Приготовление хромовой протравы. 13 страница

Высушенный головной убор освобождают от закреплений, расчесывают, отводят от формы и снимают. При необходимости рельефы закрепляют ручными потайными стежками.

Далее пришивают предусмотренную моделью отделку и обрабатывают нижний борт: мех с подборткой подгибают внутрь на 0,5-1 см и пришивают ручными стежками к жесткой основе.

И заключительным этапом изготовления мехового головного убора является соединение подкладки с меховым верхом. Для этого на изнаночную сторону подкладки в 3-4 местах (на основании) наносят клей и подкладку вкладывают в головной убор так, чтобы стачной шов подкладки находился посередине затылочной части шляпы. Срез подкладки подгибают на 1-1,2 см и подшивают ручными потайными стежками к меховому верху по линии притачивания подбортки.

Готовое изделие на 2-3 мин надевают на электроформу, которую раздвигают до заданного размера, не деформируя при этом рельефы. Температура нагрева электроформы 110-120 0 C. Или изделие отстаивают на форме соответствующего размера до полного прилегания подкладки к головному убору. После этого волосяной покров расчесывают, заглаживают щеткой и головной убор снимают с формы.

Некоторые варианты обработки нижнего борта женского головного убора в случае использования жесткой основы представлены на рис.4.6.

Технология изготовления мягких головных уборов из натурального меха разделяется на два вида работ:

·скорняжные (подборка меха, сшивание меховых деталей, правка на форме согласно модели, зачес волоса);

·швейные (пошив головного убора).

Перед раскроем подобранные для головного убора шкурки должны быть соответствующим образом подготовлены. Сначала их увлажняют водой или специальным раствором (20-300 С) со стороны кожевой ткани, складывают кожевой тканью внутрь и оставляют лежать на некоторое время в зависимости от вида меха и толщины кожевой ткани.

После пролеживания увлажненные шкурки тщательно расправляют на доске или деревянной форме. При этом шкуркам придается определенная форма в зависимости от конфигурации лекал.

Мелкие шкурки подбирают по лекалам, при этом волос должен быть направлен в одну сторону, а лучшие и более крупные части шкурок ставят на переднюю часть головного убора. Края шкурки с более низким и редким волосяным покровом, которые нельзя использовать при изготовлении изделия, обрезают. Далее обозначают края соединяемых частей и шкурки сшивают на скорняжной машине или ручными стежками.

Если сшитые части шкурок расправляют на доске, то мех прикрепляют к ней колками или иглами на расстоянии 1-2 см. При правке на форме мех натягивают на нее волосяным покровом вверх, хорошо зачесывают по направлению волоса и сушат в сушильных камерах или при комнатной температуре до полного высыхания.

В соответствии с типовыми методами изготовления женских головных уборов на мягкой основе детали кроя из меха стачивают вместе с прокладкой. Сшитый меховой колпак натягивают на деревянную форму, закрепляя в верхней части и укладывая складки по модели. Необходимо, чтобы изделие находилось на форме некоторое время. Затем головной убор снимают с формы и скрепляют складки изнутри ручными стежками по нижнему краю борта. Излишки меха по низу головного убора подрезают и притачивают кромку. Мех перегибают по нижнему срезу на 1 см и пришивают вместе с кромкой к прокладке ручными косыми стежками. После этого прикрепляют отделку, если она есть по модели, и вшивают подкладку.

Головной убор правят окончательно, натягивая его на форму соответствующего фасона. Расчесывают волос и выдерживают на форме в течение 1,5-2 часов при комнатной температуре.

При изготовлении мягкой шляпы с полями ко всем деталям изделия, изготовленного из тонкого и слабого меха (каракульчи,кролика, крота и т.п.), прикрепляют коленкор ручными стежками или на специальной машине. Подготовленные таким образом детали стачивают на скорняжной машине и швы разбивают деревянным молотком.

К верхней детали полей приметывают прокладку, выкроенную по косой нити из фланели в один слой или марли в два слоя. Ее внешний край предварительно окантовывают полоской марли. Прокладку располагают на расстоянии 0,2-0,3 см от края полей из меха и приметывают редкими стежками, чтобы не были заметны проколы с лицевой стороны.

