Трудовой коллектив как живой организм
добавил admin в 18 августа, 2009
Комментарии выключены
относится к [ Построение команды торговых представителей ]
Группа людей, объединенных одной или несколькими общими целями, — это трудовой коллектив. Привычность данного слова коллектив сначала не дает нам понять, что он представляет собой в реальности? Коллектив — это сложный субъект о многих головах, имеющий свой собственный организм, а значит, подчиняющийся определенным и четким законам развития и жизнедеятельности.
Если рассматривать трудовой коллектив как своеобразный коллективный организм, то можно выделить два основных закона его существования: закон саморегуляции (гомеостазиса) и закон развития-функционирования. Собственно, эти законы отражают две формы существования любого живого организма: в форме среза (фотографии здесь и теперь) и форме движения, процесса. Следовательно, в обобщенном понимании коллектива как особого живого организма заложено противоречие между стабильностью и изменчивостью, стремлением к покою и движению, устойчивости и гибкости; разумным консерватизмом и необходимыми инновациями; наконец, желанием сохранить наработанное, защититься от риска и стремлением к новому, прогрессивному. Собственно, это основное противоречие задает работающей команде режим постоянных, мерцательных микродвижений: беспокойство (нарушение равновесия) — движение вперед (поиск равновесия) — остановка (нахождение равновесия) — покой (равновесие) — начало движения назад (нарушение равновесия) — беспокойство — и снова движение вперед... И так по спирали развития, каждый раз сохраняя свои достижения и одновременно отрицая имеющиеся результаты.
Драматизм такого существования коллектива как живого организма проявляется не только в том, что развитие всегда связано с частичным или полным отрицанием имеющихся достижений. Но и в том, что срез или фотография организации, а, следовательно, ее жизнь на протяжении короткого отрезка времени, в течение которого, казалось бы, не происходит существенных изменений, тоже не стабильна. И чтобы сохранить свою временную стабильность (равновесие), организация должна иметь стержень, на который она может опираться и нанизывать все свои органы.
Другими словами, всегда находясь в динамике (видимой и невидимой), живой организм нуждается в скелете. Поэтому мы будем говорить о трудовом коллективе как гибкой потенциально неустойчивой, но всегда саморегулирующейся системе с ориентацией на поиск прочной опоры в чем-то или ком-то. Коллектив как саморегулирующаяся система стремится к динамичному равновесию или балансу.
Как же проявляется данная закономерность в жизни реального персонала конкретного банковского учреждения?
Представим себе, что отдел в крупном банке возглавляет руководитель, имеющий уровень компетентности значительно ниже уровня компетентности своих подчиненных. Практически каждый день в условиях рабочих контактов его с подчиненными постоянно возникают вспышки микроконфликтов, непонимания, рассогласования и недоразумений по причине наличия противоречия между его формальным статусом, находящимся выше формального статуса подчиненных, и уровнем компетентности, который ниже уровня компетентности подчиненных. Проще говоря, руководитель будет втайне страдать от своего незнания, и быть вынужденным часто применять административные меры воздействия. А подчиненные будут смотреть на сторону, стремясь как можно быстрее уйти от такого начальника на другое место работы. В коридорах банка, в курительной комнате, столовой и других местах кулуарных разговоров будут активно обсуждаться личные и интеллектуальные качества такого руководителя. В коллективе будет назревать конфликт, повышающий с каждым днем свою социально-психологическую температуру. И бывает достаточно только малой искры, чтобы пламя недовольства ярко вспыхнуло...
Конечно, фактор безработицы, имеющей место сейчас в России, и фактор более высокой зарплаты у работников банков по сравнению с заработками работников других профессиональных сфер в какой-то мере выступают сдерживающими условиями. Но равновесие такого коллектива все равно нарушено, и его уже нельзя назвать здоровым. Это больной коллектив, находящийся на грани развала.
Потеря трудовым коллективом внутренней гибкой стабильности и устойчивости возникает и в случае, если отделом руководит человек в пенсионном возрасте, испытывающий страх перед уходом на пенсию и всеми силами стремящийся подавить активность молодых и перспективных работников.
Автор встречал ситуации в банковских коллективах, когда такая конкурентная война сметала именно молодых и перспективных, оставляя в начальственном кресле старого, больного и практически не способного к эффективному руководству человека только потому, что он вовремя воспользовался нужными связями.
Автору знакомы также коллективы в банках, в которых стареющий руководитель специально организовывал ситуации, при разборе которых темное пятно ложилось на имя его молодого и перспективного заместителя. Существуют, наконец, ситуации, в которых руководитель, находящийся на грани нервного срыва, нарушал нервно-психический баланс в своем коллективе, в котором отмечались не только частые болезни сотрудников, но и повышенная текучесть кадров, несмотря на то, что увольняющиеся люди не имели последующего места работы и, по существу, уходили в никуда.
