Портфолио как форма оценки студентки
Введение
Изменившиеся условия деятельности учреждений профессионального образования требуют разработки и использования новых методов, технологий, способных обеспечить формирование нравственного и профессионального базиса будущего специалиста, самосовершенствования на уровне ведущих технологий самообучения. Одной их таких технологий является технология портфолио, предполагающая обучение на успехах, а не на ошибках.
Портфолио(от итал. portfolio — 'портфель, папка для документов') – досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов).
Согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений», портфолио может представлять собой:
ü визитную карточку, т.е. совокупность сведений о человеке, организации или...
ü досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста.
Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы XV -XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этих папках, позволяли заказчику составить впечатление о профессиональных качествах претендента. В настоящее время в сфере бизнеса «портфолио» применяется для показа достижении фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей - как альбом с фотографиями.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединённых Штатах Америки. В конце прошлого века идея применения «портфолио» в школе становится популярной во всем мире, в том числе и в России.
В современных школах все более популярной становится идея создания портфолио, который позволит перейти от административной системы учета результативности педагогической деятельности к системе оценивания успешности преподавателя как в урочной, так и во внеурочной работе. Портфолио - одна из аутентичных, т.е. наиболее приближенных к реальному состоянию, форм оценивания, которая ориентирована на процесс самооценивания.
Конечная цель учебного портфолио – свидетельство прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализированным продуктам учебно-познавательной деятельности, а основной смысл – «показать все, на что ты способен».
Идея использования портфолио в системе образования в последнее время получает широкое распространение. Однако, как правило, речь идет о портфолио студента. Например, в рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования отмечается, что «изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие... влекут за собой и изменение системы оценивания». При этом «Портфель личных достижений студента», представляющий собой «подборку личных работ студента, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс учащегося в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности студента - самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, размышления об отобранных материалах и своем продвижении», рассматривается как «средство предъявления собственных достижений студента для их оценки»[1]. Портфолио как совокупность индивидуальных образовательных результатов («портфель учебных достижений», «накопленная суммарная оценка») предполагается сделать одной из основных «составляющих образовательного рейтинга выпускника основной школы (в первую очередь, для случаев фактического конкурса при формировании профильных 10-х классов и школ старшей ступени) наряду с результатами итоговой аттестации»[2].
Таким образом, о портфолио студента речь заходит, когда обсуждается проблема обновления структуры и содержания общего образования вообще и системы оценки образовательных результатов в частности.
Вместе с тем как в мировой[3], так и в отечественной[4] практике портфолио рассматривается не только как средство педагогической диагностики, но и как метод оценки профессионализма педагогов.
В этом случае портфолио - это набор материалов, демонстрирующий умение студента решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма студента.
В условиях модернизации системы общего образования обновляются профессиональные требования к педагогам, а именно переносится акцент с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции педагога в осуществлении профессиональной деятельности. Следовательно, должны быть внесены изменения в содержание и формы квалификационных испытаний студентов, которые должны отражать современные цели и задачи системы образования.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования образовательное учреждение должно создавать условия, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности. Одним из таких средств может стать портфолио преподавателя, который может рассматриваться как альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
Коммуникативная культура аттестуемого оценивается экспертами дополнительно по результатам собеседования, анкетирования администрации учебного заведения, педагогов, студентов и их родителей.
Портфолио как форма оценки студентки
Технология портфолио
Портфолио для аттестации по профессиональному модулю целесообразно вести параллельно по нескольким разделам.