Коробка приводов нижняя
Коробка приводов нижняя предназначена для привода: основного маслоагрегата, датчика частоты вращения, для ручной прокрутки ротора КНД и для передачи вращения от выносной коробки приводов через центробежно-храповую муфту ротору КНД.
В нижнюю коробку сливается масло из переднего корпуса компрессора и из статического маслоотделителя. Масло откачивается из корпуса нижней коробки секцией маслоагрегата.
Приводы нижней коробки приводов жестко связаны с ротором КНД и вращаются как при запуске двигателя, так и при его работе, кроме ведущего звена центробежно-храповой муфты, которое отключается после запуска двигателя.
При запуске двигателя вращение от трех электростартеров через цилиндрические шестерни 7, 8, 9, (рис.46) выносной коробки приводов и рессору получает ведущее звено центробежно - храповой муфты. Ведомый элемент центробежно-храповой муфты передает вращение конической шестерне 5. Через конические шестерни 5 и 2, рессору, конические шестерни 3 и 4 происходит раскрутка ротора КНД.
Привод датчика частоты вращения осуществляется от цилиндрической шестерни 12 через конические шестерни 10, 11. От вала, на котором закреплены шестерни 11, 12 получает вращение маслоагрегат двигателя.
Нижняя коробка приводов состоит из корпуса 14 (рис. 49) и смонтированных в нем пускового привода, привода маслоагрегата и привода датчика частоты вращения. На корпусе нижней коробки приводов в верхней ее части (рис.47) имеются лапы 1 для закрепления ее на переднем корпусе компрессора. Для центровки и уплотнения масляных полостей переднего корпуса на переходнике 3 (рис.49) имеется цилиндрический выступ с резиновыми кольцами. В корпусе нижней коробки приводов установлены два магнитных сигнализатора стружки Сигнализатор стружки 21, установленный в верхней части корпуса контролирует сливаемое масло только из переднего корпуса компрессора. Нижний сигнализатор стружки 3 (рис. 48) контролирует все сливаемое в коробку масло, которое в дальнейшем подается на откачивающую секцию маслоагрегата. В бобышках 2 имеются резьбовые отверстия, используемые для крепления технологического приспособления при монтаже коробки.
Шестерни 1 и 15 (рис. 49) пускового привода установлены на валу, который вращается в роликовом 16 и шариковом 2 подшипниках.
На корпусе нижней коробки приводов, по оси двигателя, имеется прилив для крепления переходника 7, с установленной в нем конической шестерни 13 и центробежно-храповой муфтой привода выносной коробки приводов. Коническая шестерня 13 пускового привода установлена в роликовом 4 и шариковом 5 подшипниках. Внутри ступицы шестерни размещен хвостовик вала шлицевого 11, на котором закреплена полумуфта ведомая 9, являющаяся одним из звеньев разобщительной центробежно-храповой муфты. Другое звено - полумуфта ведущая 6 установлена соосно с ведомой и вращается в двух шариковых подшипниках 8. Шарикоподшипники размещены в стакане 12, который крепится к переходнику 7.
Ведомая полумуфта состоит из внутренней обоймы 2 (рис. 50) с подвижными в радиальном направлении храповиками 3. Храповики установлены на пальцах 4 и пружинами 5 через поршень прижимаются к наружной обойме 1 ведущей полумуфты и, таким образом, входят в зацепление с ее выступами. Крутящий момент передается от наружной обоймы через храповик на палец и на обойму внутреннюю. Центр вращения храповиков не совпадает с центром их тяжести. Поэтому при достижении муфтой частоты вращения 1000 - 1200 об/мин момент от центробежных сил, действующих на храповики, превосходит момент от действия пружин и храповики выходят из зацепления - муфта отключается. Муфта отключена на всех режимах работы двигателя. При остановке двигателя и снижении частоты вращения ниже 1000 - 1200 об/мин момент от действия центробежных сил действующих на храповики становится меньше момента действия пружин и муфта переходит в режим прощелкивания, когда храповики касаются неподвижной наружной обоймы своей затылочной частью. И так до полной остановки КНД. При остановке двигателя муфта всегда готова к очередному запуску
В хвостовике шестерни 13 (рис. 46) выполнено гнездо для осуществления ручной прокрутки контура низкого давления.
3.7.1.1. Привод маслоагрегата осуществляется от конических шестерен 15 (рис.49) и 4 (рис. 51). На одном валу с конической шестерней 4 посажена цилиндрическая шестерня 5, которая передает вращение венцу шестерни 11. Шестерни 4 и 5 вращаются в двух шариковых подшипниках 3 и 6, размещенных в промежуточной стенке корпуса и в стакане. Шестерня 11 вращается также в двух шариковых подшипниках 8 и 12, один из которых размещен в стенке корпуса, а другой в стакане 9. Цилиндрическая шестерня 4 (рис. 52) соединена внутренними шлицами с конической шестерней 6. Внутри этой конической шестерни имеются шлицы для соединения с рессорой 3 привода маслоагрегата. Заглушки 1 и 7 закрывают
расточки, которые в данном исполнении коробки не используются.
3.7.1.2. Для привода датчика частоты вращения предназначена коническая шестерня 1 (рис. 51), имеющая внутри хвостовика квадратное гнездо для подсоединения рессоры датчика частоты вращения. Снаружи хвостовик уплотнен манжетой 13. Шестерня коническая 1 вращается на двух шариковых подшипниках 14, установленных в стакане.
3.7.1.3. Смазка деталей нижней коробки приводов производится подачей масла через два штуцера под давлением. Из штуцера 2 (рис. 53) по каналам выполненным в корпусе коробки приводов масло попадает в раздаточный спрейер 1. Из отверстия «а» трубки раздаточного спрейера масло попадает во внутреннее отверстие конической шестерни 7 и через канал «ж» смазывается шариковый подшипник, а через канал «е» трубки спрейера смазывается второй шариковый подшипник, в котором вращается коническая шестерня 7. Из раздаточного спрейера через отверстие «б», выполненное в стакане 6, масло попадает на полотно конической шестерни 5, и таким образом смазываются разбрызгиванием зубья конических шестерен 5 и 7. Из масляных каналов корпуса и сверления в переходнике 4 масло из отверстия "д" попадает на смазку шарикового подшипника, а из отверстия "г" масло попадает на смазку деталей центробежно-храповой муфты. Из отверстия "в", через сверления в переходнике 4 и сверление в стакане 3 масло подается на смазку подшипников, в которых вращается ведущая полумуфта центробежно-храповой муфты. Из отверстия "к" раздаточного спрейера масло попадает на смазку зубьев конической шестерни 8, а из второй трубки раздаточного спрейера через отверстие "и" масло подается на смазку роликового подшипника, в котором вращается коническая шестерня 8.
Из штуцера 10 (рис. 51) через каналы в стакане 9 масло попадает на шлицы рессоры привода маслоагрегата и смазывает подшипник шариковый 8.
Все остальные шестерни и подшипники смазываются методом разбрызгивания.