Организация как объект управления. Трудовой коллектив: понятие, функции, взаимоотношения.Трудовой коллектив – это относительно устойчивое и внутренне целостное объединение людей для совместной

Трудовой коллектив: понятие, функции, взаимоотношения.Трудовой коллектив – это относительно устойчивое и внутренне целостное объединение людей для совместной трудовой деятельности, характеризующееся отношениями коллективизма и корпоративного сотрудничества в процессе создания и использования материальных и духовных благ, совместного решения производственных задач по выпуску общественно полезной продукции и связанных общностью коренных экономических и социальных интересов, системы ценностей, основных мотивов и правил социального поведения.

Существуют следующие характеристики, определяющие группу людей как коллектив:

o объединение людей во имя достижения определённой, социально одобряемой цели;

o добровольный характер объединения (в коллективе существует система активно построенных его членами отношений на базе общей деятельности);

o целостность коллектива (коллектив как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определённой структурой руководства и управления);

o наличие особой формы взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

Таким образом, трудовой коллектив характеризуется следующими признаками: наличием единой цели, наличием системы авторитета власти, распределением обязанностей между членами коллектива, определенным социально-психологическим климатом.

Наличие единой цели. Каждый работник, входящий в коллектив становится участником отношений общественного производства, цель которого – выпуск общественно необходимой продукции. Совместная производственная деятельность сопровождается постоянным общением в коллективе в процессе работы. При этом проявляются три вида общения: служебное, профессиональное, межличностное.

Наличие системы авторитета власти. Трудовая деятельность людей нуждается в управлении и организационном воздействии. Не случайно известен такой феномен как лидерство.

Распределение обязанностей между членами коллектива. Каждый член трудового коллектива выполняет определенные обязанности, которые обуславливают его служебное и социальное место в коллективе. При этом для каждой должности существуют конкретные служебные обязанности и выполняемые должностные функции.

Определенный социально-психологический климат. В зависимости от личных и личностных качеств (воспитания, жизненного опыта, сознательности и др.) каждый член коллектива по разному относится к труду, своим обязанностям, коллега и руководству. Совокупность этих отношений членов коллектива создает определенный социально-психологический климат (атмосферу), от которого во многом зависит характер отношений в коллективе.

Каждый трудовой коллектив связан своими целями с другими коллективами и с обществом в целом. Выделяются два типа взаимоотношений. Во-первых, взаимоотношения координации, осуществляющиеся путем связей коллективов по горизонтали (первичного коллектива с другим первичным, общего – с общим и т.д.). Во-вторых, взаимоотношения соподчиненности (субординации), строящиеся по вертикали (первичного коллектива с общим, общего – с обществом). Социально-экономическая эффективность каждого коллектива существенно зависит от уровня этих и других отношений.

В нашем обществе трудовой коллектив выполняет две функции: производственно-экономическую и социальную. Сущность производственно-экономической функции выражается в организации трудовой деятельности коллектива, совершенствование процессов производства, подбора и расстановки персонала, разработке и внедрению эффективной системы материального и морального стимулирования. Структура и содержание производственно-экономической функции не остается неизменной. Решающее влияние на нее оказывают следующие факторы: научно-технический прогресс, совершенствование общественных отношений, внедрение прогрессивных принципов организации труда и управления, рост общего и профессионального образования работников, а также повышение их сознательности, организованности, дисциплинированности, социальной активности.

Социальная функция выражается в совершенствовании системы социальных отношений, повышении активности членов коллектива, формирование убежденности и корпоративности.

Кадровая политика в организации для создания высокоорганизованного коллектива. В любой организации существует четкое определение принципов и руководств, касающихся целей, будущего и настоящего поведения организации в целом или его отдельных частей, получившее определение как политика организации. Отсюда вытекает, что кадровая политика, будучи частью политики организации, охватывает основные цели нормы поведения в области управления персоналом организации и кадрового дела. Кадровая политика составляет основу всех мер в сфере управления людьми в организации (рис.13.4).

При определении конкретных мер в области кадровой политики надо иметь в виду, что любой шаг в кадровой сфере, равно как и установление цели, оказывает непосредственное и косвенное влияние на три основных элемента:

1) Организацию – обеспечение ее готовности и способности к результативным действиям, насколько это зависит от трудового коллектива, а также поддержание и повышение производительности труда, и тем самым, рентабельности организации;

2) Работника – увеличения его трудовой отдачи, стажа как стимул сохранения и укрепления привязанности к организации;

3) Общественность – завоевание и сохранение доверия общественности, и тем самым, благосклонного ее расположения к продукции, выпускаемой организацией, а также формированию положительного мнения о предприятии, атмосфере на нем, его социальных услугах и качестве межличностных отношений.

Таким образом, кадровая политика – это цель и итог организаторской работы с персоналом в организации. Каждый руководи­тель должен так организовать рабо­ту, чтобы сделать из персонала организации, а это боль-шая группа, – коллектив.

 
  Организация как объект управления. Трудовой коллектив: понятие, функции, взаимоотношения.Трудовой коллектив – это относительно устойчивое и внутренне целостное объединение людей для совместной - student2.ru


Общая кадровая политика   Политика найма   Политика зарплаты   Политика подготовки, переподготовки и развития   Социальная политика   Политика участия в управлении
Социаль- но-психо-логическая атмосфера на предприятии   Планиро- вание потребности в персонале   Плани- рование вознаг- раждения   Планирова- ние подготовки   Меры, требуемые законом   Система информации
Стиль руководства   Привлече-ние персо- нала   Оценка трудовой отдачи   Виды подготовки   Дополнительные меры   Устав предприятия
    Прием персонала на работу   Система зарплаты   Методы подготовки   Добровольные меры   Коллективный договор
    Адаптация персонала   Система окладов   Содействие молодым        
    Расста-новка персонала     Возможности роста        
    Смена персонала     Организация подготовки        

Рис. 13.4. Структура и содержание кадровой политики.

Основными условиями создания высокоорганизованного коллектива являются:

· Обеспечение стабильного состава коллектива.

· Правильная расстановка, подготовка и комплектование персонала. Каждый член коллектива должен выполнять работу, которая соответствует его способностям и желаниям. Не случайно, прием на работу всегда производится на основании поданного работником заявления.

· Широкое привлечение работников к управлению производством. Развитие и использование их творческой инициативы.

· Сотрудничество и взаимопомощь. При их наличии появляется восприимчивость к новым целям и идеям, различным новациям в области производства и технологий.

· Благоприятный социально-психологический климат, складывающийся на основе общественно-значимых целей деятельности и позитивного отношения к производственной активности.

· Управляемость коллектива, что предполагает психологическую и организационную способность осуществлять необходимые действия со стороны руководства или соглашению между членами коллектива.

· Каждый член коллектива будет иметь высо­кую мотивацию к труду, если:

- понимает и одобряет цели, ради которых трудится;

- помогает ставить цели и планирует собственную работу по ее реализации;

- поставленные цели требуют отдачи сил и помогают развитию;

- контролирует информацию, связанную с выполнением порученной ему задачи;

- проверки и контроль эффективны и минимальны;

- взаимопонимание помогает взаимодействию людей;

- упор делается на использование сильных сторон, на исправление слабостей;

- достижения поощряются.

Наши рекомендации