Общая характеристика учебного предмета «Технология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
ТЕХНОЛОГИЯ
название предмета
ДЛЯ 5 КЛАСС (ОВ/А)
__________2_________
указать количество часов в неделю
________________________________
указать УМК, по которому ведется преподавание
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии для 5 класса,
С учётом требований ФГОС.
На изучение технологии в 5 классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю. 1 час в неделю отводится для изучения материальной технологии и 1 час – на изучение информационной технологии.
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
· формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;
· освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
· овладение необходимыми вы повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
· формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
· овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
· развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
· формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
· воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
· профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
В данной программе изложено два основных направления технологии: «Материальная технология» и «Информационная технология», в рамках которых изучается учебный предмет.
На основе данной программы в образовательном учреждении допускается построение комбинированной программы при различном сочетании разделов и тем указанных выше направлений с сохранением объема времени, отводимого на их изучение.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
· культура, эргономика и эстетика труда;
· получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
· основы черчения, графики и дизайна;
· элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
· знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;
· влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
· творческая, проектно-исследовательская деятельность;
· технологическая культура производства;
· история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
· распространенные технологии современного производства.
В результате изучения технологии, обучающиеся ознакомятся:
· с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
· функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
· элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;
· экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;
· производительностью труда, реализацией продукции;
· устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);
· предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
· методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
· информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;
овладеют:
· основными методами м средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной среды, навыками созидательной, преобразующей творческой деятельности;
· умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;
· умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
· навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
· навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учетом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
· навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
· навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
· умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;
· умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей.