Трудовой коллектив и его характеристики

Наше общество состоит из органически единой, стройной в социально-политическом, правовом и моральном отношении системы коллективов, связанных между собой отношениями сотрудничества, взаимопомощи и, при определенных условиях, конкуренции.

Общепризнано, что коллектив – это основная социальная ячейка общества
с присущими ему признаками, указывающими на его социальную природу. В этом плане коллектив определяется как разновидность социальной группы, которой свойственны сплоченное единство, совпадение индивидуальных и групповых целей
в процессе совместной деятельности и возникающая на этой основе глубокая об­щность основных социально-психологических характеристик.

Каждый коллектив функционирует в социальной среде, и на его деятельность значительно влияют общие, включающие в себя как материальные, так и духовные идеологические отношения, и конкретные социальные условия, т. е. те, в которых он осуществляет свою жизнедеятельность в сложившейся системе общественного производства. Производственный коллектив, развиваясь, впитывает в себя и специ­фику условий.

Социальная среда производственного коллектива складывается из совокуп­ности вещественных и личностных факторов, которые непосредственно и опосредо­ванно воздействуют на его функционирование. Вещественная среда включает мате­риальные условия и ценности, которые создаются в результате трудовой деятель­ности людей. Важнейшими элементами вещественной среды являются орудия и средства труда. Эти компоненты материальной культуры, с помощью которых осуществляется трудовая деятельность производственного коллектива, сильно влияют на его развитие в целом и на поведение каждого его члена. С другой стороны, большое значение имеет и личностная сторона социальной среды, которая складывается из взаимоот­ношений между членами коллектива в процессе труда, отдыха, творчества и включает духовные ценности, нравственные нормы, оценки, а также самих людей, обладающих определенным опытом и навыками.

Характеризуя личностную среду производственного коллектива, необходимо обращать внимание не только на объективно сложившуюся структуру, но и на субъ­ективные взаимоотношения людей, дружеские отношения, симпатии и антипатии, под­держку, взаимопомощь или на их отсутствие. Данные этические отношения, складывающиеся в том или ином коллективе, также влияют на его деятельность.

Следовательно, вещественные и личностные стороны социальной среды воз­действуют на все функционирование производственного коллектива, на его развитие; в то же время обе эти стороны создаются, существуют и преобразуются благодаря практической деятельности коллективов, каждого его члена.

Таким образом, социальная среда коллектива – это совокупность материальных и духовных факторов, непосредственно и опосредованно воздействующих на кол­лектив, особенности условий его деятельности, формирование его членов.

Социальная среда коллектива является относительно устойчивой. Это озна-
чает, что на протяжении определенного времени окружающие производственный коллек­тив предметы, орудия труда, помещения оказывают на него стабильное воз­действие. В то же время следует подчеркнуть, что социальная среда коллектива
не остается неизменной: в целом она подвижна, причем с течением времени степень ее под­виж­ности возрастает. Это связано прежде всего с общей динамикой всей
нашей жизни.

Трудовые коллективы делятся на производственные, научные, воинские, управ­ленческие и др. Каждый вид трудовой деятельности оказывает существенное влияние на характеристику коллектива. В этом плане определяются различия между производственными коллективами с одной стороны и коллективами, существующими вне сферы непосредственного материального производства (научными, художествен­ными, воинскими, педагогическими, управленческими) – с другой. Эти различия существуют и между названными видами коллективов как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

Практика показывает, что одним из условий эффективности проведения идеологической работы в Республике Беларусь является понимание идеологическим работником специфики определенного коллектива и степени его контактности.

По степени контактности выделяют первичный и общий коллектив.

Все первичные коллективы представляют собой сравнительно небольшие группы непосредственно общающихся и лично знающих друг друга людей, в основе взаимоотношений которых лежит совместная, как правило, постоянная деятельность, общие интересы и единая организованная воля группы в достижении общей цели.
В основе коллективных отношений в первичном производственном коллективе лежат технологические связи.

Постоянный личный контакт в процессе производства, являясь главным признаком первичного коллектива, обусловливает и другие особенности его жизне­деятельности: психологическое общение (подражание, внушение и т. д.), высокую степень осведомленности друг о друге, высокую требовательность, остроту возмож­ных конфликтных ситуаций, прямое воздействие внутренних отношений на пока­затели жизнедеятельности.

