Раскройте сущность контрольной работы как одного из методов контроля. Назовите и опишите другие методы письменного контроля

Контрольные работы – весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Суть метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся.

Эффективность проведения контрольных работ возрастает при использовании некоторых вспомогательных приемов.

Эффективным приемом является проведение перед контроль­ной работой серии письменных опросов до тех пор, пока учитель не убедится, что изученный материал хорошо усвоен учащимися. Пока школьники хорошо не усвоили тему или раздел, контроль­ную работу проводить не следует, а нужно продолжать работу над усвоением материала.

Проведению целенаправленной подготовки учащихся способст­вует другой прием – предупреждение учащихся о предстоящей кон­трольной работе за одну-две недели и организация соответствую­щей подготовительной работы. Например, полезно решать типо­вые задания и выполнять упражнения, проводить так называемые подготовительные контрольные работы, позво­ляющие определять степень подготовленности учащихся к пред­стоящей контрольной работе.

При проведении самой контрольной работы для предупрежде­ния списывания и разговоров между учащимися часто используется прием предоставления заданий по вариантам (различных вариан­тов одного и того же задания) или даже индивидуальных заданий для каждого учащегося в отдельности.

При проведении проверочных (самостоятельных, контрольных) работ необходимо учитывать следующие моменты.

• Контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель убедился, что пройденный материал хорошо осмыслен и усвоен учащимися;

• Когнитивная психология рекомендует контрольные работы по теме проводить уже после того, как начата новая. Зачастую взгляд на пройденную тему «со стороны» (а школьные темы взаимосвязаны) помогает усвоить, переосмыслить уже, казалось бы, изученный материал.

• Необходимо за 1–2 недели предупредить учащихся о предстоящей контрольной работе и провести в связи с этим соответствующую подготовку. Полезно проводить предварительные проверочные работы, позволяющие определять степень подготовленности учащихся.

• Важно, чтобы содержание контрольной работы охватывало основные положения изученного материала и включало в себя такие вопросы, решение которых требовало бы от учащихся проявления сообразительности и творчества. При этом активизируется развивающая функция контроля.

• При проведении контрольных работ необходимо обеспечивать самостоятельное выполнение учащимися предлагаемых заданий, не допускать подсказок и списывания. В этом смысле хорошими приемами являются подбор для учащихся различных вариантов одного и того же задания, размещение учащихся за отдельными столами и т.д.

• Правила выполнения проверочной работы надо объяснить до раздачи условий заданий, иначе во время выполнения задания ученики будут задавать похожие вопросы много раз.

• Хождение учителя по классу во время выполнения проверочной работы провоцирует учеников на вопросы.

• Контрольные работы, если это возможно, должны проводиться в первой половине недели и желательно на втором и третьем уроке. Перенесение контрольных работ на конец недели или на последние уроки нецелесообразно, так как в это время учащиеся испытывают повышенное утомление, что может отрицательно сказаться на выполнении контрольной работы. По этой же причине недопустимо проведение нескольких контрольных работ в один день.

• Учитель обязан внимательно проверять и объективно оценивать контрольные работы, проводить анализ качества их выполнения, классифицировать допущенные учениками ошибки и осуществлять последующую работу по устранению пробелов в их знаниях.

Методы письменного контроля:классные и домашние письменные работы, контрольные и самостоятельные работы, диктант, реферат и т.д. В письменной работе перед учеником стоит задача не только показать теоретические знания, но и проявить умение их применить на практике для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Умелое применение методов письменного контроля позволяет выявить такие умения и навыки как степень владения письменной речью, умение логично и адекватно выстраивать и излагать текст, давать собственную оценку проблеме и т.д.

Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний в виде предметного диктанта. Учитель зачитывает короткие вопросы или раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы (задачи и примеры), на которые они в течение 10–12 минут дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Диктант может быть проведен и в форме теста.

Проверка домашних работ учащихся. Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Это позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, оценивать качество усвоения изучаемого материала, степень самостоятельности выполнения заданий. Проверка домашних работ в той или иной форме осуществляется на каждом уроке. Кроме того, учитель периодически берет тетради с домашними работами учащихся для специального просмотра и проверки. Что же касается слабоуспевающих, то учитель обязан регулярно проверять все их домашние работы.

Что такое оценивание? В чем состоит сущность оценки и отметки? Назовите требования к оцениванию. В чем сущность безотметочного обучения? Что оно дает ученику и учителю? Назовите причины неуспеваемости и меры ее устранения.

Оценивание – процесс определения качества освоения образовательных программ учащимся, важнейший элемент образовательного процесса

Следует четко отличать понятия «отметка» и «оценка». Оценки фиксируются в виде отметок. Отметка – это письменное выражение процесса оценивания в баллах. Оценка – это словесное выражение процесса оценивания.

Значимым фактором развития самосознания ребенка является оценочная деятельность учителя.

В литературе много сказано о том, какую негативную роль часто играет количественная оценка — отметка. Эксперимент, проведенный под руководством Ш. Амонашвили, показал, что безотметочное обучение (сочетающееся с интенсивной содержательной оценкой) в начальной школе привело к уменьшению тревожности детей, возрастанию их активности, повышению уровня притязаний.

Важно, чтобы оценочная деятельность учителя развивала у ребенка автономность, ответственность, ощущение способности самому справляться со своими проблемами.

Требования к оцениванию:

- сопоставление достигнутого учащимся уровня с определенным минимум требований, заложенных в учебный курс (за точку отсчета брать обязательный минимум);

- объективность (не завышать и не занижать);

- избегать тенденциозности (оценивания по отношению к конкретному учащемуся);

- избегать занижения при оценивании из-за расхождения логики и мнений учителя и учащегося;

- сформировать четкие критерии оценивания ( например, при тестировании из 5 вопросов текущий контроль (5ответов – 5, 4 ответа – 4…), 10-15 вопросов – тематический, из (20-) 30 вопросов итоговый (25-30 – 5, 19-24 -4, 13-18 – 3, менее 12 – 2));

- при оценивании учитывать объем и уровень знаний, в меньшей степени старательность старательность.

Автором безотметочной системы оценивания является Ш. Амонашвили.

Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей “отметочной” системы оценивания.

Что оно дает ученику и учителю?Ученик видит своё продвижение, успехи и проблемы в знаниях. Определив свое незнание, имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха. У ребенка возникает потребность в улучшении своей работы по собственной инициативе. А это формирует способность к самостоятельности в учении.
У учащихся формируется навык самоконтроля и самооценки. А конечная оценка результата дает возможность самому ребенку определять качество и успешность своего продвижения.
Учитель наглядно видит процесс формирования предметных знаний у учащихся и обеспечивает целенаправленную и своевременную коррекцию.
Результаты, зафиксированные на оценочных линейках, помогут делать оценку содержательной и для ученика, и для родителей.
Таким образом, содержательная оценка необходимо для того, чтобы сформировать и развить оценочную деятельность у детей и делать педагогический процесс гуманным и направленным на личность ребенка. Это условие и результат сотрудничества между учителем и учащимся, закрепление взаимопонимания и взаимодоверия.

Наши рекомендации