Глава 6. Зарубежный опыт правового обеспечения инноваций

В последние десятилетия в западных странах сформировались комплексные системы стимулирования инновационного процесса, которые включают множество прямых и косвенных инструментов стимулирующего воздействия, позволяющие охватить достаточно широкий спектр видов деятельности, начиная с исследований и завершая рыночным продвижением новых технологий, товаров и услуг.

В этом смысле наибольший интерес представляет опыт стран, составляющих так называемое технологическое ядро мирового развития: США, Япония, Германия, Великобритания, Франция. На Западе сложились три основные модели инновационного развития (американская, западноевропейская и японская), обладающие многими общими, но и рядом отличительных черт. Они достаточно широко представлены в научной и практической литературе. В последние годы значительный опыт стимулирования инноваций накоплен в ряде других стран, активно продвигающихся по пути технологического развития: Швеция, Нидерланды, Финляндия, Южная Корея, Китай, Израиль, Сингапур и др.

К малым инновационным формам предпринимательства в промышленно развитых странах относят малые предприятия, которые являются независимыми, самостоятельными предприятиями и зачисляют в свой штат ограниченное число сотрудников. Это число варьируется в официальной статистике разных стран. В Евросоюзе лимит обычно составляет 200 - 250 сотрудников, в США - около 500 сотрудников. Малые предприятия состоят в основном не более чем из 50 штатных сотрудников, а на микропредприятиях работают максимум 10, а иногда и 5 человек. Другой характерный признак малых предприятий - это оборот.

С масштабным освоением новых технологий и ростом глобализации уменьшилось значение традиционных производств во многих областях, и в то же время усилились потенциальные возможности малых предприятий. Малые предприятия многочисленны и составляют сегодня более 95% от всех предприятий, обеспечивают 60 - 70% занятости и создают в большей части новые рабочие места в странах ЕС и в США. Согласно статистическим данным, около 30 - 60% малых и средних предприятий Евросоюза и США относятся к инновационным. Располагая по сравнению с крупными предприятиями меньшими средствами для исследований, они, тем не менее, обладают большим инновационным потенциалом, например, возможностью быстрого создания и реинжиниринга товаров и услуг, способных ответить на требования новых рынков. Малые предприятия быстро осваивают новые организационные модели для снижения затрат и внедряют новые технологии для увеличения продаж. В экономике каждой страны существует ядро особо активных инновационных малых предприятий с высокой степенью роста, которые составляют 5 - 10% остальных развивающихся малых и средних предприятий. Во многих странах они создают больше новых рабочих мест, чем крупные предприятия. Речь, прежде всего, идет о предприятиях - носителях новых технологий, которые в состоянии работать в области исследований и их развития. Большинство таких предприятий относятся к высокоспециализированным отраслям и расположены в отраслях активного экономического развития.

Разразившийся мировой финансовый кризис затронул малые и средние инновационные предприятия, часть из которых прекратила свое существование в странах Евросоюза. По оценкам, ежегодно прекращает свое существование от 5 до 15% таких предприятий. Однако даже в условиях финансового кризиса они имеют преимущества перед крупными компаниями:

- последствия от ликвидации либо приостановки деятельности малых и средних предприятий сравнительно невелики;

- способность к быстрой адаптации позволяет таким предприятиям быстро приспосабливаться к новым возможностям рынка;

- включенность в сетевые структуры дает возможность малым и средним предприятиям перенастраивать свои технологические мощности на интересы продолжающих функционировать предприятий сетей;

- возможность быстро осваивать новые технологии и инновационные продукты дает малым и средним предприятиям определенные преимущества в период распада прежних и формирования новых рынков.