Детали верха и низа полей складывают волосяным покровом внутрь, скрепляют в нескольких местах и стачивают на скорняжной машине..Шов разбивают, поля вывертывают, тщательно выправляя шов, и кладут под груз, чтобы они стали плоскими.

Затем поля прострачивают по внутреннему краю (на универсальной машине цепным стежком) для предохранения его от растяжения при дальнейшей обработке. Поля и головку складывают волосяным покровом внутрь, совмещая середины деталей, и стачивают швом шириной 0,7-1 см. Строчку прокладывают со стороны головки, равномерно ее посаживая. Затем обрабатывают подкладку и соединяют ее с головным убором.

Основные понятия:

Ассортимент меховых головных уборов чрезвычайно широк. В меховой промышленности головные уборы классифицируют по следующим признакам:

·целевому назначению;

·половозрастному признаку;

·видам меха;

·моделям;

·способу изготовления.

Вопросы для самоконтроля:

1. По каким признакам классифицируются головные уборы в меховой промышленности?

2. Опишите процесс раскроя шкурок норки для изготовления женского головного убора.

3. От каких факторов и почему зависит схема раскроя меховой шкурки?

4. В чем заключается обработка размерной части формованного головного убора?

5. Чем обусловлено разнообразие вариантов обработки размерной части женского головного убора на жесткой основе?

6. С какой целью и на каких этапах обработки выполняют правку головного убора на форме?

Рекомендуемая литература:

1. Бужинский Ч., Дуда И. и др. Скорняжное производство. Пер. с польск. – М.: Легпромбытиздат, 1985.

2. Голичков С.В. Технология одежды из меха. – М.: Легкая индустрия, 1974.

3. Долгополова Л.П., Сапронов Ю.Г., Шайкевич Е.И. Изготовление головных уборов на предприятиях бытового обслуживания. – М.: Легпромбытиздат, 1990.

Лекция 30. Ремонт и обновление меховых изделий

План:

1.Особенности ремонта и обновления меховой одежды

2. Технология ремонта и обновления меховых головных уборов

В процессе эксплуатации мехового изделия в течение длительного времени устаревает его фасон, истирается и теряет свою природную красоту волосяной покров, ухудшается прочность и пластические свойства кожевой ткани, ослабевает связь с нею волосяного покрова. Изделие изнашивается.

Различают два вида износа:

·эксплуатационный (характеризуется различного рода дефектами, которые возникают в процессе носки изделия);

·моральный (характеризуется несоответствием изделия современной моде).

Ремонт изделий из натурального меха чаще всего выполняют с целью устранения последствий эксплуатационного износа. Однако такому ремонту, как правило, сопутствует и обновление изделия в соответствии с направлением моды.

При моральном износе изделия, когда волосяной покров и кожевая ткань находятся в хорошем состоянии, его обновляют.

1.Особенности ремонта и обновления меховой одежды

Обновление меховой одежды выполняют со значительным или нет изменением размера, фасона изделия или его отдельных деталей.

При хорошей потяжке кожевой ткани бывает достаточно перетянуть детали скроя по новым лекалам или же незначительно перекроить их. Для этого на деревянный щит наносят контуры лекала, увлажняют детали скроя, дают пролежку и производят правку деталей колками.

После сушки скрой слегка отминают, детали обмеловывают по лекалам, обкраивают их и производят частичный перекрой. Необходимые надставки меха для отдельных участков деталей выкраивают из тех частей меха, которые образовались при обкрое скроя по новым лекалам.

При эксплуатационном износе, помимо возможного изменения размера изделия и его фасона, необходимо выполнить ряд реставрационных операций по восстановлению целостности волосяного покрова на различных участках верха.

Как известно, интенсивное истирание одежды происходит на сгибах, так как они имеют наибольшую жесткость и меньшую площадь истирания. Поэтому в меховой одежде именно на сгибах кожевой ткани волосяной покров разрушается в первую очередь. Износ, как правило, проиисходит на следующих участках и в таком порядке:

·низ рукавов;

·сгиб борта;

·места входа в боковой карман;

·воротник;

·локтевая часть рукава;

·низ изделия по сгибу.

