Показатели основной деятельности
Лекция 6.
Тема: Организация и управление эксплуатационной работой транспортной организации (на примере ОАО «РЖД»)
План
1 Сущность и содержание эксплуатационной работы
Характеристика подвижного состава железнодорожных транспортных компаний.
Организация перевозочного процесса, основные проблемы и пути повышения её эффективности
Основные показатели работы подвижного состава и их классификация
Планирование работы подвижного состава
1 Сущность и содержание эксплуатационной работы
Эксплуатация железных дорог – производственная деятельность, связанная с организацией и осуществлением перевозочного процесса.
Эксплуатационная работа в широком смысле – вся работа железных дорог, связанная с перевозочной деятельностью, которая включает в себя:
- грузовую и техническую работу станций;
- организацию движения поездов;
- все виды работ, связанные с организацией пассажирских перевозок;
- содержание и обслуживание подвижного состава и постоянных устройств железнодорожного транспорта.
Различают :
Ø техническую эксплуатацию, включающую организацию движения поездов, эксплуатацию и проектирование железнодорожных станций и узлов, организацию пассажирских перевозок;
Ø коммерческую эксплуатацию, содержащую организацию грузовой и коммерческой работы, фирменное обслуживание клиентуры.
Основная задача эксплуатации железных дорог – выполнение перевозок с минимальными затратами и максимально возможной быстротой при обеспечении безопасности движения поездов.
Документы, регламентирующие эксплуатационную работу:
Ø Устав железных дорог – законодательный акт, регулирующий взаимодействие железных дорог и клиентуры по выполнению перевозок, определяющий порядок выполнения перевозок, права, обязанности и ответственность железных дорог, организаций и лиц, пользующихся железнодорожным транспортом;
Ø ПТЭ – устанавливают систему организации движения, требования к подвижному составу, сооружениям и устройствам, порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта;
Ø График движения поездов – увязывает работу и определяет загрузку всех подразделений железнодорожного транспорта, занятых эксплуатационной работой;
Ø План формирования поездов – представляет систему организации вагонопотоков, определяет объем работы станций по формированию и расформированию поездов, формирование поездов маршрутами без переработки на технических станциях и распределение маневровой работы между сортировочными станциями
Ø Единые технологические процессы работы станций и подъездных путей – увязывает производственную деятельность станций и подъездных путей обслуживаемых предприятий;
Ø Единые технологические процессы работы железнодорожных станций , морских и речных портов, автомобильных транспортных предприятий и работы транспорта в пунктах перевалки грузов и пересадки пассажиров.
На каждой железной дороге эксплуатационная работа имеют свою специфику.
Эксплуатационная работа в узком смысле – работа подвижного состава
План-прогноз эксплуатационной работы является исходной базой для расчета программы ремонта подвижного состава и верхнего строения пути, потребного контингента работников, занятых эксплуатацией и ремонтом подвижного состава, потребности в топливе, энергии, материалах, денежных и других средствах.
Расчет работы подвижного состава необходим и для определения потребной пропускной способности железных дорог по отдельным направлениям сети.
Особенности эксплуатационной работы, отражающие специфику транспорта как материальной инфраструктуры:
Ø Производственный цикл начинается на одних линейных предприятиях железных дорог, а продолжается и заканчивается на других предприятиях;
Ø В отличие от промышленности от одного предприятия на другое переходят не только предметы труда (грузы), но и средства труда (вагоны и локомотивы);
Ø Наличие специфической области деятельности – регулирование вагонными парками;
Ø Локомотивы приписаны к конкретному депо, но плечи работы не совпадают с границами дорог;
Ø Грузовые вагоны свободно вращаются на всей сети дорог и при появлении частных собственников, не могут быть предоставлены перевозчиком под любой груз и в любом направлении. Собственник вагонов определяет, какой груз будут повезен в конкретном вагоне.
В основе эксплуатационной работы лежит план-прогноз по объему перевозок.
Показатели основной деятельности
2008г. | 2009г. | 2010г. | 2011г. | |
Объемные показатели | ||||
Грузооборот, млрд. ткм | 2423,8 | 2271,3 | 2501,8 | 2704,8 |
Пассажирооборот, млрд пасс.-км | 175,9 | 151,5 | 138,9 | 139,8 |
Финансовые показатели (млрд. рублей) | ||||
Доходы от основной деятельности | 1101,7 | 1050,1 | 1195,1 | 1288,3 |
Доходы от перевозок в т.ч. | 1014,5 | 956,8 | 1079,3 | 1109,1 |
доходы от грузовых перевозок | 936,2 | 1003,1 | ||
доходы от пассажирских перевозок | 150,4 | 42,9 | 7,4 | |
Расходы по основной деятельности | 1035,3 | 999,9 | 1084,2 | 1215,5 |
Расходы по перевозкам, в т.ч. | 952,1 | 913,8 | 986,4 | 1050,8 |
расходы по грузовым перевозкам | 722,7 | 691,1 | 796,1 | 933,2 |
расходы по пассажирским перевозкам | 216,9 | 203,3 | 95,3 | |
Прибыль (убыток) от продаж | 66,4 | 50,2 | 110,9 | 72,8 |
Прибыль от перевозок | 62,4 | 43,0 | 92,9 | 58,3 |
Прибыль (убыток) по грузовым перевозкам | 124,3 | 91,9 | 140,1 | 69,9 |
Прибыль (убыток) по пассажирским перевозкам | - 66,5 | -52,3 | -44,8 | +0,4 |