Финансовая и организационная поддержка малому бизнесу является одним из обязательных условий антикризисных мер в странах ЕС. Наибольшее число малых предприятий занято в секторе оказания услуг, охватывающих 2/3 общей занятости в странах Евросоюза и США. Малые инновационные предприятия играют ключевую роль в развитии новой продукции и новых рынков в отраслях высоких технологий, включая информатику, биотехнологии, медицинскую и фармацевтическую промышленность, телекоммуникации и переработку информации, исследования и разработки, маркетинговые исследования, управление производством и персоналом. Инновации являются ключом для решения главных задач, таких как климатические изменения, диагностика и профилактика заболеваний, энергоэффективность.

Малые предприятия играют важнейшую роль в экономическом росте стран Евросоюза и США. Рост продуктивности и, как следствие, экономический рост сильно зависят от механизма создания и закрытия малых предприятий. Этот процесс создает большую подвижность рабочих мест, которые, в свою очередь, являются составной частью процесса конкурентоспособности и структурных перемен. Меньше половины стартовавших малых инновационных предприятий выживают в пятилетний период, и только очень ограниченному числу удается войти в число предприятий-лидеров в области инноваций и услуг. Эти данные подтверждают необходимость в осуществлении институциональных реформ, связанных с созданием и развитием малых и средних предприятий с целью оптимизации их деятельности и участия в экономическом росте.

Многие из организационных и управленческих проблем малых инновационных предприятий (нехватка финансирования, сложность использования технологий, ограниченные управленческие способности, низкая продуктивность, нормативные ограничения) обостряются в глобализированной среде, насыщенной технологиями. Цель государств в связи с этим должна состоять в создании льготной политики для таких предприятий в области финансирования, сбора информации, выхода на международные рынки в основном через введение юридических и экономических структур, способных облегчить рост и развитие малых и средних предприятий. Необходимо продвигать сотрудничество между частным и государственным секторами и ориентировать малые и средние предприятия на создание сетей и групп. Объединения малых и средних предприятий в территориальные производственные системы часто делает их более гибкими и способными ответить на требования клиентуры крупных предприятий.

Результаты Европы в области инноваций в целом уступают результатам основных конкурентов (США и Японии), несмотря на то, что экономика отдельных стран - членов Евросоюза относится к самым инновационным в мире. В последние годы Китай и Индия совершают огромные шаги в области инноваций и технологий, благодаря экономическим реформам и крупным инвестициям в инфраструктуру высоких технологий, уделяя большое внимание подготовке высокопрофессиональных кадров.

Евросоюз обладает большими ресурсами в области инноваций, и в то же время он накопил множество проблемных ситуаций:

- новые изобретения часто не реализуются в новой продукции, не создают новых рабочих мест и патентов;

- существует множество малых молодых высокоинновационных предприятий, которые, однако, не становятся с легкостью крупными предприятиями, успешно работающими на мировом уровне;

- в некоторых отраслях, например, таких как телекоммуникации, использование инноваций привело к значительному повышению производительности, но в других отраслях, включая финансовые услуги и коммерцию, этого не произошло.

Причиной тому является множество факторов. Уровень образования среднего взрослого европейца значительно ниже, чем в других промышленно развитых странах. Европа инвестирует намного меньше в высшее образование, чем многие ее конкуренты. В прошлом полученная квалификация оставалась неизменной десятилетиями. В настоящее время она должна постоянно обновляться или повышаться, но пока далеко не достаточно делается по освоению программ постоянного обучения и повышения квалификации.

В США и Японии многие успешные инновации родились на основе сотрудничества академического и предпринимательского секторов. Европа поздно начала такое сотрудничество и в этом значительно отстает.

Другое препятствие к увеличению инноваций состоит в том, что инвестиции в исследования и развитие в Европе значительно ниже, чем в остальных промышленно развитых странах.

Элементы, определяющие размеры малых и средних предприятий, одинаковы в различных странах, но они отличаются по уровню качества. Технологически более развитые страны демонстрируют лучшие отраслевые результаты: по балансам предприятий, производительности труда, доходности предприятия и, разумеется, инвестициям в исследования, являясь моделью для стран, инвестирующих меньше в исследования и технологии. Чтобы наставить эти страны на путь конструктивных перемен, необходима государственная политика, направленная на качественное улучшение малых и средних предприятий в рамках отраслевого эволюционного процесса, направленного на инновации в производстве и в организационной деятельности предприятий.

