Функции графических знаний и умений
Учебный план школы построен таким образом, что учащиеся приходят на занятия в мастерские без подготовки в области графических знаний и умений. В связи с этим перед учителем технологии возникает необходимость ознакомить школьников с некоторыми знаниями, которые позволят разобраться им в технической документации и приступить к осознанному выполнению трудовых заданий.
Формирование элементов графических знаний необходимо для того, чтобы обучить учащихся чтению и составлению графической документации. На первый взгляд может показаться, что в учебном процессе чтение и составление технической документации – неразделимы, в действительности это не так. Необходимость в чтении технической документации возникает с первого занятия, когда пятиклассникам нужно представить себе внешний вид, форму и размеры изделия. Составлять же техническую документацию школьники начинают несколько позже. Это умение достигается в результате целенаправленной работы учителя с учащимися.
Таким образом, ознакомление учащихся с элементами графических знаний начинается с обучения чтения графической документации.
Предмет «Технология» - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Отмечу также его важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры.
Умение многое делать своими руками – залог уверенности в себе. «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л. С. Выготский, - завтра он становится способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня.» Каждый урок технологии дети называют уроком творческого вдохновения и радости, уроком, на котором открываются секреты мастерства. Неподдельный интерес к этим урокам стимулирует у детей развитие волевых качеств, мыслительных операций, формирование графических навыков, побуждает детей к творческому самовыражению.
Важнейшей особенностью этих уроков является связь с другими предметами, такими как биология, физика, гигиена, химия, геометрия, черчение, иностранный язык, литература и других. Рассмотрим эту взаимосвязь более подробно.
Черчение включает в себя четыре этапа - понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач,- и с тем, что все они связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, то применение знаний в новых ситуациях, органичность использования проблемных ситуаций и творческих задач в программах по изобразительному искусству, черчению, технологии обусловит целостность и завершенность процесса обучения. Поэтому, обращая внимание на важность развития сенсорных способностей учащихся посредством освоения ими основ графической грамоты, мое обращение к интеграции уроков изобразительного искусства (ИЗО), черчения и технологии продиктовано тем, что она (интеграция) является еще и основой развития у детей пространственного представления, позволяющих обучаемым выработать эффективный способ переработки информации – ее визуализацию, что способствует значительной экономии времени. При таком способе работы информация (практически одномоментно) трансформируется в некоторую обобщенную модель, содержащую необходимые и достаточные элементы для понимания формы, ситуацию, явления и др., что позволяет в учебном процессе у учащихся формировать целостную картину окружающего мира. И, кроме того, не просто адаптироваться в окружающем мире, но и уметь творчески его преобразовать.
Интеграция уроков черчения, технологии и изобразительного искусства. Рассматривая суть интеграции уроков черчения и изобразительного искусства, можно отметить, что каждый из этих предметов имеет свое содержание, логику построения курса свои задачи, требования и методы. Однако, несмотря на существенное различие, данные предметы имеют много общих вопросов. К ним следует отнести следующие функции:[6, с. 87]
1) формирование и развитие пространственных представлений и
пространственного воображения учащихся;
2) развитие наблюдательности, внимания, образной памяти,
глазомера;
3) умение воплощать свою идею в конкретную форму;
4) обучение анализу формы и конструкции разных предметов;
5) приобретение умений и навыков в графическом изображении
предметов.
Такая сущность задач обязывает, на мой взгляд, каждого учителя ИЗО черчения и технологии устанавливать тесную связь между этими предметами в процессе обучения, помня при этом, что черчение опирается на пространственное представление, тогда как этому вопросу уделяется большое внимание именно на уроках изобразительного искусства с 5 по 7 класс. Поэтому, недооценка развития пространственного представления на уроках ИЗО, как показывает практика, приводит к тому, что учащиеся на уроках черчения не могут сделать эскиз с технической детали, с трудом читают чертеж и выполняют технический рисунок.
Та же задача – развитие пространственных представлений и пространственного воображения – связывает курсы черчения и ИЗО с курсом геометрии, уроками технологии.
Использование межпредметных связей данных дисциплин позволяет, в частности мне, объединить их в единый блок и осуществить обучение на уроках так, чтобы основные, узловые вопросы учебного материала усваивались детьми одновременно и параллельно при выполнении самых различных работ, включенных в разделы программы. Это способствует осознанию детьми внутренней связи, общности правил, приемов, лежащих в основе, казалось бы, таких далеких друг от друга работ, видеть общее в различном и различное, в общем. Так при параллельном построении изучении материала усваивается не один вопрос программы изолировано, а целый блок разделов с учетом существующих между ними связей.
Этот комплекс видов работ имеющих отношение к технологии, рисованию и черчению можно назвать « Изображением и изготовлением предметов».