Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии: Макеты изу чаемых деталей

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций»

Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии: Макеты изу чаемых деталей - student2.ru Кафедра Теории конструкция судовых ДВС

Учебно-методический комплекс дисциплины: Судовые турбомашины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ

180403.65 Специальность : Эксплуатация СЭУ

Код ОКСО

Санкт –Петербург

ВВЕДЕНИЕ

Процесс постоянного увеличения мощности и уменьшения массогабаритных показателей СЭУ обусловил все большее применение турбомашин как в качестве самостоятельных, так и важнейших составных частей судовых и корабельных силовых установок.

Так уже в настоящее время судовой дизель является комбинированным двигателем, содержащим в себе поршневую часть и турбокомпрессор агрегата наддува.

Дальнейшее развитие судовых дизелей в значительной мере определяется повышением степени наддува, совершенствованию аэродинамики и эксплуатационных качеств турбокомпрессоров.

Уже находятся в эксплуатации судовые дизели, турбокомпрессор которых имеет силовую турбину, передающую механическую энергию на специальный электрогенератор или коленчатый вал двигателя. Разработаны конструкции турбокомпрессоров с двухступенчатым повышением давления.

Газо- и паротурбинные установки являются основой корабельной энергетики.

Поэтому изучению принципа действия, конструкции, рабочих процессов, протекающих в судовых турбомашинах, уделяется первостепенное внимание.

Во время выполнения лабораторных работ студенты знакомятся с конструкцией и основными характеристиками газотурбинных двигателей ТВ2-117 и ТВ3-117, разработанных в НПП им. акад. В.Я. Климова (г. Санкт-Петербург). Они имеют приемлемые для судов речного флота мощностные и массогабаритные показатели, что позволяет произвести их конвертацию в судовые с последующим использованием, например, на судах на подводных крыльях и воздушной подушке, мощных буксирах-толкачах с малой осадкой.

Лабораторная работа №1

Тема ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ КОМПРЕССОРЫ

И ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫЕ ТУРБИНЫ

1. Учебныая и воспитательная цели:

- .изучение конструкции радиальных турбомашин - цетробежных компрессоров и центростремительных турбин, определение основных геометрических размеров рабочих колес и их соотношений

- показать значимость этих знаний в практической деятельности

2.. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия:

В турбокомпрессорах агрегатов наддува дизелей чаще всего применяются радиальные турбомашины - центробежные компрессоры и центростремительные турбины.

Их конструкции имеют много общего. Они состоят из входных (выходных) устройств, рабочих колес, безлопаточного и лопаточного диффузоров (сопловых аппаратов) и улиток.

Рабочие колеса обоих типов турбомашин чаще всего выполняются полузакрытыми. Лопатки рабочего колеса образуют радиальные межлопаточные каналы, по которым движется воздух или газ.

Различия этих турбомашин заключены в следующем:

* компрессор является потребителем механической энергии, турбина ее вырабатывает;

* направление движения газа в компрессоре: от корневых сечений к периферийным, а в турбине - в противоположном направлении;

* неподвижные элементы в компрессоре (направляющие аппараты и диффузор) служат для уменьшения скорости, кинетической энергии потока и увеличения давления и температуры (потенциальной энергии), а в сопловом аппарате турбины - наоборот.

К основным характеристикам рабочих колес относятся: наружный диаметр DH внутренний диаметр рабочего колеса - DBH , диаметр втулки - DBM , количество лопаток Z, ширина рабочего колеса - B.

Важными параметрами, характеризующими геометрию рабочего колеса, являются высоты рабочих лопаток на наружном lH и внутреннем lBH диаметрах, шаг лопаток tH , tBH , а также относительные размеры d BM =DBM /DH , d BH = DBH /DH , b=B/ DH.

Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии: Макеты изу чаемых деталей

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для
проведения занятий;

Наименование Назначение Характеристики Примечание  
         
                   

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы;

6. Рекомендации по использованию информационных технологий
необходимости);

7. Практические задачи, задания, упражнения;

Порядок выполнения работы

1. Выполнить эскизирование рабочего колеса центробежного компрессора и радиальной турбины с нанесением их основных размеров.

2. Рассчитать геометрические соотношения, характеризующие рабочие колеса.

3. Заполнить таблицу 1 и проанализировать полученные результаты.

Таблица 1

Параметр Рабочее колесо
Тип турбокомпрессора Тип турбокомпрессора
Компрессор Турбина Компрессор Турбина
Число лопаток Z        
Наружный диаметр рабочего колеса DH, мм        
Внутренний диаметр рабочего колеса DBH, мм        
Диаметр втулки DBM, мм        
Осевая ширина рабочего колеса B, мм        
Шаг лопаток на наружном диаметре РК , tH= p DH /z, мм        
Шаг лопаток на внутреннем диаметре РК, tBH = p DBH /z, мм        
Длина лопатки на наружном диаметре РК L H, мм        
Длина лопатки на внутреннем Диаметре РК LBH , мм        
Относительная высота лопатки Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии: Макеты изу чаемых деталей - student2.ru        
Относительная высота лопатки Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии: Макеты изу чаемых деталей - student2.ru        
Относительный диаметр dBH = DBH / DH        
Втулочное отношение dBH =D BH/ DBX        
Относительная ширина РК b =B/ DH        

4.. Задания студентам для самостоятельной работы:

- изучить учебный материал по теме ;

- подготовить таблицу

5 Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия.:

1. Каким образом происходит преобразование энергий в рабочем колесе центробежного компрессора?

2. Каким образом происходит преобразование энергий в рабочем колесе центростремительной турбины?

3. Какие типы рабочих колес применяют в радиальных турбомашинах агрегатов наддува?

4. Назовите основные геометрические параметры и их соотношения, характеризующие рабочие колеса компрессора и турбины. Проанализируйте их различия.

В турбокомпрессорах агрегатов наддува дизелей чаще всего применяются радиальные турбомашины - центробежные компрессоры и центростремительные турбины.

Их конструкции имеют много общего. Они состоят из входных (выходных) устройств, рабочих колес, безлопаточного и лопаточного диффузоров (сопловых аппаратов) и улиток.

Рабочие колеса обоих типов турбомашин чаще всего выполняются полузакрытыми. Лопатки рабочего колеса образуют радиальные межлопаточные каналы, по которым движется воздух или газ.

Различия этих турбомашин заключены в следующем:

* компрессор является потребителем механической энергии, турбина ее вырабатывает;

* направление движения газа в компрессоре: от корневых сечений к периферийным, а в турбине - в противоположном направлении;

* неподвижные элементы в компрессоре (направляющие аппараты и диффузор) служат для уменьшения скорости, кинетической энергии потока и увеличения давления и температуры (потенциальной энергии), а в сопловом аппарате турбины - наоборот.

К основным характеристикам рабочих колес относятся: наружный диаметр DH внутренний диаметр рабочего колеса - DBH , диаметр втулки - DBM , количество лопаток Z, ширина рабочего колеса - B.

Важными параметрами, характеризующими геометрию рабочего колеса, являются высоты рабочих лопаток на наружном lH и внутреннем lBH диаметрах, шаг лопаток tH , tBH , а также относительные размеры d BM =DBM /DH , d BH = DBH /DH , b=B/ DH.

Наши рекомендации