Реставрационные операции по восстановлению волосяного покрова выполняются следующими известными способами: прорезкой "рыбкой", спуском клина (в том числе, спуском клиньев с двух сторон, параллельным и многоклинным), прорезкой с вставкой.

Для восстановления целостности значительных по размерам поврежденных участков мехового верха применяется способ перемещения полноценных участков меха. Суть его заключается в следующем. Взамен удаленного участка верха используется полоса меха, расположенного под или над поврежденным участком. Место вырезанной полосы заполняется дополнительным мехом или мехом манжет, лацканов или воротника изделия.

Изменение ширины изделия, его удлинение также связано с привлечением дополнительного количества мехового полуфабриката. При этом возникают трудности при подборе дополнительного меха: он должен по качеству, цвету, сорту соответствовать меху ремонтируемого изделия. Это обстоятельство и вызывает необходимость использовать для увеличения размеров скроя и восстановления его поврежденных участков детали самого изделия - воротник, манжеты, лацканы, иногда рукава. Взамен использованных для ремонта деталей изготавливают новые из подобранного мехового полуфабриката.

Существует несколько способов удлинения изделия:

·наращивание длины вставками дополнительного меха для стана с горизонтальным расположением шкурок;

·вставка меха для удлинения стана с вертикальным расположением шкурок;

·ступенчатая перерезка стана по диагонали с перемещением полос (столбиков);

·двух- или трехклинный роспуск.

Выбор способа удлинения меховой одежды зависит от следующих факторов:

·вида меха;

·расположения шкурок в изделии;

·способа раскроя шкурок при его изготовлении;

·величины удлинения изделия.

Способ наращивания длины вставками дополнительного меха для стана с горизонтальным расположением шкурок используется для изделий, изготовленных из шкурок шириной 8-15 см или из полушкурок, полученных разбивкой (как правило, для горизонтального расположения шкурок и подбирают полуфабрикат указанной ширины). Поэтому при удлинении изделия можно воспользоваться простым добавлением одной горизонтальной полосы меха в верхней или нижней части стана, а также вставкой меха между горизонтальными полосами.

Выбор места наращивания определяют с учетом состояния волосяного покрова мехового стана, прочности кожевой ткани, наличия в достаточном количестве меха, необходимого для обновления изделия.

Способ вставки меха для удлинения стана с вертикальным расположением шкурок является более сложным, чем простое наращивание длины. Удлиняют стан вставкой в него поперечной полосы меха необходимого размера. Для этого в верхней или нижней части стана делают поперечный разрез, соответствующий линиям соединения шкурок (по волнистой, пилкой и т.д.), затем стан раздвигают и вставляют мех.

Способ - ступенчатой перерезки стана по диагонали с перемещением полос (столбиков) (рис.5.1) применяется для увеличения длины стана, изготовленного из шкурок норки, ондатры и других видов пушнины вроспуск, с шириной столбиков 6-12 см. Расположение шкурок вертикальное. Удлинение стана производится путем перемещения полос по диагонали от бортов к центру спинки. Взамен переместившихся полос, ранее находившихся на бортах, подбирают другие шкурки.

Способ двух- или трехклинного роспуска применяется для удлинения стана, изготовленного из целых шкурок длинноволосой пушнины. Он позволяет увеличить длину изделия на 8-10 см посредством 2-4 многоклинных роспусков, которые выполняют на шкурках,расположенных в нижнем ряду.

Наиболее распространенным способом расширения стана является расставка под проймой. Способ предусматривает разрезание стана под проймой, раздвижку на нужную ширину и вшивание вертикальной полосы (клина) меха необходимого размера. При этом различают несколько вариантов линий разреза стана под проймой в зависимости от вида мехового полуфабриката: прямая, ломаная, фигурная, пилка прямоугольная. Прямая линия разреза применяется для пушнины, остальные - для каракуля.

