Виды аудитории. Способы взаимодействия на аудиторию, приемы организации взаимодействия со слушателями

Стрессы, возникающие у ребенка в связи с овладением разными видами речевой деятельности, возможность предупреждения и снятия стрессогенных факторов.

Когда ребенок приходит в первый класс(7 лет)- один из самых стрессовых моментов. В школе основным видом деятельности становится письмо. Речевая деятельность до школы нерегламентирована, в школе –регламентирована вся. До школы ребенок пользуется разговорным стилем, в школе ребенок начинает овладевать научно-учебной разновидностью научного стиля.

Речь становится предметом оценивания в школе.

«Чем больше мы давим, тем больше закрывается ребенок»

Старшие классы( 789 классы)- начинают формировать индивидуальный стиль.

Два языка: мертвый, жаргонный язык.

2.Волнение в ситуации публичного высказывания. Природа волнения, его основные проявления. Приемы снятия волнения при производстве устного высказывания.

По статистике, волнение в ситуации публичного высказывания проявляются в следующих процентах:

60%-как я смотрюсь( заинтересованность в предмете)

30%- как я говорю?

10%-что я говорю?

Страх- комплекс биологических реакций приводящие к выбросу адреналина в кровь.

По статистике страхов:

1)Страх смерти

2)Страх публичных выступлений.

3)Страх болезни и тд.

Симптомы волнения:

-дрожь в голосе, руки трясутся, бросает в жар, тяжело дышать, суета в движениях или наоборот ступр, невротические движения, мокрые руки, сухость во рту.

3 канала волнения:

Тело, опыт, воображения.

Что нужно сделать чтобы перебороть волнение:

· Аутотренинг;

· Нахождение плюсов

· Представление ситуации(доведение ситуации до абсурда)

· Глубоко подышать перед выступлением.

3.Первое представление «себя» в аудитории, его компоненты. Проблемы самопрезентации и возможные пути их решения.

Цель любой деятельности находится за пределами этой деятельности.

Если вы идете в незнакомую аудиторию, постарайтесь произвести наиболее благоприятное впечатление. Слушатели будут ловить каждое ваше слово, внимательно следить, как вы одеты, как вы двигаетесь. Первое представление предопределяет дальнейшую вашу работу с этой аудиторией(или классом).

Слушатели разделяются на:

· ригидных- идут за аудиторией, не склонен менять свои позиции, верит авторитетам, не критично воспринимает информацию.

· гибкая( мобильная)- каждый раз выражает свои суждения.

Так же существует другой критерий разделения аудитории:

· зависимая- которая вынуждена получать информацию, кот осуществляется не по воле и в конце должна пройти контроль.

· независимая- которая пришла по собственному желанию.

· господствующая- те, кто рассказывает и принимает контроль.

Виды аудитории. Способы взаимодействия на аудиторию, приемы организации взаимодействия со слушателями.

Аудитория разделяется на:

· ригидных- идут за аудиторией, не склонен менять свои позиции, верит авторитетам, не критично воспринимает информацию.

· гибкая( мобильная)- каждый раз выражает свои суждения.

Так же существует другой критерий разделения аудитории:

· зависимая- которая вынуждена получать информацию, кот осуществляется не по воле и в конце должна пройти контроль.

· независимая- которая пришла по собственному желанию

· господствующая- те, кто рассказывает и принимает контроль.

60% аудитории-мертвая

30%- позитивно настроены

10%- негативно настроены

Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

· Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;

· Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;

· Обсуждение интересующей проблемы;

· Решение проблемы.

· Завершение контакта (выход из него)

5. «Борьба» аудитории с оратором. Приёмы конструктивного реагирования оратора на манипулятивное поведение аудитории.

Борьба с оратором заключается в следующем:

· Подрывать авторитет( вопросы)

· Игнорирование

· Стратегия непонимания

Важно видеть реакцию аудитории но не слишком обращать на это внимание. Например, если человек зевает, то это не значит что ему не интересно(мало кислорода в аудитории)

Чтобы получить удовольствие от дискуссии, нужно понять какие задаются вопросы. Если не смогу ответить на вопрос, можно поступить так:

· Сказать «я уточню»

· Разобраться всем вместе.

