Понятие и нормативное регулирование лицензионного договора
К числу договоров в области интеллектуальной деятельности относятся следующие виды договоров:
1) договоры о создании результатов интеллектуальной деятельности (договоры заказа);
2) договоры о предоставлении прав на использование результатов интеллектуальной деятельности (лицензионные договоры);
3) договоры об отчуждении исключительных прав, которые в целом она определяет как "договоры о создании РИД и распоряжении исключительными правами", представляющие собой "единство упорядоченного множества гражданско-правовых договоров, имеющего в качестве системообразующего признака цель - использование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации".
Цель каждого из указанных договоров состоит в использовании прав на результаты интеллектуальной и приравненной к ней деятельности", кроме того, договоры о создании результатов интеллектуальной деятельности имеют аналогичную цель, "поскольку создание самого объекта и его передача не имеют практического значения без передачи прав.
Нормативные требования к лицензионному договору сформулированы в статье 1286 «Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения» четвертой части Гражданского кодекса РФ. В данной статье указывается:
«1. По лицензионному договору одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах.
2. Лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме.
3. В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
4. Пользователю программы для ЭВМ или базы данных наряду с правами, принадлежащими в силу статьи 1280 настоящего Кодекса, по лицензионному договору может быть предоставлено право использования программы для ЭВМ или базы данных в предусмотренных договором пределах.
5. Лицензионный договор с пользователем о предоставлении ему простой (неисключительной) лицензии на использование программы для ЭВМ или базы данных может быть заключен в упрощенном порядке.
Лицензионный договор, заключаемый в упрощенном порядке, является договором присоединения, условия которого, в частности, могут быть изложены на приобретаемом экземпляре программы для ЭВМ или базы данных либо на упаковке такого экземпляра, а также в электронном виде (пункт 2 статьи 434). Начало использования программы для ЭВМ или базы данных пользователем, как оно определяется указанными условиями, означает его согласие на заключение договора. В этом случае письменная форма договора считается соблюденной.
Лицензионный договор, заключаемый в упрощенном порядке, является безвозмездным, если договором не предусмотрено иное.»[12]
Лицензионный договор является традиционным для российского авторского права; он был предусмотрен как в дореволюционном, так и в советском законодательстве, а также в Законе об авторском праве и смежных правах. Статья 30 данного Закона давала определение авторскому договору о передаче исключительных и неисключительных прав, которые по своей правовой природе являлись лицензионными и предполагали предоставление на определенный срок конкретных способов использования произведения, каждый из которых должен был предусматриваться договором. При отсутствии срока авторский договор мог быть расторгнут по инициативе автора по истечении пяти лет с предварительным уведомлением пользователя не менее чем за шесть месяцев.
Лицензионный договор входит в класс договоров о создании результатов интеллектуальной деятельности и распоряжении исключительными правами.
Для лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения характерны следующие признаки, отличающие их от других договоров:
- целью лицензионного договора является приобретение прав на произведение для его использования в своей хозяйственной деятельности, а для передачи другим лицам - лишь в пределах, разрешенных лицензиаром (на основании сублицензии), при этом лицензиат должен выступать субъектом хозяйственной деятельности, в рамках которой допускается использование произведения;
- по лицензионному договору исключительное право не отчуждается, предоставляются отдельные правомочия на определенных условиях, в связи с чем в науке зачастую проводят аналогию лицензионного договора и договора аренды;
- за лицензиаром сохраняется исключительное право на произведение, которое становится "обремененным" лицензионным договором;
- лицензиат становится правообладателем на определенных условиях и в пределах, установленных договором, и должником по отношению к лицензиару;
- лицензиат вправе предоставлять приобретенные права другим лицам только в случаях, прямо предусмотренных договором, автоматически это право с заключением лицензионного договора не переходит;
- существенными условиями лицензионного договора являются условия о характере передаваемых прав, способах использования, произведении, цене;
- лицензионные договоры являются возмездными, за исключением случаев, прямо предусмотренных договором;
- по договору исключительной лицензии лицензиар приобретает временную легальную монополию на определенных условиях и в определенных пределах в отличие от приобретателя исключительных прав по договору об отчуждении исключительного права; в этих пределах возникают абсолютные отношения между лицензиатом и другими лицами, в том числе правообладателем (ограниченная легальная монополия).
Для всех лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения унифицированы следующие положения.
А. Существенные (о предметах договора, способах использования, цене) и специальные (о сроке, территории) условия лицензионного договора. Вознаграждение по возмездному лицензионному договору, как разъяснено в п. 13.7 Постановления Пленума ВС РФ N 5 и Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г., уплачивается за предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
В связи с этим лицензиару не может быть отказано в требовании о взыскании вознаграждения по мотиву неиспользования лицензиатом соответствующего произведения. В случае, когда стороны лицензионного договора согласовали размер вознаграждения в форме процентных отчислений от дохода (выручки) (п. 4 ст. 1286 ГК), а соответствующее использование произведения не осуществлялось, сумма вознаграждения определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
Б. Презумпция неисключительного характера лицензии, если иное не предусмотрено договором.
