Установки рефвагона или рефконтейнера
В 5-вагонных секциях БМЗ используются одноступенчатые холодильные установки с 8-цилиндровым компрессором производительностью 82,5 м3/ч , а рефвагонах постройки завода «Дессау» ( 5-вагонные секции ZB-5, АРВ и АРВЭ ) – двухступенчатые установки с 4- цилиндровыми компрессорами , у которых 3 цилиндра - низкого давления, а 4-й цилиндр - высокого давления. Теоретическая производительность трех цилиндров низкого давления 60 м3/ч. В каждом грузовом рефвагоне смонтированы две холодильные установки.
В рефконтейнере используется одна холодильная установка с поршневым двуступенчатым или винтовым ( спиральным) компрессором. В курсовом проекте условно принимаем двухступенчатый поршневой компрессор с теоретической производительностью 35 м3/ч. для 20-футовых рефконтейнеров и 65 м3/ч для45 –футовых РК.
Холодопроизводительность одноступенчатой установки в реальных условиях эксплуатации определяется по формуле :
Vh * l* qv
Qоэ = –––––––––– õ1* õ2*õ3, Вт (3.9.)
3,6
где :
Vh- объем ,описываемый поршнями одноступенчатого компрессора или цилиндров низкого давления двухступенчатого компрессора, т.е. теоретическая производительность
компрессора , м3/ч
l - коэффициент подачи компрессора, он определяется по графику l = f ( Pк / Pо ), в зависимости от отношения Pк / Pо для одноступенчатых компрессоров и l = f (Pпр / Pо) для двух- ступенчатых [ 4 ] .
qv - объемная холодопроизводительность хладагента, кДж/м3 ;
õ1 - коэффициент, учитывающий потери холода в трубопроводах , ( õ1 = 0,95 ) ;
õ2 и õ3 - коэффициенты, учитывающие снижениещхолодопроизводительности установки из-за износа компрессора и наличия «снеговой шубы» соответственно .
Для определения l и qv строится цикл работы холодильной машины в координатах “ P - i “( рис. 3.1.)
Цикл работы холодильной установки одноступенчатого
( а ) и двухступенчатого ( б ) сжатия в координатах “ P - i “
а)
lg P,
мПа
3¢ 3 Рк,tка 2
Р0,t0
4 Х=1 1
Х=0 q0 l
tвс
б)
lgP,
мПа 3¢ 3 Рx a 2
Pпр
2¢
4 Po 1
X=0
рис. 3.1 |
i, кДж/кг |
С этой целью прежде всего определяются рабочие давления и температуры кипения ( t0 ) , всасывания ( tвс ) , конденсации ( tк ) и переохлаждения ( tп ) хладагента .
t0 = tв - ( 7 ÷ 10 )0 C
tвс = t0 + ( 10 ÷30 )0 C
tк = tн + ( 12 ÷ 15 )0 С
tп = tк - 50 С
Здесь:
tв - средняя температура воздуха внутри грузового помещения вагона или РК при перевозке заданного груза;
tн - средняя наружная температура воздуха.
Особенностью современных транспортных холодильных установок является наличие регуляторов давления всасывания , которые не допускают повышения давления всасывания свыше определенного во избежание перегрузки электродвигателей компрессоров и дизель-генераторов РПС. В АРВ и 5-вагонных секциях ZB-5 регуляторы настроены на давление всасывания, соответствующее температуре кипения ( - 80 С ), а в 5- ва-гонных секциях БМЗ – на (- 14 0 С). Поэтому в холодиль-ных установках этих вагонов t0 ≤ ( - 8 ) или tо ≤ ( - 14 )0 С.
В холодильных установках рефконтейнеров условно принимаем t0 ≤ ( - 8 ).
По известным температурам tк и t0 , используя диаграмму“ Р - i “ для хладона - 12 , определяем давление кипения ( Р0) и конденсации ( Рк ) , а в двухступенчатых установках , кроме того , промежуточное давление ( Рпр)
Рпр = ( 3.10. )
Далее, по известным рабочим температурам и давлениям строится цикл работы холодильной машины в реальных условиях в координатах“ Р - i “, определяются по диаграмме энтальпии в точках 1,2 ,3,3/ ,4 и удельный объем пара на всасывании в цилиндры компрессора в точке 1( u1 ) и рассчитывается qv :
q0 i1 - i4
qv = ––––– = –––––, кДж / м3 ( 3.11. )
u1 u1
После этого по формуле (3.9.) рассчитывается холодопроизводительность установки вагона или контейнера.
Определение продолжительности работы
Холодильного оборудования РПС или РК
За груженый рейс
Мощность энергохолодильного оборудования рефриже-раторных вагонов и контейнеров рассчитана на экстремальные условия работы. Но в процессе эксплуатации , как правило , в таких условиях установки работают редко, поэтому предлагается определить продолжительность работы холодильного оборудования в конкретных условиях перевозки.
Она может быть определена как произведение коэффициента рабочего времени холодильных установок ( Крв ) в рейсе на продолжительность груженого рейса. Коэффициентом рабочего времени оборудования в общем случае называется отношение продолжительности работы оборудования в течение какого-то периода к длительности этого периода.
Коэффициент рабочего времени ( Крв ) холодильного оборудования вагона можно определить по формуле ( 3.12. ), а
рефконтейнера по формуле (3.10.)
Qтп
Крв = –––––––––– , ( 3.12. )
2 Qоэ -Q4
Qтп
Крв = –––––––––– , ( 3.13. )
Qоэ -Q4
где Q0э - холодопроизводительность одной холодиль-
ной установки в реальных условиях
эксплуатации, Вт ;
Q4- тепловой эквивалент работы вентиляторов-
циркуляторов
Q4 = Nв * nв * 1000,
где Nв - мощность, потребляемая электродвигателем одного вентилятора-циркулятора , кВт ;
nв- количество вентиляторов-циркуляторов в одном грузовом вагоне или рефконтейнере.
Имея теплопритоки Qтпи холодопроизводительность Qоэ , можно определить Крв по формуле (3.12.) или (3.13.) и затем продолжительность работы холодильных установок в сутки
tр = Крв . 24 ч/сут (3.14.)
и в целом за рейс:
tгр = крв *t гр.р, ч/рейс ( 3.15.)
tгр.р - продолжительность груженого рейса , ч . Она принимается равной уставному сроку доставки груза из 1-го раздела.
Как уже говорилось ранее, при перевозке плодоовощей с охлаждением их в пути следования различают два этапа:
I -охлаждение груза и тары с начальной температуры до температуры перевозки и II- перевозка уже охлажденного груза
( рис.3.2.). Продолжительность I этапа tI =tохл , а II этапа –
tII= tгр.р. - tI .
График изменения температуры внутри вагона
при перевозке плодоовощей с охлаждением
tв, o C
tвн
tв//
tв/
0 tI tII t
tгр.р.
Рис. 3.2.
В этом случае теплопритоки в вагон и коэффициенты рабочего времени оборудования рассчитываются отдельно для каждого
этапа, а затем определяется средний коэффициент в целом за груженый рейс по формуле ( 3.16.) :
ср КрвI tI + КрвII tII
Крв = ––––––––––––––––– ,(3.16.)
tI + tII