Все эти ситуации — это аномалии, возникающие в трудовых коллективах как саморегулирующихся системах при потере ими внутреннего равновесия и баланса. При появлении незначительного перевешивающего разрушительного фактора такой коллектив может взорваться в мощном затяжном конфликте, вовлекая в свой разрушительный процесс не только членов команды, но и своего руководителя - катализатора.
Однако возможности к выживанию и оздоровлению, имеющиеся у самого коллектива как саморегулирующейся системы, довольно широки. Коллектив способен к саморегуляции и самовосстановлению за счет выдвижения снизу, из своих рядов, неформального лидера, уравновешивающего нарушенный баланс. Так, в случае некомпетентности вышестоящего руководителя основной груз работы берет на себя нижестоящий руководитель по причине наличия высокой личной ответственности за общее дело. Часто он говорит так: Я знаю, что лавры достанутся не мне, но иначе не могу. Не люблю работать плохо. Хочу себя уважать. За счет самоотверженности и стремления к эффективной работе, которые проявляет неформальный лидер, коллектив находит свое равновесие, и какое-то время успешно работает с руководителем пенсионного возраста, не способным к реальному руководству.
метки: [ гомеостазис, коллектив, супервайзер, торговый представитель ]
Тест лидера
добавил admin в 18 августа, 2009
Комментарии выключены
относится к [ Личностное развитие ]
Предлагаем вам продолжить работу по определению своего стиля управления. Перед вами тест, оценивающий ваши черты характера как лидера.
ТЕСТ «Л»
Вам предлагаются 50 вопросов, к каждому из которых дано два варианта ответов. Выберите один из вариантов и пометьте его.
1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
а) да;
б) нет.
2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
а) да;
б) нет.
3. Бывает ли так, что, находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, вы не высказываете своего мнения даже тогда, когда это необходимо?
а) да;
б) нет.
4. Когда вы были ребенком, правилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей?
а) да;
б) нет.
5. Испытываете ли вы большое удовольствие, когда вам удается убедить кого-либо, кто вам до этого активно возражал?
а) да;
б) нет.
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
а) да;
б) нет.
7. Согласны ли вы с утверждением: Все самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся личностей?
а) да;
б) нет.
8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направлять вашу профессиональную активность?
а) да;
б) нет.
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми?
а) да;
б) нет.
10. Доставляет ли вам удовольствие, когда вы видите, что окружающие побаиваются вас?
а) да;
б) нет.
11. Во всех обстоятельствах (на рабочих совещаниях и в дружеской компании) стараетесь ли вы занять свое место за столом, расположенное таким образом, чтобы оно позволяло вам легко контролировать ситуацию и привлекать к себе внимание?
а) да;
б) нет.
12. Считаете ли вы, что ваша внешность обычно производит внушительное впечатление?
а) да;
б) нет.
13. Считаете ли вы себя мечтателем?
а) да;
б) нет.
14. Легко ли вы теряетесь, если люди, которые вас окружают, не согласны с вашим мнением?
а) да;
б) нет.
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (политических, спортивных, развлекательных и т. п.) мероприятий?
а) да;
б) нет.
16. Если дело, которым вы занимаетесь, не дает намечавшихся результатов:
а) вы будете рады, если ответственность возложат на какого-нибудь другого;
б) сумеете взять па себя ответственность за принятое решение.
17. Какое из двух мнений приближается к вашему собственному?
а) настоящий руководитель должен сам делать работу, даже в мелочах;
б) настоящий руководитель должен уметь управлять.
18. С кем вы предпочитаете работать?
а) с послушными людьми;
б) с квалифицированными сотрудниками, пусть и не послушными.
19. Стараетесь ли вы избегать горячих дискуссий?
а) да;
б) нет.
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
а) да;
б) нет.
21. Умеете ли вы в профессиональной дискуссии повернуть на свою сторону тех, кто раньше с вами был не согласен?
а) да;
б) нет.
22. Представьте такую сцену: во время прогулки с друзьями в лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер. Нужно принять решение:
а) вы считаете, что вопрос должен решить человек, наиболее компетентный в группе, возможно, вы сами;
б) вы просто полагаетесь на решение других.
23. Есть выражение: Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе. Если бы вы делали выбор, то что бы вы предпочли:
а) быть первым в деревне;
б) быть вторым в городе.
24. Считаете ли вы себя человеком, сильно влияющим на других людей?
а) да;
б) нет.
25. Может ли неудачный прошлый опыт заставить вас никогда больше не проявлять личной инициативы?
а) да;
б) нет.
26. С вашей точки зрения, истинный лидер группы тот, кто:
а) самый компетентный;
б) у кого самый сильный характер.
27. Всегда ли вы стараетесь понимать (оценивать) людей?
а) да;
б) нет.
28. Умеете ли вы организовать дисциплину вокруг вас?
а) да;
б) нет.
29. Какой из двух типов руководителей кажется вам более предпочтительным?
а) тот, который все решает сам;
б) тот, кто постоянно советуется.