При проведении идеологической работы важным направлением является изуче­ние структуры самого первичного коллектива, в частности места и роли в нем малых групп. Малые группы по существу являются структурными образованиями, элемен­тами коллективов. Они выступают носителями тех или иных связей и отношений
в коллективе. Необходимо отметить, что в первичном коллективе может быть две
или несколько малых групп. Их можно классифицировать по следующим основа­ниям: противоречия с руководством, отличия интересов в производственной деятель­ности, рационализация и другие общие интересы вне процесса производства (футбол, музыка, рыбалка, совместное распитие спиртных напитков и др.).

Внутри первичного коллектива малые группы могут существовать длительное время, быть замкнутыми или открытыми для других членов коллектива, активными или пассивными, постоянными или временными, влиятельными или невлиятельными. Иногда малые группы и их неформальные лидеры отрицательно влияют на деятель­ность всего коллектива.

Деятельность малых групп внутри коллектива может оказывать существенное влияние не только на его производственную деятельность, но и на социально-психологический климат.

Основной, или общий, коллектив – это более широкая форма объединения людей. К общим объединениям можно отнести такие коллективы, как:

1) производственный (завод, фабрика, СПК и др.);

2) учебный;

3) научный;

4) воинский;

5) художественный, творческий.

Общий коллектив имеет свои особенности, которые могут быть сведены
к следующим:

· обычно включает в себя несколько первичных коллективов;

· имеет большую значимость, потому что, как правило, является само­сто­ятель­ной единицей;

· огромную роль приобретают в нем традиции коллектива.

Если все члены первичного коллектива знают друг друга и непосредственно связаны на производстве или в общественной жизни, то члены общего коллектива связаны друг с другом опосредованно, т. е. через представителей первичных коллективов.

В общем коллективе возрастает роль организационных и идеологических отношений, а также существенно усиливается значение управления. В нем,
как правило, создаются новые органы (административные и общественные), от­сутству­ющие в первичном коллективе, что говорит о сложной структуре всех составляющих его частей. В функции этих органов входит не только осуществление контроля за деятельностью первичных коллективов, но и содействие тому, чтобы интересы этих коллективов максимально сочетались.

В общем коллективе должны быть продуманы идеологические связи и отноше­ния не только внутри коллектива, но и с государством, обществом в целом. Дости­гается это с помощью конкретизации взаимосвязей идеологических отношений некоторого общего коллектива с идеологией белорусского государства. В наши дни правильно поступают в тех коллективах, в которых внутренние и внешние идеологические отношения пропагандируют и утверждают с использованием современных информа­ционных технологий. Например, на сайте торговой сети «Евроопт», которая включает в себя 95 торговых объектов во многих городах Республики Беларусь, идеологи­ческие связи и отношения названы концептом «Евроопта»[49]. В концепте, или, говоря другими словами, в идеологических связях и отношениях коллектива, выделены его миссия, видение и принципы. В частности, миссия данной организации сформирована следующим образом: «Помогаем улучшить качество жизни жителей Беларуси, предлагая наилучшие цены и тщательно продуманный ассортимент товаров». Что касается видения, то оно ориентирует коллектив на безусловное лидерство на рынке Беларуси. Идеологические принципы работы коллектива утверждают, что клиент–приоритет номер один («Мы всегда думаем о пользе, которую приносим своим покупателям. Работаем так, чтобы наши покупатели всегда к нам возвращались»). Для работы данного коллектива также необходимы: честность и справедливость («Мы честны с покупателями и партнерами. Мы выполняем свои обещания и берем ответственность за свои решения»); работа на 110 % («Мыиспользуем в своей работе лучшие технологии и знания, наши сотрудники – уверенные в себе профессионалы. Мы соревнуемся с конкурентами, а не внутри компании»); позитивность («Мы позитивны, преодолеваем все сложности с энергией и энтузиазмом. Этим мы заботимся и о себе, и о своих покупателях»). Несмотря на то что на сайтах ведущих отечественных государственных общих коллективов обычно содержится определен­ная информация об их внутренних идеологических отношениях, нередко она ограничивается лишь сведениями об их истории, продукции и успехах, а внутренние идеологические отношения в коллективе, которые способны лучше обеспечить его жизнеспособность в кризисных условиях, остаются в тени. В условиях рыночной экономики данные отношения активно используются частными организациями,
в которых, однако, опять же неоправданно нередко остаются в тени взаимосвязи внутренних идеологических отношений с идеологией современного белорусского государства. Оптимальным представляется такое сочетание внутренних и внешних идеологических отношений в отдельном общем коллективе, при котором тесно связаны его эффективные внутренние идеологические взаимоотношения работников и ценности идеологии современного белорусского государства.

Наши рекомендации