возможности для роста электронной коммерции представ­ляют сектора торговли и финансов. Преимущества этого вида услуг состоят прежде всего в экономии издержек и времени совершения сделок.

Подобно тому, как безгранично развитие внутриотраслевой специа­лизации и кооперирования в материальной сфере, так безграничен по своей природе и рынок услуг. Значение международной торговли услугами выходит за рамки этого сектора и представляет собой динамичную состав­ляющую глобализации мирового хозяйства.

Наши рекомендации