30. Какой их двух типов руководства, по вашему мнению, является наиболее благоприятным для хорошей работы предприятия?
а) коллегиальный тип;
б) авторитарный тип.
31. Часто ли у вас бывает впечатление, что другие злоупотребляют вашим доверием?
а) да;
б) нет.
32. Какой из двух следующих портретов больше приближается к вашему образу?
а) громкий голос, подвижный, за словом в карман не полезет;
б) негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты, задумчивый взгляд.
33. На рабочем совещании вы один имеете мнение, противоположное мнению других, но вы уверены в своей правоте. Как вы себя поведете?
а) будете молчать;
б) будете отстаивать свою точку зрения.
34. Называют ли вас человеком, который подчиняет и свои, и чужие интересы интересам дела?
а) да;
б) нет.
35. Если на вас возложена большая ответственность за какое-то дело, испытываете ли вы чувство тревоги?
а) да;
б) нет.
36. Что вы предпочли бы в своей профессиональной деятельности?
а) работать под началом хорошего руководителя;
б) работать независимо.
37. Как вы относитесь к такому утверждению: Чтобы семейная жизнь была удачной, нужно, чтобы важные решения принимались одним из супругов?
а) это точно;
б) это неверно.
38. Случалось ли вам покупать что-то, в чем вы не испытывали необходимости, под влиянием мнения других людей?
а) да;
б) нет.
39. Считаете ли вы, что ваши организаторские способности выше средних?
а) да;
б) нет.
40. Как вы обычно ведете себя, встретившись с трудностями?
а) теряетесь;
б) начинаете активно действовать.
41. Часто ли вы делаете резко упрекаете сотрудников, когда они их заслуживают?
а) да;
б) нет.
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система успешно выдерживает напряженность вашей работы и жизни?
а) да;
б) нет.
43. Если вам предстоит произвести реорганизацию вашего учреждения, то, как вы поступите?
а) немедленно введете резкие изменения;
б) предложите медленные, эволюционные изменения.
44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника?
а) да;
б) нет.
45. Согласны ли вы с такой мыслью: Чтобы быть счастливым, надо жить незаметно?
а) да;
б) нет.
46. Считаете ли вы, что каждый из людей, благодаря своим способностям, может сделать что-то выдающееся?
а) да;
б) нет.
47. Кем вам хотелось стать в молодости?
а) известным художником, композитором, поэтом и т. д.;
б) руководителем коллектива.
48. Какую музыку вам приятнее слушать?
а) торжественную, могучую;
б) тихую, лирическую.
49. Испытываете ли вы некоторое волнение при встрече с важными личностями?
а) да;
б) нет.
50. Часто ли вы встречаете человека с более сильной волей, чем у вас?
а) да;
б) нет.
Ключ
Поставьте себе 1 балл за следующие ответы (в противоположном случае оценку не ставьте): 1а, 2а, 36, 4а, 5а, 6б, 7а, 86, 96, 10а, 11а, 12а, 136, 146, 15а, 166, 176, 186, 196, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 256, 26а, 276, 28а, 296, 306, 31а, 32а, 33а, 34а, 356, 366, 37а, 386, 39а, 406, 41а, 42а, 43а, 44а, 456, 46а, 476, 48а, 496, 50б.
Интерпретация
Если вы набрали до 25 баллов, то вы склонны к мягкому стилю управления.
Если вы имеете в сумме более 40 баллов, то наоборот, вы — жесткий, авторитарный руководитель.
От 26 до 35 баллов — средний или смешанный тип руководства.
При сумме от 36 до 40 баллов — у вас ярко выраженный комплекс качеств сильного лидера и значимых для вас ситуациях вы всегда берете их под свой контроль.
Посмотрите, как совмещаются у вас оценки по опроснику УСК и этому тестам? Если вы получили в первом случае оценку как интернал, то во втором тесте вы должны получить сумму баллов от 26 до 40 и выше. Если же вы оценили себя как экстернала, то во втором опроснике вы должны иметь меньше 25 баллов. Вы можете получить результаты, не соотносящиеся друг с другом. Например, в первом тесте вы оценили себя как интернала, а во втором тесте вы имеете меньше 25 баллов.
И, наоборот, в первом случае вы — экстернал, а во втором — жесткий лидер. Скорее всего, на один из вопросников или на оба сразу, вы отвечали не очень открыто или же сами себя не совсем хорошо знаете. Пусть пройдет дней 10 — 12, попробуйте вернуться к данной психодиагностике и сравните полученные результаты.
Если же вы точно определили свой тип (мягкий или жесткий), то, что же делать дальше? Как осуществить свое стремление к высокой эффективности, если переделать себя невозможно, да и не нужно? Для ответа на этот вопрос обратите внимание на запись принцип дополнительности в управлении.
метки: [ авторитарный руководитель, жесткий лидер, лидер, менеджер по персоналу, экстернал ]