· Если дали неправильную информацию, можно спросить точку зрения другого человека, можно поблагодарить человека.

Всегда когда задают вопрос нужно установить зрительный контакт.

Интеллектуальный терроризм:

Задают вопросы не для знаний, а с целью самоутверждения, демонстрируя себя.

Как узнать интеллектуального террориста:

· Вопросы каверзные

· Ищет возможность к чему то придраться

· Иногда вопросы не связаны с выступлением

Приёмы конструктивного реагирования оратора на манипулятивное поведение аудитории:

Не нужно завязывать с провокатором дискуссию. Можно задавать каверзные вопросы. Человек становится в ситуацию противодействия.

Можно делать комплименты, переводить в шуточную сторону.

8. Коммуникативная деятельность учителя: стили педагогического общения и тактики в общении, вербальные и невербальные их проявления. Достоинства и недостатки каждого стиля, связь с личностными характеристиками субъекта.

Стили педагогического общения:

1)Дистанция.

Характеристика:

· Незаинтересованность

· Равнодушие

· Употребление местоимений я и мы

· Взгляд не контактный

· Отсутствие мимики

· И учитель и ученики могут быть и субъектами и объектами.

Тактика в общении- тактика …

Достоинства: Учит ребенка самому отвечать за свои знания

Недостатки: Нет обратной связи, ученики не будут заинтересованы.

2)Дружеское расположение.

Характеристика:

· Цель учителя-снять напряженость, внушить уверенность

· Отношения доверительные

· Ученики чувствуют себя комфортно

· Взаимодействие личностей, дружеское расположение(учитель позволяет шутить)

Тактика- пристройка рядом.

Недостатки: отношение к предмету могут зависеть от отношений с учениками

3)Устрашение.

Характеристика:

· Ученики боятся

· Авторитет держится на страхе

· Нет ярких особенностей во внешности педагога, голос на высоких тонах

· Может не быть эмоций, а если есть то злые

· Находится в классе где угодно

Тактика-пристройка сверху

Достоинства: нет проблемы дисциплины и высокий уровень обученности.

4)Заигрывание

Характеристика:

· Попытка понравится ученикам

· Подстраивание

Тактика- пристройка снизу.

Стиль может перерасти в устрашение.

5)Заинтересованность в совместной познавательной деятельности.

Характеристика:

· Обучение через общение

· Привлекает детей, включает в деятельность

· Буквы сравнивает с чем-то живым

· Ищет аномалии изучаемого в жизни

Тактика- пристройка рядом

Недостатки: ребенок сравнивает этого педагога др, от учителя требуется много сил, избаловывает детей.

Таким образом, редко человек имеет один стиль, но существует ведущий. Обычно учитель выбирает стиль спонтанно, неосознанно.

9.Структура урока. Особенности организации и реализации этапов. Вариативность этапов урока.

Структура урока:

1) Оргмомент.

Цель: настроить детей на работу. В идеале оргмомент должен быть сведен к нулю. Если мы что-то обговаривали, оргмомент должен длится от 0 до 3 минут. Не нужно стоять и ждать, нужно что-то делать:

· Соревнование(какой ряд быстрее построится)

· Спросить: почему вы не можете собраться?Что у вас произошло?

· «Урок уже начался. Проверьте что у вас лежит на столе и тп.

Сообщить цели(можно давать цели по разному-спросить у каждого что ему нужно для достижения цели; можно написать что будем делать на уроке на доске-план)

Можно оргмомент соединить с основной частью или выйти на новую тему.

2) Опрос и проверка дз.

Проверка качества усвоения материала происходит с помощью опросов:

Тест, устные вопросы, фронтальные(конкретные вопросы), индивидуальны вопросы.

Главное при опросе сначала озвучить задание,а затем имя ученика, которого предполагаете спросить.

Наши рекомендации