Некоторые особенности местного кузнечного производства
К ним относится, прежде всего, преобладание в общей массе поковок цельнометаллических конструкций (из железа и стали) и значительная доля цементации. Наварная технология также имеет место. Термообработка фиксируется во всех случаях, где сталь способна ее воспринять. Художественная ковка черных (железных) сплавов — один из древнейших способов обработки металлов. Его истоки на Руси связаны с производством орудий труда славянскими племенами, населявшими нашу страну в VI—VIII вв. К IX в.н.э. (возникновение Древнерусского государства), когда кузнечное ремесло достигло высокого уровня. Из черного металла изготовляли самые разнообразные изделия: орудия труда, бытовую утварь, оружие, ювелирные изделия. Древнерусские кузнецы владели всеми приемами свободной ковки, сварки, термической обработки, горновой пайки медью. При том уровне техники все это требовало от мастера большого опыта и навыка, так как различить, например, сорта стали (мало-и высокоуглеродистой) можно только по цвету и характеру искры или излому, а степень нагрева при ковке, закалке и сварке — по цвету каления (на глаз); о температуре отпуска стали кузнец судил по цветам побежалости и т.п. Кузнец-ремесленник был не просто исполнителем, создающим изделия и владеющим всем комплексом технологических и производственных знаний и навыков, но и творцом, изобретателем конструкций и форм изделий, включая и их художественно-декоративные качества. Важно отметить, что изделия древнерусских кузнецов, не только те, что служили украшением костюма (перстни, пряжки, застежки, браслеты, цепочки, подвески) или украшением конской сбруи, но и оковки, петли на ларцы и сундуки, дверные замки, мечи, путы, шлемы, боевые топоры, всевозможная бытовая утварь и множество других железных кованых изделий по их высоким художественным качествам современные искусствоведы относят к прикладному искусству и рассматривают как художественные произведения. С развитием древнерусского кузнечного ремесла расширялось разнообразие изделий, совершенствовались техника и специализация. Выделялось до 16 специальностей мастеров по металлу: оружейники, замочники, ножовщики, колечники, бронники, шлемники и др., получившие свое название от предметов, ими изготовляемых. Кузнецы узких специальностей продолжали совершенствовать технологию каждый в своей области. Появились специальные инструменты: напильники, тиски, зубила. Однако основные приемы свободной ковки, известные с глубокой древности, сохранились до наших дней. Это такие простые операции, как вытяжка, осадка, рубка, пробивка отверстий, изгибание, скручивание, сварка, насекание рисунка. Все эти операции выполняли ручником на наковальне, используя ее отдельные участки (рог, лицо), или с применением вспомогательных инструментов: зубила, подбойки и т.д. При этом каждый кузнец знал особенности обработки различных сортов стали, многие хитрости и секреты, известные иногда только ему.
Рис. 2. Устройство современной кузницы.
1 — скоба для инструментов; 2 — резервуар для угля; 3 — наковальня; 4 — колода; 5 — бочка с водой; 6 — слесарные тиски; 7 — рабочий стол. Помещение для кузницы (рис. 2) должно быть достаточно просторным и светлым. Полезная площадь — около 40 м2 при высоте 3-4 м. Стены кузницы — кирпичные или деревянные. При постройке кузницы из дерева стены следует оштукатурить с внутренней стороны. Пол гладкий, легко убирающийся. Важнейшим оборудованием является горн — на один или два огня под одним дымоходом. От горна на расстоянии 1,5-2 м устанавливают наковальню, на некотором расстоянии от нее — стуловые тиски.
Емкости для воды монтируют вместе с конструкцией горна или возле нее. В старых русских кузницах использовали деревянную бочку, на две трети зарывая ее в землю. Это позволяло держать воду холодной, что необходимо при закалке или охлаждении инструмента. Очень важно найти удобное место для кузнечного инструмента. Его можно вешать на стене, на колпаке дымохода или специальной стойке, что и практиковали русские мастера. Современный кузнец должен придерживаться особых правил, которые вырабатывались веками древними мастерами и передавались от деда-прадеда. Ящики для песка, передвижные козлы из стали, сверлильные станки, пневматический молот, рычажные ножницы, автогенный сварной аппарат в качестве передвижного горна — вот те инструменты, помогающие кузнецу более полно и качественно воплощать свои идеи в материале. Нужно помнить, что все инструменты и приспособления должны всегда находиться на определенном месте, в строгом порядке. Это незыблемое правило. Его нарушение приводит к увечьям, а порой и смерти мастерового. То, что требуется чаще, надо положить ближе. Инструмент, который берут правой рукой, должен быть справа; тот, что берут левой — слева. Под рукой нужно иметь только инструмент, необходимый для данной технологической операции.