Ремонт и обновление узлов одежды осуществляют путем:

·перемещения изношенного участка в сторону внутренней части детали;прорезкой с различными вставками;полным перебором меха в деталях;

·обработкой низа изделия, рукавов, бортов дополнительным материалом в виде планки;

·заменой верхнего воротника;

·изготовлением манжет.

Выбор способа ремонта того или иного узла определяется прежде всего степенью его износа.

Приготовление хромовой протравы. 13 страница - student2.ru

Рис.1. – Схема ступенчатой перерезки полос с премещением для удлинения стана.

Так, при ремонте низа рукавов незначительную потертость меха по всему периметру шириной 0,4-0,5 см устраняют путем прорезки посередине дефектного участка и последующего сшивания срезов. А при достаточной длине рукавов ремонт осуществляют путем перемещения дефектного участка на изнаночную часть рукава.

При небольшом износе низа рукавов можно также немного удлинить их за счет использования припуска на подгибку и дополнительной обтачки низа рукава.

Если в качестве обтачки применяют кожу или замшу, то ее сначала стачивают по боковым срезам, а затем притачивают к низу рукава на скорняжной машине. После этого по низу рукавов на машине потайного стежка пришивают прокладку. Обтачки отворачивают наизнанку и выметывают низ рукавов. Верхние срезы обтачек пришивают к прокладке на машине потайного стежка. Надставки утепляющей прокладки пришивают к утепляющей прокладке рукавов, а надставки подкладки притачивают к низу подкладки рукавов. И в заключении подкладку подшивают к обтачкам низа рукавов потайными стежками.

При большой степени износа низа рукавов их ремонтируют надставками из меха или притачными манжетами, что позволяет сохранить первоначальную длину рукавов или удлинить их.

При ремонте надставками низ рукавов подрезают на максимальную величину дефектного участка и в рукавах с долевым расположением шкурок надставку соединяют в "пилку", а в рукавах с поперечным и косым расположением шкурок - по прямой линии.

Ремонт низа рукавов притачными манжетами выполняют после подрезания изношенной части низа рукавов. Далее обрабатывают вытачки или образуют сборки, складки, если они имеются по модели, и приступают к изготовлению притачных манжет.

При обработке манжет из меха к кожевой ткани деталей пришивают хлопчатобумажную прокладку и подшивают ее края по всем срезам. С изнанки манжет намечают линию сгиба и выстегивают их с прокладкой на машине потайного стежка, а боковые срезы стачивают. После этого манжеты перегибают вдоль посередине и заметывают. Края манжет закрепляют вспушиванием. Обработанные таким образом притачные манжеты притачивают к низу рукавов на скорняжной машине.

Заключительными операциями ремонта и обновления меховой одежды являются расправление швов и расчесывание волосяного покрова.

2. Технология ремонта и обновления меховых головных уборов

Ежегодное изменение моды в одежде соответственно влечет за собой изменение моды головных уборов. Головные уборы активно выступают в ансамбле, подчеркивая и определяя характер стилевого образа. В зависимости от направления моды они изменяются по форме, объему, пропорциям, манере ношения, приемам художественного оформления.

Непродолжительное ношение модных меховых головных уборов по сезонам не приводит к полному износу дорогостоящего меха. И так как процент износа головных уборов невысок, возникает необходимость в их обновлении, а также в поддержании качественного внешнего вида изделий путем выполнения ремонта.

Из всех видов головных уборов наиболее часто подвергаются ремонту и обновлению женские головные уборы. Их ремонт включает следующие виды работ:

·ремонт изношенных участков с подборкой и добавлением меха;

·изменение размера головного убора;

·замена подкладки;

·ремонт изношенных участков по нижнему борту головного убора на жесткой основе;

·замена деформированной основы;

·исправление деформированного головного убора.

