Ситуационная задача № 7
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Дисциплина
«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
(для первичной аккредитации)
2015 г.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Дисциплина
«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
(для первичной аккредитации)
Ситуационная задача № 1
Изготавливая препарат по прописи:
Возьми:
Настоя травы пустырника 180 мл
Анальгина 1,0
Натрия бромида
Магния сульфата поровну по 2,0
Настойки валерианы 6 мл
Смешай. Дай. Обозначь: по 1 столовой ложке 3 раза в день.
Студент поместил в цилиндр инфундирного стакана 6,0 г измельченной травы пустырника, затем залил 192 мл воды очищенной и настаивал в инфундирном аппарате на кипящей водяной бане 15 мин, периодически помешивая. Затем настаивание продолжалось при комнатной температуре 45 мин. Настой профильтровал через марлю и тампон ваты, промытый водой, отжимая сырье. В приготовленном настое растворил 1,0 г анальгина при помешивании и вновь профильтровал через тот же тампон ваты во флакон для отпуска; туда же отмерил 10 мл 20 % раствора натрия бромида и 4 мл 50 % раствора магния сульфата и 6 мл настойки валерианы, тщательно перемешал. Флакон снабдил рецептурным номером и предупредительными надписями: «Беречь от детей», «Сохранять в прохладном месте».
· Были ли сделаны студенту замечания преподавателем при контроле процесса изготовления и изготовленного препарата?
· Какой тип дисперсной системы образуется при правильном изготовлении.
· Как отразился использованный студентом вариант технологии на качестве микстуры?
Ситуационная задача № 2
Изготавливая препарат по прописи:
Возьми: Резорцина 1,5
Серы очищенной 3,0
Вазелина 50,0
Смешай, чтобы получилась мазь.
Обозначь. Смазывать ухо.
· Обоснуйте требования, которые предъявляет ГФ к лекарственной форме «Мази»?
· Как реализуются эти требования в условиях аптеки?
· По каким показателям качества следует оценить мазь, изготовленную по данной прописи?
· Какого типа мазь образуется?
· К какому типу основ относят вазелин?
· Каковы источники его получения?
· Основные свойства?
· Какие еще основы этого типа разрешены для применения в медицине?
Ситуационная задача № 3
В аптеку поступил рецепт, содержащий пропись:
Rp.: Solutionis Perhydroli 20 % - 150 ml
Da. Signa: по 1 чайной ложке для полосканий
В аптеке имеется пергидроль с концентрацией водорода пероксида – 40 %; при стандартном содержании 27,5 – 30,1 %.
· Обратите внимание на способ выписывания вещества в прописи рецепта и более высокую концентрацию водорода пероксида в растворе, имеющемся в аптеке, по сравнению со стандартом.
· Решите вопрос о возможности изготовления данного раствора.
· В случае положительного решения сделайте необходимые, обоснованные расчеты.
· Приведите оптимальный вариант технологии изготовления.
· Оцените качество на стадиях изготовления, изготовленного препарата и при отпуске из аптеки.
Ситуационная задача № 4
В аптеку поступил срочный на порошок для ребёнка 4-х месяцев
Rp. Phenobarbitali 0,005
Analgini
Antipyrini aa 0,02
Glucosi 0,15
Misce ut fiat pulvis
Da tales doses N.12
Signa. По 1 порошку 3 раза в день при повышении температуры.
Провизор-технолог, произведя фармацевтическую экспертизу, принял решение о необходимости немедленно проконсультироваться с врачом, выписавшим препарат.
· Какое решение было принято специалистами после консультации?
· Был ли изготовлен препарат по приведенной выше прописи и отпущен из аптеки?
· Предложите оптимальный вариант технологии порошков в случае их изготовления, отразив его в ППК.
Ситуационная задача № 5
Аптека закупила значительные количества субстанции натрия тиосульфата.
· Как может быть использован натрий тиосульфат при изготовлении лекарственных форм?
· Приведите примеры лекарственных форм, в которых может быть назначен натрий тиосульфат.
· Сравните особенности изготовления растворов для внутреннего применения и стерильных растворов.
· В чем состоят особенности расчетов и изготовления растворов №1 и № 2 Демьяновича.
· Приведите примеры использования натрия тиосульфата в качестве вспомогательного вещества и обоснуйте выбор натрия тиосульфата в качестве стабилизатора.
Ситуационная задача № 6
Какой технологический прием используютпри изготовлении водных и глицериновых растворов йода? Проконсультируйте фармацевта – молодого специалиста по особенностям расчетов и технологии изготовления препарата по прописи:
Rp.: Iodi 0,06
Kalii iodidi 0,6
Extracti Valerianae 3,0
Pulveris radicis Liquiritiae quantum satis.
Misce, ut fiant pilulae N. 40
Da. Signa: по 1 пилюле 3 раза в день.
Ситуационная задача № 7
Изготавливая препарат по прописи:
Возьми: Кислоты салициловой 0,5
Раствора йода спиртового 2 % - 10 мл
Глицерина 10,0
Этанола 70 % - 50 мл
Смешай .Дай. Обозначь: смазывать пораженные участки кожи.
· В сухом отпускном флаконе студент растворил 0,5 г кислоты салициловой, 0,2 г йода в 10 мл 90 %-ном этаноле, затем отмерил 50 мл 70 %-ного этанола, 10 мл глицерина и все тщательно взболтал. Флакон оформил основной этикеткой «Наружное» и дополнительными этикетками «Хранить в прохладном месте», «Хранить в защищенном от света месте».
· Дайте обоснование ошибок, допущенных студентом.
· Какова масса этанола учетной концентрации отпущена по рецепту?