Управленческий состав малых и средних предприятий часто не имеет коммерческого опыта и/или не имеет предпринимательского прошлого. Таким образом, как на производстве, так и в маркетинге первые стадии развития характеризуются неуверенностью. Малые и средние инновационные предприятия работают в очень сложных условиях, которые быстро меняются. К тому же малые инновационные предприятия часто встречают трудности в получении кредитов, так как банки и традиционные кредитные организации не склонны финансировать рискованные проекты предприятий.

Капитал риска может быть сосредоточен в специализированных венчурных фондах, которые, в свою очередь, собирают капитал из различных источников: частных, корпоративных, государственных агентств, пенсионных фондов, банков и страховых компаний, пожертвований и фондов или напрямую от различных инвесторов. Не менее важным является не только объем инвестиций, но и то, на какие стадии жизненного цикла предприятия и в какие отрасли выделяются средства, а также целевой характер их распределения. В Канаде и США более трех четвертей от всех инвестиций в рисковый капитал приходится на первые стадии жизненного цикла предприятий, против менее половины - в Евросоюзе. В США около 80% рискового капитала инвестируется в отрасли высоких технологий, тогда как в Евросоюзе и Японии стартовый период может быть профинансирован только через кредиты. Рынок рискованного капитала служит не только для финансирования, но и позволяет создать управление информацией и проблемами, которые могут возникнуть, когда инноваторы, предприниматели и финансисты сотрудничают по созданию предприятия риска. Предоставление нужного потока инвестиций малым и специальным предприятиям является важнейшим шагом для стимулирования предпринимательства и создания перспективной экономики.

Итак, как свидетельствует зарубежный опыт, малое предпринимательство в инновационной сфере - первая по массовости и наиболее динамичная структурная составляющая рыночного инновационного потенциала промышленно развитых стран.

Проведенный анализ представляет практический интерес с целью изучения и использования положительного опыта развитых стран мира в сфере реализации политики поддержки инновационных малых предприятий, формирования и эффективного использования научно-технического потенциала на разных этапах экономического развития.

Как видится, основная задача нашего государства состоит не просто в использовании наиболее эффективных механизмов мотивации инновационной деятельности малых предприятий, апробированных в практической деятельности западных стран, а в их адаптации к специфике экономического и социального развития в рамках разработки собственных моделей инновационного развития, основывающихся на достигнутом научном и инновационном потенциале, наличных финансовых и материальных ресурсах.[39]

Современное развитие мирового хозяйствования в последние два десятилетия демонстрирует нарастающую экономическую зависимость как отдельно взятых развитых стран, так и их региональных интеграционных объединений от инновационного сектора.

Посредством коммерциализации достижений научно-технического прогресса инновационная деятельность становится определяющим элементом международной конкурентоспособности страны. "Процветание, особенно в продвинутых экономиках, вытекает из способности национальных компаний создавать, а затем в глобальном масштабе коммерциализировать новые продукты и процессы, осваивая передовые рубежи инноваций тем быстрее, чем ближе конкуренты". Таким образом, конкурентоспособной может быть только инновационная, т.е. наукоемкая, высокотехнологичная экономика, основополагающим фактором развития которой становится интеллектуальный ресурс и высококвалифицированная рабочая сила.

Другой тенденцией мирового хозяйственного развития является стремление к глобализации в виде новой системы межгосударственных экономических связей. Оказываясь недостаточно управляемыми и прогнозируемыми, современные мирохозяйственные процессы приводят к развитию почти повсюду региональной интеграции, которая, основываясь на тесном сотрудничестве, представляет собой коллективный механизм обеспечения экономической безопасности и конкурентоспособности, являясь объединением материальных, организационных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов отдельных стран .