В. Положение о том, что права, прямо не указанные в лицензионном договоре, считаются не предоставленными лицензиату.
Г. О сохранении прав лицензиата при отчуждении исключительного права. Согласия лицензиата (при наличии заключенных ранее лицензионных договоров) на заключение договора об отчуждении исключительного права не требуется. Как разъясняет Исследовательский центр частного права при Президенте РФ, "при отчуждении лицензиаром (правообладателем) исключительного права другому лицу (приобретателю) к последнему переходят все правомочия прежнего правообладателя, включая право на получение вознаграждения по лицензионному договору. После отчуждения исключительного права прежний правообладатель перестает быть стороной лицензионного договора и, следовательно, теряет право на получение вознаграждения, предусмотренного этим договором. Лицензионный договор при этом полностью сохраняет свое действие в отношении лицензиата, который может продолжать использование результата интеллектуальной деятельности в течение всего срока договора, не истекшего к моменту смены лицензиара. И именно новому лицензиару он должен будет выплачивать предусмотренное законом вознаграждение".
Д. Отдельные права и обязанности лицензиара и лицензиата, их ответственность, а также некоторые основания и порядок расторжения договора, в частности обязанность лицензиата предоставлять отчеты, своевременно и в полном объеме выплачивать вознаграждение, защита прав лицензиата, обязанность лицензиара не создавать препятствий в осуществлении прав лицензиата и требовать в одностороннем порядке расторжения договора по основаниям, предусмотренным законом или договором (ст. 1235 ГК). Так, согласно п. 4 ст. 1237 ГК РФ при нарушении лицензиатом обязанности уплатить лицензиару в установленный лицензионным договором срок вознаграждение за предоставление права использования произведения науки, литературы или искусства либо объектов смежных прав лицензиар может в одностороннем порядке отказаться от лицензионного договора и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением такого договора. При этом указанное право на односторонний отказ от лицензионного договора и на возмещение причиненных его расторжением убытков не зависит от продолжительности допущенной просрочки.
Как отмечается в п. 16 Постановления Пленума ВС РФ N 5 и Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г., судам следует иметь в виду, что такой односторонний отказ лицензиара от лицензионного договора с учетом положений п. 3 ст. 450 ГК РФ считается состоявшимся с момента получения лицензиатом уведомления о нем.
На лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения распространяются нормы ст. 1238 ГК РФ о сублицензировании. При наличии письменного согласия лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации другому лицу (сублицензионный договор).
Такое согласие может быть дано как в самом лицензионном договоре без указания конкретных сублицензиатов, так и отдельно - на заключение конкретного сублицензионного договора. При этом лицензиар вправе ограничить свое согласие возможностью заключения сублицензионных договоров о предоставлении только отдельных способов использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации из числа тех, которые были предоставлены лицензиату (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ N 5 и Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г.).
Виды лицензионных договоров определены в ст. 1236 ГК РФ и в полной мере применяются к лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения, в их числе - исключительная, неисключительная, смешанная лицензии. Ранее в ст. 30 Закона об авторском праве и смежных правах определялись два вида авторских договоров: авторский договор о передаче исключительных прав (п. 2) и авторский договор о передаче неисключительных прав (п. 3). Статья 1236 ГК РФ меняет понятие исключительной лицензии. Теперь лицензиат, в том числе по договору о предоставлении права использования произведения, не приобретает абсолютную монополию применительно ко всем, в том числе к лицензиару. По общему правилу лицензионный договор (независимо от вида такого договора) предполагает сохранение за лицензиаром права самому использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Вместе с тем договором об исключительной лицензии может быть специально предусмотрено, что такое право за лицензиаром не сохраняется.
Спорным являлся вопрос о возможности применения норм о внедоговорной ответственности (например, о компенсации за нарушение исключительного права на произведение) к договорным отношениям. В п. 3 ст. 1237 ГК РФ определено: использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации способом, не предусмотренным лицензионным договором, либо по прекращении действия такого договора, либо иным образом за пределами прав, предоставленных лицензиату по договору, влечет ответственность за нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, установленную Кодексом, другими законами или договором.
В п. 15 Постановления Пленума ВС РФ N 5 и Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г. дан на этот вопрос положительный ответ. Если указанное нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации лицензиатом допускается (осуществляется использование соответствующего результата или средства за пределами прав, предоставленных лицензиату по договору) и за такое нарушение лицензионным договором предусмотрена ответственность в дополнение к установленной частью четвертой ГК РФ, то это обстоятельство подлежит учету при определении размера денежной компенсации в случае ее взыскания (п. 3 ст. 1252 Кодекса).
