Педагогическое взаимодействие в воспитании, типы взаимодействия. Особенности педагогического взаимодействия в условиях личностно – ориентированного воспитания

Педагогическое взаимодействие - одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. ПВ- сложнейший процесс, состоящий из многих компонентов- дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий, присутствует во всех видах деят-ти - познавательной, трудовой, творческой. В основе ПВ лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнерских отн-х. ПВ может рассматриваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), социально-психологический (взд-е в коллективе) и как интегральный (различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Взд-е становится пед-им, когда взрослые выступают в роли наставников. ПВ предполагает равенство отношений. Однако в отношениях с детьми взрослые часто используют авторитарное воздействие, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. Поэтому для взрослых ПВ св. с моральными трудностями, с опасностью перейти грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство.В ситуациях неравноправия у реб. наступает ответная реакция - пытается стать автономным от такого воспитателя, оказывая сопротивление.Опытные педагоги умеют упр-ть ПВ-м. ПВ способствует не только становлению личности ребенка, но и творческому росту педагога. Результат ПВ соответствует цели воспитания — развитию личности.ПВ в воспитательном процессе – это согласованные деят-ть воспитывающего (воспитателя) и деятельность воспитанника, обеспечивающие преимущественную реализацию целей воспитания. В качестве воспитателей могут выступать педагоги, родители, социальные работники, сверстники и т.п.

В педагогике различают 2 типа взд-я: субъект-субъектное(принятие особ-й, целей, мотивов, позиции, взд-я и общения, обмена в ходе совместной деят-ти) и субъект-объектное (воздействие на воспитанников в пед-ом процессе). Взд-е м.б.прямым, непосредственным(прямой контакт между субъектами) или косвенным(через к-л предметы, дей-я, обмен инф-ей, других людей).Актуальным явл-ся личностно-ориентированное взд-е педагог-воспитанник, кот-е предполагает признание личности реб. не объектом, а основным субъектом восп-я, образования, партнером в образовательно-воспитательном пр-се. Цель этого ПВ - создание благоприятных усл-й, содействие в личностном развитии реб., формировании у него нравственных ориентаций, в его самоопределении.

Во взд-и определяющим фактором явл-ся позиция пед-а, исходящая из интересов раз-я реб.: понимание, признание, принятие его как полноправного партнера, оказание ему помощи.Наиболее эффективным для развития коллектива и личности явл-ся сотрудническое взд-е, для кот-х хар-ны знания, опора на положительное в личности, доверительность, доброжелательность, активность обеих сторон, диалог.Большим воспитательным потенциалом располагает диалоговое взд-е. Обеспечивает равенство позиций партнеров, уважительное отн-е д. к другу, принятие партнера таким, каков он есть, открытость, искренность. Недопустимы подавления,равнодушие друг к другу,формальные отношения. Загвязинский и Левшин занимались разработкой данной категории.

ЛОВ –особая альтернативная система воспитания, где ребенок – высшая ценность и где система гуманного отношения с детьми базируется на понимании, принятии и признании.Особенности личностно-ориентированного общения: понимание(проникновение во внутренний мир ребенка. Нужно разв у педагога 1.децентрации – умение поставить себя на место ребенка, 2. Наблюдательности и понимания того, что происходит, 3. Соц-го интеллекта, 4. Эмпатии. Техника «я - сообщение» : я подтверждаю то, что чувствуешь ты, говорю, что чувствую я ), признание уникальности ребенка (практиче ская реализация ребенком права быть собой. Ребенок имеет право сам решать свои жизненные проблемы), принятие ребенка как данность (безусловное положительное отношение к ребенку.Нельзя подгонять реб под наши ожидания, под стереотипы нашего восприятия. Нужно координировать наши требования в соответствии с возможностями детей.)

Конфликты в образовательном процессе: виды, функции, динамика, профилактика. Роль классного руководителя в профилактике и разрешении конфликтов.

В своей практике каждый учитель сталкивался с конфликтами в той или иной степени.

Конфликт — это такое отношение между людьми, кот. характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Структура конфликта

*Стороны конфликта — люди, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие конфликтующих.

*Предмет конфликта — из-за чего возникает конфликт.

*Образ конфликтной ситуации — это отображение предмета конфликта в сознании конфликтующих.

*Мотивы к-та — это внутренние побудительные силы, подталкивающие людей к к-ту(мотивы выступают в форме пот­ребностей, интересов, целей, идеалов).

*Позиции конфликтующих сторон — о чем они заявляют друг другу в ходе кон-та или в переговорном процессе.

Наши рекомендации