Ремонт изношенных участков с подборкой и добавлением меха состоит в следующем. Сначала отпарывают подкладку и подбортку на участке, подлежащем ремонту. Изношенный участок меха удаляют скорняжным ножом на весу. Затем с учетом направления, высоты, а также цвета волосяного покрова подбирают и выкраивают вставки и приставки меха, которые соединяют с основной деталью на скорняжной машине или ручными стежками. При этом вставки меха вырезают больше поврежденного участка на 2-3 мм со всех сторон. Соединительные швы разбивают деревянным молотком. Пришивают подбортку и подшивают потайными стежками подкладку изделия.

В процессе носки головной убор может увеличиться в размере. Для уменьшения размера необходимо отпороть подкладку и подбортку. Затем к нижнему срезу мехового верха притачать новую подбортку меньшего размера. Подкладку распороть, приутюжить с изнаночной стороны, подрезать в соответствии с требуемым размером, обработать и соединить с головным убором.

Уменьшить размер головного убора можно также вшиванием по линии присада размерной полоски из фетра. При этом размерную полоску предварительно отпаривают через увлажненный проутюжильник, растягивают и вырезают. Ширина полоски 2 см, длина равна размеру головного убора с припуском на толщину фетра и ширину шва стачивания ее концов. Полоску вшивают в размерную часть головного убора с внутренней стороны.

При необходимости увеличить размер головного убора на 1-1,5 см применяют разъемную форму. Изделие надевают на форму, устанавливают нужный размер и отстаивают в течение 20-30 мин.

Если размер головного убора надо увеличить на 2-3 см, подкладку и подбортку заменяют большим размером. Изделие с изнанки увлажняют, натягивают на форму нужного размера и сушат в сушильном шкафу в течение 15-20 мин. Подсушенный головной убор снимают с формы и вшивают подкладку.

Замена подкладки заключается в отпарывании износившейся, потерявшей товарный вид подкладки и изготовлении новой, которую вшивают в ремонтируемый головной убор.

В головных уборах на жесткой основе быстро изнашивается мех в затылочной части по нижнему краю борта. Ремонт в этом случае начинается с отпарывания подкладки и подбортки. После этого верх отделяют от основы. Изношенные участки меха в затылочной части вырезают скорняжным ножом, а тщательно подобранные вставки, подкроенные по форме вырезанного участка, притачивают к основной детали на скорняжной машине. Швы увлажняют и разбивают деревянным молотком.

Основу увлажняют, надевают на форму, натягивают верх и закрепляют по линии присада. Головной убор на форме просушивают в сушильной шкафу, после чего верх вместе с основой отводят от формы и снимают. К нижнему срезу пришивают подбортку и верх соединяют с подкладкой.

При замене деформированной основы отпарывают подкладку и отделяют мех от основы. Деформированную основу заменяют на вновь выкроенную, которую пропитывают в водном растворе клея, отжимают и плотно натягивают на форму, закрепляя рельефы и равномерно распределяя посадку в размерной части. Основу просушивают, освобождают от закреплений, отводят от формы и приутюживают, устраняя неровности. Излишки основы в размерной части подрезают. Верх головного убора с изнаночной стороны увлажняют и после 6-10 мин пролежки плотно натягивают на основу, укладывая все фасонные линии, и высушивают. Головной убор снимают с формы. Обрабатывают размерную часть изделия (подрезают нижний срез, пришивают подбортку) и вшивают подкладку.

Исправление деформированного головного убора выполняется для придания ему товарного вида. С этой целью деформированное изделие надевают на деревянную форму соответствующего размера, расправляют, закрепляют булавками, причесывают металлической расческой и отстаивают на форме.

В деформированном головном уборе на жесткой основе отпарывают подкладку, подбортку, отделяют мех от основы. Затем изготавливают новую основу. Дальнейшая обработка аналогична типовым методам обработки головных уборов из меха на жесткой основе.

При моральном износе мехового головного убора требуется его частичный или полный перекрой с изменением фасона в соответствии с направлением моды. Обновление головного убора может быть выполнено с использованием дополнительных материалов: натуральной кожи, фетра, замши, ткани, меха. При этом обновление выполняется с изменением или без изменения ассортимента.

Основные понятия:

Различают два вида износа:

·эксплуатационный (характеризуется различного рода дефектами, которые возникают в процессе носки изделия);

·моральный (характеризуется несоответствием изделия современной моде).

