Вопрос 49. бухгалтерский учет: понятие, функции, принципы, нормативное регулирование.

В системе хозяйственного учета бухгалтерской учет занимает ведущее место. В бухгалтерском учете все факты производственно-хозяйственной деятельности экономического субъекта учитываются только в денежной оценке. То, что нельзя выразить в денежной оценке, в учете не отражается.

Бухгалтерский учет – система сплошной, непрерывной, документальной регистрации фактов производственно-хозяйственной деятельности в денежной оценке для контроля и управления.

В соответствии с законом 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

В системе управления бухгалтерский учет выполняет следующие функции: информационную, контрольную и аналитическую.

Информационная функция. Учетно-экономическая информация, характеризующая фактическое состояние хозяйственной деятельности, формируется в системе хозяйственного учета. В бухгалтерском учете регистрируется, накапливается и обобщается информация о состоянии имущественных средств хозяйствующего субъекта и имущественных отношений с другими хозяйствами, о работе и результатах. Следовательно, бухгалтерский учет отражает, создает комплексную информацию во всех областях хозяйственной деятельности. Все многочисленные факты хозяйственной жизни документируются, накапливаются по определенным признакам, сводятся в учетных регистрах, отражаются на счетах бухгалтерского учета, затем полученные данные обобщаются в формах бухгалтерской отчетности.

Таким образом, информационная функция состоит в том, что бухгалтерский учет предоставляет все необходимые фактические данные о производственно-хозяйственной деятельности экономического субъекта для управления.

Качественная учетная информация позволяет осуществлять контроль на всех стадиях производства, причем в случае необходимости контроль во всех деталях деятельности экономического субъекта и его подразделений.

Контрольная функция типична для бухгалтерского учета при любых условиях хозяйствования и любых пользователях учетной информации. Она предполагает постоянный контроль над использованием различного вида ресурсов.

Контроль – система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям.

Аналитическая функция заключается в анализе производственной и финансовой деятельности экономического субъекта, ее результатов. На основании учено-экономической информации заинтересованные лица (как администрация экономического субъекта, так и внешние пользователи) стремятся получить необходимые им достоверные сведения об имущественном состоянии экономического субъекта, его платежеспособности, использовании заемных средств, внутренних и внешних отношениях, перспективах развития и т.п. Для целей управления необходим анализ использования всех видов ресурсов, затрат на производство и продажу продукции, распределения и использования прибыли и т.п. Следовательно, значимость аналитической функции учета для оперативного управления, подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, прогнозирования производственной и финансовой деятельности предприятия трудно переоценить

Отражая хозяйственную деятельность, выполняя функции по управлению, бухгалтерский учет сам находится под воздействием системы хозяйственной деятельности. Именно она определяет те требования, которые предъявляются к бухгалтерскому учету: достоверность, своевременность, объективность, ясность, понятность.

В соответствии с функциями, которые выполняет бухгалтерский учет, на него возлагаются следующие задачи:

ü контроль за сохранностью собственностью;

ü контроль и учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) для обеспечения эффективной работы экономического субъекта;

ü формирование полной и достоверной информации о результатах деятельности экономического субъекта;

ü точный учет и своевременные расчеты с дебиторами;

ü точный учет и своевременные расчеты с кредиторами;

ü правильное и своевременное составление и представление отчетности.

Бухгалтерский учет ведется в соответствии определенными принципами, которые делятся на допущения и требования.

Под допущениями в учете понимаются условия деятельности организации, которые должны соблюдаться в течение всего периода действия учетной политики. В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) к ним относятся:

· допущение имущественной обособленности: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций.

Это допущение является особенно важным, так как во многих организациях (особенно в хозяйственных товариществах и обществах) их имущество находится в личном пользовании учредителей, участников или работников. Кроме того, в соответствии с данным требованием имущество организации, принадлежащее ей на правах собственности, отражается на балансовых счетах. Стоимость имущества, находящегося во владении организации, но не принадлежащего ей на правах собственности, учитывается на забалансовых счетах.

· допущение непрерывности деятельности: организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

· допущение последовательности применения учетной политики: принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому;

· допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности: факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Правильно организованная система бухгалтерского учета на предприятии должна обеспечить соблюдение требований (п.6 ПБУ 1/2008):

· полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

· своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

· большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

· отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой).

Например, сам по себе факт выдачи руководителям организации крупных сумм ссуд не является незаконным. Однако если выдача этих сумм осуществляется в период неустойчивого финансового состояния организации, особенно при задержке выплат начисленной оплаты труда из-за отсутствия денежных средств, то данную хозяйственную операцию следует признать неправомерной.

· тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

· рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

Также при ведении бухгалтерского учета необходимо соблюдать следующее:

· обязательность документирования фактов хозяйственной жизни;

· обязательность двойной записи фактов хозяйственной жизни на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином РФ;

· объекты учета подлежат оценке в денежном выражении;

· в бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.

В соответствии с законом № 402-ФЗ законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. В соответствии со статьей 21 данного закона к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

Стандарт бухгалтерского учета – документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета[1].

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают[2]:

· определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;

· допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

· порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;

· требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;

· план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;

· состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;

· условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

· состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

· состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

· упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно. Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.

Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить Федеральному закону № 402-ФЗ. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются Минфин и Центральный банк Российской Федерации.

Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.

До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных законом № 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Таким образом, в настоящий момент экономические субъекты применяют действующие положения по бухгалтерскому учету, методические указания и др. документы, утвержденные Минфином России.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», Положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

1-й уровень: законодательный. Он представлен Кодексами, указами Президента РФ, Постановления Правительства, Федеральными законами. Документы этого уровня регулируют постановку бухгалтерского учета прямо или косвенно. К документам косвенного регулирования относятся, например, Кодексы (Трудовой, Гражданский, Налоговый и др.), Федеральный закон «Об акционерных обществах» и др.

Прямо регулирует постановку учета Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Данный закон имеет большое значение, т. к. он повышает юридический статус норм бухгалтерского учета, закрепляет обязанность ведения бухгалтерского учета, повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства. Закон определил понятие бухгалтерского учета, его объекты, задачи, регулирование; разграничил права и обязанности руководителя и главного бухгалтера; определил требования к документам и регистрам учета; определил обязанность организаций по проведению инвентаризации и составлению отчетности.

Все документы первого уровня являются рамочными, поэтому необходимы документы второго уровня.

2-й уровень: нормативный. К документам этого уровня относятся стандарты (положения) по бухгалтерскому учету, где обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета. В настоящее время существует более 20 стандартов.

Документы второго уровня не раскрывают конкретный механизм применения бухгалтерских приемов к определенному виду деятельности, поэтому существуют документы третьего уровня.

3-й уровень: методический. К таким документам относятся методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Один из важнейших документов этого уровня – План счетов бухгалтерского учета.

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Основной документ этого уровня – Учетная политика.

Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях[3]:

1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Учетная политика формируется в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Выбор учетной политики зависит от специфики предприятия, от особенностей организации управления, от особенностей коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей организации.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются[4]:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

· формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

· порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

· способы оценки активов и обязательств;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· порядок контроля за хозяйственными операциями;

· другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяется с первого января года, следующего за годом утверждения учетной политики руководителем. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).


Наши рекомендации