Технологическая схема установки висбрекинга
I — сырье; II — бензин на стабилизацию; III — керосино-газойлевая фракция; IV — висбрекинг-остаток; V — газы ГФУ; VI — водяной пар
Остаточное сырье прокачивается через теплообменник, где нагревается до 300 °С и затем поступает в печь П-2. Продукты висбрекинга выходят из печи при Т=500 °С, затем их охлаждают подачей висбрекинг - остатка до 430 °С. Затем поток направляют в нижнюю секцию К-1 на разделение, с верха колонны выходит парогазовая смесь, ее охлаждают в теплообменнике (ХК) и подают в газосепаратор С-1, где идет разделение на бензин, газ и воду. Часть бензина идет на орошение колонны, остальное на стабилизацию.
Из аккумулятора колонны К-1, через отпарную колонну К-2 выводят КГФ и после охлаждения в холодильниках смешивают с висбрекинг - остатком. Часть газойля используется для орошения К-1. Куб К-1 поступает в К-3, где происходит отпарка легких фракций за счет снижения давления с 0,4 до 0,1 МПа и подачи водяного пара.
Парогазовая смесь с верха К-3 охлаждается и поступает в С-2. Отделившийся газ направляют в печь, а легкую флегму возвращают в К-1. Из аккумулятора К-3 выводят тяжелую флегму, смешивают с исходным гудроном и направляют в печь П-2. Остаток висбрекинга с низа К-3 охлаждают в теплообменнике и выводят с установки. Для предотвращения закоксованности в реакционные змеевики печи П-2 подается водяной пар.
Каталитический крекинг. Назначение процесса, сырье, требования, предъявляемые сырью. Подготовка сырья
Назначение процесса – производство с максимальным выходом (50% и более) высокооктанового бензина и ценных сжиженных газов. Газы используются для производства высокооктановых компонентов (алкилат, МТБЭ) и как сырье для нефтехимического синтеза. Получающийся легкий газойль используют как компонент для дизельного топлива. Тяжелый газойль используют для получения технического углерода и кокса.
Сырье кат. крекинга : применяется вакуумный дистиллят широкого фракционного состава (350-500 °С), а также вовлекаются газойлевые фракции различных термодеструктивных процессов.
Показатели качества сырья:
1) показатели, влияющие на выход и качество продуктов крекинга:
А) фракционный и групповой химический состав,
Б) содержание гетеросоединений.
2) показатели, влияющие на обратимую дезактивацию катализатора:
А) плотность сырья,
Б) коксуемость,
В) содержание сернокислотных смол.
3) показатели, влияющие на необратимую дезактивацию катализатора:
· содержание металлов (никель, ванадий).
По фракционному составу предъявляют следующие требования:
А) практически полное отсутствие бензино-лигроиновых фракций.
Б) ограниченное содержание фракций выкипающих до 350°С (до 10 %.)
В) ограничение температуры конца кипения (500-620°С)
К компонентам, обратимо дезактивирующим катализатор, относятся полициклические и ароматические соединения, смолы, асфальтены, азотистые соединения. Обычно перерабатывают сырье с коксуемостью не более 0,3-0,5 %. Металлорганические соединения дезактивируют катализатор необратимо. По мере увеличения содержания никеля и ванадия, по мере уменьшения активности наблюдается увеличение выхода водорода и сухих газов. Допустимое содержание металлов в сырье не более двух граммов на тонну.
Подготовка сырья: самым распространенным процессом облагораживания сырья является гидроочистка.
Преимущества гидроочистки:
1) Существенное снижение сернистых и азотистых соединений в жидких продуктах крекинга и уменьшение содержания оксидов серы в газах регенерации.
2) Полициклическая ароматика и смолы сырья при гидроочистке подвергаются частичному гидрокрекингу, в результате уменьшается коксообразование в процессе каталитического крекинга.
3) Существенно снижается содержание металлов, что снижает расход катализатора.
4) При кат. крекинге увеличивается выход целевых продуктов и уменьшается выход газойлей и кокса.
Существуют некаталитические процессы подготовки сырья. Они характеризуются повышенными капитальными и эксплуатационными затратами. Существуют два метода:
1) Сольвентная деасфальтизация.
2) Термоадсорбционная деасфальтизация.
В первом методе используют растворители: пропан, бутан, пентан или легкий бензин. Также здесь достигается деметаллизация.
Во втором методе облагораживание достигается за счет частичного термодеструктивного превращения углеводородов.