Вопросы для самоконтроля:

1. В каком случае при обновлении одежды бывает достаточным перетянуть детали скроя по новым лекалам?

2. Почему возникают трудности при подборе мехового полуфабриката для ремонта и обновления изделий?

3. В каком случае для удлинения одежды бывает достаточным добавить одну горизонтальную полосу меха?

4. Каким из способов расширения стана целесообразно воспользоваться при обновлении пальто из каракуля?

5. В чем заключается ремонт изношенных участков по нижнему борту женского головного убора?

6. Каким образом можно уменьшить размер головного убора?

Рекомендуема литература:

1. Бужинский Ч., Дуда И. и др. Скорняжное производство. Пер. с польск.-М.: Легпромбытиздат, 1985.

2. Голичков С.В. Технология одежды из меха.-М.: Легкая индустрия, 1974.

3. Долгополова Л.П., Сапронов Ю.Г., Шайкевич Е.И. Изготовление головных уборов на предприятиях бытового обслуживания.-М.: Легпромбытиздат, 1990.

4. Есина Е.В. Разработка способа проектирования меховых изделий с применением методов сложного раскроя. Дис. ... к.т.н.-М.: МТИЛП, 1993.

5. Кутюшев Ф.С. Скорняжное производство.-М.: Легпромбытиздат, 1989.

6. Марсакова З.П. Технология меховых скроев одежды.-М.: Легпромбытиздат, 1987.

7. Марсакова З.П., Петрова Е.М., Аппаков А.Ш. Производство меховых и овчинно-шубных изделий.-М.: Легпромбытиздат, 1991.

8. Назарова А.И., Кузина Т.С. Способы ремонта низа изделий из пушно-меховых полуфабрикатов и шубной овчины. ЭИ. Пошив и ремонт швейных изделий по заказам населения.- М.: ЦБНТИ, 1990, вып.1.

9. Назарова А.И., Куликова И.А., Савостицкий А.В. Технология швейных изделий по индивидуальным заказам.-М.: Легпромбытиздат, 1986.

10. Назарова А.И., Лисиенкова Н.Г. Прогрессивные способы ремонта изношенных участков рукавов верхней одежды из пушно-меховых полуфабрикатов. ЭИ. Пошив и ремонт швейных изделий по заказам населения.- М.: ЦБНТИ, 1990, вып.1.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практическая работа № 1

Тема: Анализ красителей для кожи и кожевой ткани меха

Цель: Ознакомиться с методикой распознавания красителей

1.Определение однородности красителя

Испытуемый образец красителя сдувают с кончика скальпеля на находящуюся на расстоянии 10 см предварительно смоченную теплой дистиллированной водой фильтровальную бумагу. Краситель считается однородным, еслив нем нет инородных включений. Фильтровальную бумагу высушивают, определяют цвет и оттенок красителя и прикладывают к отчету.

2. Распознавание кислотных, прямых и основных красителей

Чтобы определить класс красителей, готовят раствор красителей с концентрацией 10 г/л. Для анализа достаточно приготовить раствор 1 г красителя на 100 мл дистиллированной воды. К 10 мл раствора красителя приливают несколько капель смеси, состоящей из 10 г таннина,10 г ацетата натрия и 10 мл воды. Если испытуемый краситель основной, то при этом выпадает осадок. Основные красители дают и осадок в том случае, если к их раствору прилить раствор кислотного или прямого красителя. Для отличия кислотных красителей от прямых в их раствор добавляют несколько капель серной кислоты. При этом прямые красители осаждаются, кислотные - нет. Можно отличить их и с помощью пробных выкрасок хлопка и шерсти. Прямые красители хорошо окрашивают хлопок в нейтральной среде, кислотные - не окрашивают хлопок в той же среде и хорошо окрашивают шерсть в кислой среде.

