Место и роль валютно-финансовых

ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ ООН В МЕЖДУНАРОД­НЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Универсальность МВФ по сравнению с другими органи­зациями определяется тем, что он сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции /1/.

Регулирующая функция МВФ состоит в том, что он осу­ществляет надзор за политикой стран-членов на предмет ее соответствия обязательствам, которые принимает на себя страна, вступая в Фонд.

В соответствии с Уставом в центре внимания МВФ нахо­дятся вопросы наблюдения за политикой стран-членов в от­ношении валютных курсов. С углублением тенденций к становлению глобальной экономики указанная роль возрос­ла. Это связано также и с тем, что после вступления в МВФ бывших социалистических стран эта организация стала под­линно всемирной.

Контроль за политикой стран-членов осуществляется в рамках регулярных , как правило, ежегодных, двусторон­них консультаций персонала МВФ с официальными пред­ставителями государств-членов. На этих встречах обсуждению подлежат вопросы экономической политики, в том числе фискальной, валютной и кредитно-денежной, а также рас­сматривается состояние платежного баланса, внешнего дол­га страны.

Можно отметить определенное ужесточение контроля МВФ за мировой валютной системой. В конце 1992 г . вошла в силу третья поправка к Статьям соглашения (Уставу МВФ), которая дает Исполнительному совету Фонда право приоста­навливать право голоса и некоторые связанные с этим права стран-членов МВФ, систематически не выполняющих тех или иных обязательств перед Фондом. Впервые это право было использовано МВФ в отношении Судана: с 9 августа 1993 г. право голоса этой страны в Фонде и связанные с этим права были приостановлены. Через год, 2 июня 1994г. подобная процедура была применена в отношении Заира.

Представители Фонда отмечают, что усиление контроля вызвано глубокими изменениями в мировой экономике, в частности вследствие превращения ее в глобальную. Валютно-финансовый кризис, поразивший Мексику в конце 1994г., и осознание того, что масштабы, быстрота и воздействие финансовых кризисов в открытой мировой экономике пре­терпели фундаментальную модификацию, явились стимулом для принятия Фондом мер по усилению надзора /2/.

Усиление надзора осуществляется по трем направлени­ям. Во-первых, разрабатывается стандарт представления стра­нами-членами статистических данных о состоянии экономики, которые должны своевременно сообщаться в МВФ. Во-вторых, Фонд намеревается сделать надзор посто­янным. В дополнение к ежегодным будут проводиться и дру­гие консультации. Более часто вопросы развития экономики в отдельных странах будут обсуждаться на заседании Совета управляющих. В-третьих, главной задачей консультаций и обсуждений должны стать политика государств-членов в от­ношении валютных курсов; состояние баланса движения капитала, а также повышение внимания к странам, чей эко­номический потенциал таков, что его воздействие ощущает­ся за их пределами. МВФ будет усиливать региональный надзор там, где экономическая политика формируется на наднациональном уровне.

Использование страной ресурсов МВФ возможно лишь на определенных, весьма жестких условиях. Во-первых, стра­на должна обратиться в Фонд с вескими доказательствами потребности в его ресурсах для финансирования дефицита платежного баланса. Во-вторых, МВФ должен убедиться, что страна, обратившаяся за помощью, сможет выполнить свои обязательства по погашению задолженности перед Фондом.

МВФ выдвигает условия, выполнение которых призва­но гарантировать, что:

а) проводимая членом Фонда политика в приемлемые сроки приведет к достижению устойчивого платежного ба­ланса и стабильного экономического роста страны;

б) по мере необходимости предпринимаются шаги по структурной перестройке;

в) в решении структурных проблем и оздоровлении пла­тежного баланса финансирование и стабилизационные меры дополняют друг друга /З/.

В последнее десятилетие существенно изменились место и роль в мировой экономике группы Всемирного банка. Пос­ле вступления в члены банка государств Восточной Европы он стал уделять больше внимания государствам этого регио­на.

В 1996 финансовом году (закончился 30 июня 1996г.) суммарные ресурсы, выделенные Всемирным банком разви­вающимся странам, составили 21,4 млрд. дол. Хотя сама по себе эта сумма весьма внушительна, однако в 1995г. только капиталы, вложенные в развивающиеся страны частным сек­тором, составили 170 млрд. дол. /4/.

Возрастающая конкуренция со стороны частного секто­ра и других региональных банков развития привела к замет­ному осложнению условий деятельности МБРР и его филиалов в развивающихся странах. Всемирный банк так­же сталкивается с дополнительными проблемами в связи с ужесточением политики США, которые сокращают объем ре­сурсов, выделяемых Международной ассоциации развития. После отказа Конгресса США предоставить администрации Клинтона средства для погашения американских задолжен­ностей MAP Всемирный банк принял решение увеличить ресурсы, выделяемые им MAP из прибыли банка, до 600 млн. дол.

Деятельность группы Всемирного банка, прежде всего МБРР, в последние годы получала неоднозначную оценку. Хотя отмечается, что МБРР накопил значительный опыт осуществления проектов в развивающихся странах (а имен­но они стали объектом внимания банка в 60-80-х годах), тем не менее, в адрес банка сделан целый ряд критических заме­чаний. Указывается на то, что некоторые программы были недостаточно хорошо подготовлены, а потому не принесли желаемых результатов. Сторонники экологических движе­ний критикуют банк за то, что некоторые проекты, в частно­сти, плотины, сооруженные при поддержке МБРР, наносят ущерб окружающей среде. В промышленно развитых стра­нах недовольны нарастающими бюрократическими тенден­циями в деятельности этой организации, высказывается мнение, что Всемирный банк должен активизировать свои усилия, с тем чтобы в развивающихся странах осуществля­лись более глубокие реформы управления экономикой и ка­чественного улучшения банковской и судебной систем; что банк должен уделять большее внимание созданию там благо­приятного инвестиционного климата. Необходимо искать новые способы привлечения частных капиталовложений.

С приходом в 1995 г. на пост главы банка Дж.Вулфенсона связаны надежды на реформирование структуры банка и придание нового импульса его деятельности, в том числе координации усилий всех организаций, входящих в группу банка (МБРР, MAP, МФК и МИГА).

В целом развал Бреттонвудской валютной системы, со­ставной частью которой являлись МВФ и МБРР, привел к необходимости пересмотра роли и места этих организаций. Целесособразность сохранения указанных финансовых ин­ститутов и в новых условиях разделяется большинством по­литических деятелей и экономистов. Можно ожидать, что в ближайшие годы обе этих организации, и прежде всего МВФ, продолжат линию на более глубокие преобразования своей деятельности с учетом новой мировой экономической среды, сложившейся после фундаментальных изменений в мировом хозяйстве на рубеже 80-90-х годов.

Наши рекомендации