Процесс интеграции не является чуждым и для России. В процессе интеграции одним из важных вопросов, с решением которого сталкивается любой интеграционный блок, выступает вопрос создания на рынках интегрируемых стран конкурентной среды и поддержания конкуренции. Поэтому вопросы борьбы с недобросовестной конкуренцией в условиях инновационного экономического развития - столь важные при создании обеспечивающего его наднационального правового пространства - должны привлекать самое пристальное исследовательское внимание.

Основанное на идее формирования единого европейского экономического пространства стремление России к укреплению отношений с Европейским союзом посредством участия в процессе многонациональной региональной интеграции связано не в последнюю очередь с кардинальной конвергенцией национального законодательства с общим наднациональным правовым полем ЕС. Поэтому появление качественно новых международно-правовых норм прямого действия, логично изучать на примере гармонизации и унификации права ЕС, достигшего наивысшей степени региональной правовой интеграции.

Совершенствование антимонопольного законодательства стран - участниц Европейского союза, направленного на развитие конкурентного предпринимательства и ограничение монополистической деятельности, создание равных для всех хозяйствующих субъектов условий на товарном и финансовом рынках признано европейским сообществом определяющей предпосылкой успешной инновационной деятельности.

В соответствии с Руководством Осло инновационная деятельность включает в себя все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие шаги, которые фактически или по замыслу ведут к реализации инноваций. Некоторые из этих видов деятельности могут быть инновационными по своей сути, тогда как другие не содержат новизны, но необходимы для осуществления инновации. Отсюда логично вытекает, что инновационная деятельность представляет собой деятельность по разработке и внедрению инноваций, доведение этих новшеств до стадии коммерческого использования и распространения на рынке в виде нового продукта или процесса, внедрения его в повседневную жизнь.

Основным финансовым инструментом ЕС для поддержки и развития научных исследований и технологических разработок являются многолетние рамочные программы, предусмотренные гл. XIX Договора о функционировании. Начиная с 1984 г. ЕС последовательно разработал семь рамочных программ, сравнение бюджетов которых как нельзя лучше демонстрирует, насколько возрос интерес Сообщества к инновациям, развитию науки и внедрению новых технологий. Так, бюджет ныне действующей седьмой рамочной программы, рассчитанной на семь лет, составляет 50,5 млрд. евро, что превышает суммарный бюджет первых 5 рамочных программ (43,9 млрд. евро), рассчитанных соответственно на 5 лет каждая.

Изучение и анализ упомянутых программ как правовой основы развития и финансирования инновационной экономики регионального интеграционного объединения важны для России, принимающей участие в седьмой рамочной программе в качестве одной из стран, входящих в список "International Cooperation Partner Countries" (ICPC).

Разработка и внедрение первых пяти рамочных программ позволили выработать новый подход в области развития науки и исследовательской деятельности, основанный на кооперации, быстром и свободном обмене информацией и результатами исследований. Между тем к 2000 г. научно-исследовательский сектор в ЕС все еще был слишком фрагментирован, Европа отставала по доле ВВП в инновационной сфере от своих ближайших конкурентов - США и Японии. Для преодоления этих проблем, именно в связи с необходимостью обеспечения конкуренции предприятий, занятых в сфере инноваций, Европейская комиссия в январе 2000 г. выступила с предложением о создании единой Европейской исследовательской зоны (далее - ERA), которое было принято в марте того же года на Саммите ЕС в Лиссабоне.

Среди прочего концепция ERA предлагала создание "внутреннего рынка" инноваций, основанного на свободном обмене знаниями, технологиями и научными кадрами, кооперации, стимулировании конкуренции и оптимальном распределении ресурсов. Также концепция предлагала меры по интенсификации участия частного сектора в инновационных проектах.