Таблица 1 - Распознавание красителей

Вид обработки Красители
  Основной Кислотной Прямой
Раствор уксуснокислого натрия и таннина Осадок Нет осадка Нет осадка
Кислая среда (+несколько капель серной кислоты - Нет осадка Осадок
Окрашивание хлопка - В нейтральной среде не окрашивает В нейтральной среде хорошо окрашивает
Окрашивание шерсти - В кислой среде хорошо окрашивает Плохо окрашивает

Чашку или стакан с 30 мл раствора красителя и пряжами кипятят при помешивании в течении 3 минут, вынимают пряжи и тщательно ополаскивают в холодной воде . в случае окрашивания шерстяной пряжи ее снова опускают в тот же раствор красителя, в который предварительно добавлено несколько капель соляной кислоты (1:10). При этом отмечают усиление интенсивности окрашивания пряжи. В случае окрашивания хлопчатобумажной пряжи ее снова погружают в раствор красителя, в который предварительно добавлено несколько капель раствора кальцинированной соды (10%-ной), замечают усиление интенсивности окрашивания.

Контрольные вопросы:

1. Как производиться определение однородности красителя

2. Опишите метод распознавания кислотных прямых и основных красителей

Рекомендуемая литература:

1. Головтеева А.А. и др. Лабораторный практикум по химии и технологии кожи и меха / Головтеева А.А., Куциди Д.А., Санкин Л.Б. – М.: Легпром- бытиздат, 1987. – 312 с.

2. Справочник по меховой и овчинно-шубной промышленности / Шмелева Т.А., Пурим Я.А., Иванова-Толмачева Н.П. и др. – М.: Легкая индустрия, 1970. – 400 с.

3. Есина Г.Ф. , Санкин Л.Б. Отделка меха. – М.: Легпромбытиздат, 1994.- 208 с.

4. Отделка кож / Страхов И.П., Головтеева А.А., Куциди Д.А., Санкин Л.Б. М.: Легпромбытиздат, 1983. – 360 с.

5. Бородкин В.Ф. Химия красителей. – М.: Химия, 1981. – 284 с.

Практическая работа № 2

Тема: Качественный анализ окислительных красителей

Цель: Научиться качественному анализу окислительных красителей

0,2 г красителя растворяют в 100 мл горячей (600С) дистиллированной воды и отфильтровывают от не растворившегося осадка. 5 мл приготовленного раствора наливают в пробирку, куда постепенно прибавляют 5 мл реагента и наблюдают изменение окраски, а так же образование осадка сразу после добавления реагента и спустя 5 минут. Для проведения качественных реакций приготавливают 10%-ные растворы сернокислого железа (закисного) FeSO4 (11), хлорного железа FeСl3, медного купороса CuSO4, ванадиевокислого аммония, а так же раствор хлорной извести, полученный обработкой 1 л дистиллированной воды 100 г хлорной извести в течение 1 ч при комнатной температуре. Раствор солянокислого анилина берут с концентрацией 2 г/дм3. Раствор анилиновой соли смешивают с испытуемым красителем в равных пропорциях. Реакция с концентрировнной серной кислотой проводится действием серной кислоты на сухой порошок красителя в сухой пробирке. Реакция с желтым для меха Н проводится следующим образом . 0,5 г красителя растворяют в 200 мл дистиллированной воды. Раствор подкисляют 15-20 мл концентрированной соляной кислоты и туда же добавляют цинковую пыль. Происходит бурная реакция восстановления , сопровождающаяся обесцвечиванием раствора. Раствор быстро отфильтровывают в пробирку. К 5 мл фильтрата медленно приливают реагент и наблюдают изменение окраски.

Таблица 1 - Качественный анализ красителей для меха

Краситель Формалин Хлорная известь Хлорное железо Сернокислое железо Серная кислота конц. Серно кислая медь
Черный для меха Д Белый осадок Хлопье видный осадок Окрашивание в зеленый цвет, переходящий в фиолетовый Окрашивание в желто коричневый цвет и коричневый осадок - Окрашивание в желто зеленый цвет и осадок
Коричневый для меха Т То же Осадок, окрашивание раствора в оранжевый цвет Раствор Красителя + анилиновая соль: окрашивание в красно коричневый - - -

Наши рекомендации