Координации взаимодействия
С помощью этих технологий можно оперативно распределить между членами команды зоны ответственности за реализацию задачи. Поэтому данные технологии дополняют ситуационный анализ (так как без него невозможно правильно сформулировать задачу и результат).
Зона ответственности — это конкретный участок работ, ответственность за достижение определенного результата берет на себя каждый член команды.
Выделим две технологии координации взаимодействия:
1. Мини-команда;
2. Мастер.
Технология «Мини-команда»эффективна, когда достижение результата предполагает достаточно большой объем разноплановых работ, требующих четких скоординированных действий исполнителей.
В этом случае команда разделяется на две-три мини-команды. Каждая мини-команда берет на себя определенную зону ответственности и определяет сроки достижения результата. Мини-команда самостоятельно выбирает лидера, иногда спонтанно, в оперативном порядке.
Технология «Мастер»используется в командах профессионалов высокого уровня. В этом случае на оперативном совещании команды каждый мастер берет на себя определенный фронт работ (зону ответственности) и представляет команде свой план достижения результата. Команда устанавливает правило: каждый мастер имеет право созывать оперативное совещание всей команды, если это ему необходимо для достижения результата.
Технологии «Мини-команда» и «Мастер» могут использоваться одновременно, все зависит от особенностей вашей команды.
ШАГ ВОСЬМОЙ:
СОЗДАНИЕ (ИЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ)
ИМИДЖА КОМАНДЫ
Последовательно пройдя семь шагов, ваша команда действительно стала КОМАНДОЙ. Это значит, что пришло время продумать ее имидж.
Имидж команды— это тот образ себя, который она формирует у других (партнеров, клиентов, смежников и пр.). То есть, имидж команды — это ее миф, предполагающий наличие определенного символизма, в котором будет «зашифрована» информация о команде.
Вы можете спросить, зачем команде имидж, если она и так хорошо работает? Если команда работает хорошо, но не умеет себя подать, через некоторое время это может сказаться на ее продуктивности. Как профессионалу, так и команде необходимо общественное признание ее деятельности. Это своего рода «подпитка», ощущение приносимой пользы, востребованности и значимости собственной работы. Благодаря этому члены команды ощущают гордость оттого, что принадлежат команде. Большая честь — быть членом команды!
Имидж, миф команды — это разумная необходимость в условиях социальной коммуникации. Имидж необходим команде для привлечения клиентов и укрепления взаимоотношений с партнерами. Дело в том, что люди воспринимают лишь только ту часть работы команды, которая обращена к ним. Людям совершенно не обязательно знать всео команде. Но та сторона деятельности команды, которая взаимодействует с внешним миром, должна быть им понятной.
Итак, имидж команды — это тот образ себя и своей деятельности, который члены команды формируют у внешних партнеров и клиентов. Если коллеги в кулуарах говорят о ком-то из членов команды: «Смотри, как он держится, смотри, как он говорит, они все в той команде такие!» — значит, у команды сформировался устойчивый имидж. Или, допустим, постоянный клиент команды рекомендует своему знакомому: «Ты отправляйся к (называет фирму-команду), они там все такие приветливые!» — это также свидетельство того, что у команды есть свой образ.
Имидж некоторых команд складывается спонтанно, сам собой, в основном благодаря энергии, идеалам, ценностям руководителя или общепринятым в определенной сфере деятельности манере общения, этикету. Например, команда банковских служащих не может себе позволить являться на работу в пестрых шортах и гавайских рубашках, также невозможно представить себе сотрудников крупного агентства недвижимости без вежливой улыбки на лице.
Другими словами, имидж команды будет сформирован независимо от того, занимается команда этим специально, или нет. Однако, если пустить процесс формирования имиджа на самотек, большая часть возможностей воздействия на рынок, клиентов, партнеров, может быть упущена. Поэтому мы предлагаем подходить к процессу создания и совершенствования имиджа серьезно и целенаправленно,
тем более что это поможет команде и в процессе стратегического планирования деятельности команды. %
Если команда уже позиционирована на рынке, то определенный имиджу нее уже есть, поэтому мы будем говорить о его совершенствовании. Прежде всего необходимо понять, на что в первую очередь нужно делать ставку в процессе совершенствования имиджа.
Дело в том, что по этому поводу существуют различные точки зрения. Некоторые, например, ставят чуть ли не знак равенства между понятиями «имидж» и «бренд», полагая, что если есть «бренд», значит уже есть и «имидж», т. е. во главу угла помещаются конкурентные преимущества. Другие считают, что имидж фирмы должен отражать идеалы, ценности фирмы. Следовательно, у имиджа две стороны: «социальная» и «духовная». И только их гармоничное совмещение может обеспечить команде достойный имидж.
С чего начинать совершенствование имиджа, с социального или духовного лица? Наш ответ — с духовного, с понимания миссии команды. Тонкое и грамотное понимание миссии поможет команде правильно себя подать на рынке, соответствовать его ожиданиям и при этом сохранить собственную индивидуальность.
Итак, создание и совершенствование имиджа командывключает в себя три взаимосвязанных процесса:
□ определение или уточнение миссии команды;
_1 исследование конъюнктуры социальных образов;
□ формирование конъюнктуры.
Рассмотрим каждый процесс подробно.