Применение данной гражданско-правовой ответственности не исключает возможность применения мер административно-правовой или уголовной ответственности за эти нарушения.
Форма лицензионного договора о предоставлении права использования произведения - письменная. Устная форма допускается:
- при использовании произведения в периодическом печатном издании. Под периодическим печатным изданием согласно ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
- в отношении "оберточных" лицензий. Договор заключается между правообладателем, т.е. обладателем исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных, и пользователем, т.е. лицом, правомерно владеющим экземпляром такой программы или базы и начинающим пользование соответствующей программой или базой. Лицо, приобретшее экземпляр программы для ЭВМ или базы данных не для самостоятельного пользования, а для перепродажи его третьему лицу, не является субъектом отношений, определенных названной нормой.
Такой лицензионный договор предполагает предоставление пользователю программы для ЭВМ или базы данных права на совершение действий, предусмотренных ст. 1280 ГК РФ, а также на совершение иных обусловленных договором действий, связанных с эксплуатацией программы или базы, и действует до продажи или иного отчуждения экземпляра программы или базы. На этот договор в отличие от иных лицензионных договоров не распространяются правила, установленные п. 2 - 6 ст. 1235 Кодекса.
Государственная регистрация договоров не требуется даже в отношении зарегистрированных в Роспатенте программ для ЭВМ и баз данных.
В отношении программ для ЭВМ и баз данных государственной регистрации подлежат только:
1) договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных;
2) переход исключительного права на такую программу или базу данных к другим лицам без договора. Другие договоры, в том числе лицензионные договоры о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных, государственной регистрации не подлежат.
Определение правовой природы договора, его предмета имеет важное значение для налогообложения. Так, не облагается НДС реализация (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК):
- исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных;
- прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Таким образом, под освобождение от обложения НДС не подпадает, в частности, передача исключительных прав на произведения (кроме исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных).
Налогоплательщик согласно п. 5 ст. 149 НК РФ не вправе отказаться от применения льготы.
До 1 января 2008 г. вопрос о том, облагается НДС передача данных прав или нет, являлся спорным. Хотя имущественные права и отнесены к объекту обложения НДС согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, в то же время порядок определения налоговой базы при передаче имущественных прав в ст. 155 НК РФ прописан далеко не для всех случаев.
Согласно разъяснениям Минфина России указанная льгота применяется также и при передаче прав на использование программ для ЭВМ на основании сублицензионного договора (письма от 25 декабря 2007 г. N 03-07-11/640, от 30 января 2008 г. N 03-07-07/06, от 19 февраля 2008 г. N 03-07-11/68, от 5 марта 2008 г. N 03-07-08/55).
Обязательным условием для применения данной льготы является наличие лицензионного договора, составленного в письменной форме. Согласно п. 3 ст. 1286 ГК РФ заключение лицензионных договоров допускается также путем заключения с каждым пользователем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре программы (базы данных) либо на упаковке этого экземпляра. Начало использования таких программ или баз данных пользователем означает его согласие на заключение договора. Однако, поскольку на момент приобретения экземпляра программы (базы данных) в товарной упаковке эти программы и базы еще не используются, лицензионный договор путем заключения договора присоединения в этот момент еще не считается заключенным. Поэтому продажа программ для ЭВМ и баз данных в товарной упаковке облагается НДС (письма Минфина России от 29 декабря 2007 г. N 03-07-11/648, от 29 декабря 2007 г. N 03-07-11/649, от 22 января 2008 г. N 03-07-11/23, от 19 февраля 2008 г. N 03-07-11/68, от 1 апреля 2008 г. N 03-07-15/44).
Передача прав на использование программ для ЭВМ и баз данных на основании лицензионных (сублицензионных) договоров освобождается от обложения НДС независимо от государственной регистрации исключительных прав на такие программы и базы (письмо Минфина России от 1 апреля 2008 г. N 03-07-15/44). Передача прав на использование данных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионным договорам не облагается НДС независимо от способа передачи результатов интеллектуальной деятельности (письмо Минфина России от 18 августа 2008 г. N 03-07-07/79).
Как отмечено в абз. 3 п. 4 статьи 1286 ГКРФ, Правительством РФ установлены минимальные ставки авторского вознаграждения (см. Постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства", от 17 мая 1996 г. N 614 "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)", от 29 мая 1998 г. N 524 "О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г."). Ранее ставки авторского вознаграждения определялись Постановлением Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242 "О ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений литературы и искусства" (в редакции Постановления Совета Министров РСФСР от 11 мая 1983 г. N 228 "О дальнейшем улучшении условий оплаты творческого труда советских композиторов и упорядочении выплаты авторского вознаграждения за публичное исполнение музыкальных произведений"). В дальнейшем эти Постановления были признаны утратившими силу Постановлением Совета Министров РСФСР от 19 декабря 1988 г. N 531 "О ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений литературы и искусства", которое действовало до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства".[13]