Привлечению инвестиций из частного сектора в соответствии с концепцией ERA должны были способствовать поощрение венчурных инвестиций, создание предприятий, а также разработка эффективных средств защиты интеллектуальной собственности. Как раз вопрос защиты интеллектуальной собственности и стал краеугольным камнем в решении данной задачи

В настоящее время основу патентной системы Европы составляют национальные патенты, действительные только в государстве, их выдавшем, что является существенной проблемой для их широкого применения в Европе. Для преодоления этой проблемы Европейская комиссия неоднократно выступала с предложением о создании единого патента сообщества, но до сих пор не разрешен вопрос о том, на какие языки должен переводиться патент, что не позволило реализовать эти предложения вплоть до настоящего времени.

Другую проблему составляет законодательное обеспечение прав на результаты интеллектуальной деятельности, которое предоставляет широкий круг возможностей для правообладателей, ключевой из которых является исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, позволяющее правообладателю по собственному усмотрению запрещать или разрешать, в том числе и посредством лицензирования, использование своей интеллектуальной собственности третьим лицам. Обыкновенно лицензионные соглашения об использовании интеллектуальной собственности способствуют экономической эффективности и конкуренции на рынке, поскольку исключают дублирование исследований и поддерживают заинтересованность исследователей в новых изысканиях. Между тем лицензионные соглашения могут использоваться и в антиконкурентных целях, например, когда два конкурента используют лицензионные соглашения с целью раздела рынка между собой или когда держатель лицензии старается вытеснить конкурирующие технологии с рынка.

В целях поддержания баланса между поддержкой конкуренции и защитой прав правообладателей Комиссией принят Регламент от 27 апреля 2004 г. N 772/2004 "О применении статьи 81(3).Договора в отношении соглашений о передаче технологий", который конкретизирует, каким образом положения ст. 101 Договора о функционировании ЕС должны применяться в отношении лицензионных соглашений. В сферу действия Регламента подпадают не только патенты и секреты производства (ноу-хау), но и права в отношении дизайна и моделей, а также авторские права в отношении программ для ЭВМ. Регламент очерчивает так называемую зону определенности, т.е. формулирует условия, при соблюдении которых заключение лицензионного договора между правообладателем и третьими лицами не подпадает под действие ст. 101 Договора о функционировании ЕС. В соответствии с Регламентом лицензионные соглашения об использовании результатов интеллектуальной деятельности между конкурирующими предприятиями, доля которых на рынке не превышает 20%, а также между неконкурирующими предприятиями, доля которых на рынке не превышает 30%, не подпадают под ограничения, предусмотренные ст. 101 Договора о функционировании ЕС. Доля рынка рассчитывается исходя из данных о продажах за прошедший календарный год, при этом если рыночная доля поначалу не превышала 20 и 30% соответственно, но затем повысилась, правила "зоны определенности" сохраняют свое действие еще в течение двух лет после того, как рыночная доля превысила допустимый процент.

Льготы предоставляются при условии, что договор не содержит условий, которые способны существенным образом нанести ущерб конкуренции. В связи с этим в ст. 4 и 5 Регламента перечисляется целый ряд возможных условий, которые имеют серьезные антиконкурентные последствия и, следовательно, запрещены.

Европейская комиссия может отменить льготы в том случае, если условия, прописанные в соглашении о передаче технологий, несовместимы с положением ст. 101 Договора о функционировании ЕС, а также если будут обнаружены параллельные сети, покрывающие более 50% рынка.

Срок действия Регламента N 772/2004 истекает 30 апреля 2014 г. Необходимо отметить, что за последнее время участились случаи использования интеллектуальной собственности в целях ущемления конкуренции и монополизации рынка. Примером такого антиконкурентного использования исключительного права на интеллектуальную собственность являются так называемые патентные войны между крупными IT-корпорациями. Так, только корпорации Apple и Samsung Electronics за период с 2011 по 2012 г. подали друг против друга 22 иска о нарушении своих интеллектуальных прав в суды стран - участниц ЕС. Это тревожный знак для индустрии в целом и свидетельство того, что современное законодательство о конкуренции ЕС в области инноваций и высоких технологий не в полной мере справляется с поставленной задачей и нуждается в коррективах.[40]

Модуль III

Введение

Наши рекомендации