V. высказывания (фетвы) сподвижников
(قول الصحابي او فتوى الصحابي)
Сподвижники воочию видели Пророка, (мир ему и благословение Аллаха), пользовались непосредственным образом его знаниями и предвидением. Фетвы и высказывания сподвижников, по всей вероятности, могут считаться Сунной. По этому поводу среди факихов возникали разногласия, являются ли высказывания сподвижников аргументом или нет. Их мнения по этому вопросу можно расположить в следующем порядке:
1. Высказывания сподвижников не являются абсолютным аргументом. Сторонниками этого взгляда были такие ученые, как Газâли, Фахреддин ар-Рâзи, Ибн Хâджиб, Âмиди, Бейдâви, Шевкâни. Согласно этим âлимам, сподвижнику, как и любому человеку, свойственно ошибаться, поэтому каждое мнение сподвижников не может быть принято в качестве аргумента.
2. Высказывания сподвижников, ставшие известными через кыйас и оставшиеся в памяти или не являвшиеся таковыми, непременно являются аргументом. Этого мнения придерживались имâм Мâлик, аль-Паздави, Серахси, Абу Бакр аль-Джассâс и одна ханафитская группа муджтахидов. По их мнению, точка зрения, предлагаемая сподвижником, могла быть услышана им от Пророка, (мир ему и благословение Аллаха), или от того, кто мог слышать его.
3. Высказывания сподвижников являются аргументом в случаях, которые не объяснимы при помощи кыйаса. Этой точки зрения придерживались Абу Зейд ад-Дабуси, аль-Кархи (ум. 340 г.х.) и некоторые из ханафитских âлимов.
VI. ПРОШЛЫЕ ШАРИАТЫ ШАР’ МИН КАБЛИНА
Как известно, от Адама до нашего Пророка, (мир ему и благословение Аллаха), было послано 124 тысячи посланников (по другим сведениям 224 тысячи). Некоторым из их числа были ниспосланы книги. Нет никакого сомнения в том, что с точки зрения и’тикâда между религиями, которые проповедовались всеми пророками, не существует какого-либо различия. Изменения касались лишь культовой практики (ибâдат), духовной практики (му’âмалâт) и наказания (джазâ).
Нормы ибâдата, джазâ и му’âмалâта, присущие прежним религиям, в исламе частью упразднены, частью оставлены в том же виде или изменены.
VII. ПОВОДЫ (СРЕДСТВА) АЗ-ЗАРÂЙИ’ (الذرائع)
А. Определение
аз-Зарâйи’ (ед.ч. аз-зари’а) означает «средство», «повод», «отговорка». Терминологически аз-зарâйи’ определяется как "вещи, служащие средством, приводящим к разрешенному (халâл) и запретному (харам)". Согласно этому, то, что приводит к хараму, является харамом. А то, что является средством для достижения дозволенного (мубâх) - дозволено. Для должного (вâджиб) обязательным является должное. Например, прелюбодеяние (зинâ) является харамом. Оставаться наедине с женщиной, которая не является разрешенной тебе (халâл) запрещается (харам), так как это может быть средством, приводящим к прелюбодеянию. Пятничная молитва является обязательной (фард), прекращение торговли и устремление к месту совершения молитвы также обязательно. Совершение хаджжа является обязательным (фард) для лица обладающего состоянием и временем, приложение усилий в этом направлении также обязательно (фард).
Преграда на пути, ведущем к плохому, называется садд аз-зарâйи’/سد الذرائع(перекрытие средств). Открытие путей, ведущих к добру, называется фатх аз-зарâйи’/فتح الذرائع (открытие средств).
Если мâликиты и ханбалиты признают садд аз-зарâйи’ в качестве аргумента, то ханафиты и шâфииты не признают его как аргумент[79]. Однако, согласно аль-Карâфи, факиху мâликитского толка, на практике все мазхабы использовали садд аз-зарâйи’ в качестве аргумента. аль-Карâфи обобщал это следующим образом - факихи разделяли аз-зарâйи’ на три части: 1) аз-Зарâйи’ единогласно принимается во внимание. Например, не позволительно рыть колодец на дороге, добавлять яд в пищу, так как это может стать причиной смерти верующих. То есть, это запрещается (харам). 2) аз-Зарâйи’ единогласно отменяется. Например, из-за опасения изготовления вина из винограда нельзя запретить виноградарство. 3) Спорное аз-зарâйи’. Например, продажа в рассрочку, где присутствует сомнение в получении процента.
Мâликитский и ханбалитский мазхабы в своих действиях применяли аз-зарâйи’, а ханафитский с шâфиитским, применяя аз-зарâйи’, прибегали в своих действиях к ухищрениям. Полезно будет дать некоторые пояснения этим средствам.
Б. Ухищрения и выходы (аль-хийал ва аль-махâридж)
(الحيل و المخارج)
В языке слово аль-хиле (الحيلة) мн.ч. аль-хийал (الحيل) означает средство, находчивость. В терминологии факихов это слово определяется как “пути, средства и выходы, найденные для согласования по форме и внешнему виду с фикхом поступков и самостоятельных действий, легитимизации их полезных особенностей”[80]. Некоторые âлимы подразумевают под ухищрениями (аль-хийал) законные выходы из положения аль-махâридж.
Мазхабы, использующие это средство, приводят в качестве законного обоснования аят из Корана, где говорится об Айюбе (мир ему)[81]. Точно также для подтверждения законности применения аль-хиле, приводят некоторые доводы из Сунны[82].
аль-Хийал (ухищрения) можно разделить на две части:
1. Допустимые шариатом
Такие, когда человек соблюдающий пост во искупление (каффâрат), до завершения этого поста, с наступлением месяца рамадан, предпринял путешествие. Так Абу Ханифа пояснил правильность намерения путника, если он имел намерение помимо поста в рамадан соблюсти и необходимый (вâджиб) пост.
2. Не допускаемые шариатом
Такие, когда человек, для того, чтобы не заплатить закят, дарит кому-либо собственность, а затем, до истечения одного года, отказываясь от дарения, забирает эту собственность.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ШАРИАТСКИЕ НОРМЫ.
АЛЬ-АХКÂМ АШ-ШАР’ИЙЯ
(الاحكام الشرعية)
ГЛАВА ПЕРВАЯ: УСТАНАВЛИВАЮЩИЙ НОРМЫ (АЛЬ-ХАКИМ) (الحاكم)
I. аль-Хâким[83]
Есть Один, аль-Хâким (аль-Вâди’) - Устанавливающий нормы, в которых нет сомнения, такие, как необходимость (вуджуб/вâджиб) и запретность (хурмат/харам). Эти нормы установил Всевышний Законодатель (شارع تعالى).
а) Доводы из Корана: “Разве Аллах не Лучший из Судей”[84]; “Суд принадлежит только Аллаху”[85]
б) Доводы иджмâ’ (согласия мнений): Все âлимы сходятся в одном – как упомянутые в текстах, так и извлеченные усердием муджтахидов, нормы имеют своим источником Всевышнего Законодателя (شارع تعالى). То есть решение у Аллаха.
в) Рациональные доводы[86]: Люди могут жить в уверенности, спокойствии, гармонии и порядке только при соблюдении определенных правил. Поэтому в обществе возникает потребность в установлении правил, которые обеспечивали бы спокойствие и уверенность.
II. Красота и безобразие (аль-хусн ва аль-кубх) (الحسن و القبح)